Структура системы финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Имея ввиду систему финансов, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3
1.Понятие и структура системы финансов……… ……………………………...5 2.Характеристика системы финансов РФ……………………………………...12
2.1. Финансы субъектов хозяйствования ………….…...………............................12
2.2.Государственные и муниципальные финансы……….…..……...……………18
2.3.Страхование как отдельная сфера системы финансов……………………….27
Заключение……………………………………………………………..…..............31
Список использованной литературы……………….…………………….…….33

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.91 Кб (Скачать)

     С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств  целевого назначения для решения  конкретной проблемы, обеспечения гарантированных  прав граждан в форме обособленного  фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти. В то же время  это обособление имеет как  преимущества, так и недостатки.

     Преимущества - относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость  от дефицита бюджета, возможность более  оперативного использования.

     Недостатки  недостаточность контроля за расходованием  средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора  и расходования, множественностью проблем, требующих целевого финансирования и многократным усложнением системы  платежей.

     Виды  внебюджетных фондов можно классифицировать по признакам:

  1. Функционального назначения: предназначенные (статья 13 Бюджетного кодекса РФ) для реализации конституционных прав граждан на:

     а) пенсионное обеспечение, б) социальное страхование, в) социальное обеспечение  в случае безработицы, г) охрану здоровья и медицинскую помощь.

  1. По уровням подчиненности:

     а) государственные внебюджетные фонды  Российской Федерации, находящиеся  в Федеральной собственности, в  т.ч. (статья 144):

     - Пенсионный фонд Российской Федерации;

     - Фонд социального страхования  Российской Федерации;

     - Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования;

     б) территориальные государственные  внебюджетные фонды (статья10).

     Конкретный  перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством  РФ, сюда относятся только территориальные  фонды социального страхования  и обязательного медицинского страхования.

     Государственные внебюджетные фонды относятся к  федеральной собственности, имеют  социальную, экономическую, благотворительную  и другую направленность.

     Доходы  государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

     - обязательных платежей, установленных  законодательством РФ;

     - добровольных взносов физических  и юридических лиц; 

     - других доходов, предусмотренных  законодательством. 

     Основным  источником доходов государственных  внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой  взнос).

     В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым  относятся сейчас территориальные  дорожные, экологические и другие фонды.    Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

     В федеральных министерствах и  других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических  программ, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР.

     Отраслевые  и межотраслевые внебюджетные фонды  НИОКР образуют:

     - Министерство науки и технологий  РФ - Российский фонд технологического  развития;

     -   федеральные министерства - внебюджетные  фонды министерств; 

     -  другие федеральные органы исполнительной  власти внебюджетные фонды ведомств;

     -   организации, ассоциации - внебюджетные  фонды объединений. 

     Многие  авторы, вместе с финансами государственного бюджета и внебюджетных фондов выделяют такое звено как государственный  кредит.

     Под государственным кредитом понимается совокупность экономических отношений  государства с физическими и  юридическими лицами, при которых  государство выступает в качестве:

     1) заемщика,

     2)  кредитора,

     3)  гаранта.

     В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной  системы.

     Во  втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

     Схема 1. Структура бюджетных ссуд, предоставляемых  государственным бюджетом.

     

     В третьем случае, органы власти предоставляют  государственные и муниципальные  гарантии и поручительства нижестоящим  уровням бюджетной системы и  юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы  и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести  к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения  называются условным государственным  кредитом.

     Таким образом, на дискуссионный вопрос о  составе сферы «государственные и муниципальные финансы» можно  дать ответ, что она состоит из: финансов государственного бюджета и финансов внебюджетных фондов. 

     2.3. Страхование как отдельная сфера финансовой системы   

     Вопрос  о выделении страхования в  отдельную сферу является одним  из основных дискуссионных вопросов. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления  распределения прибыли.

     Переход экономики на рыночные отношения, развитие предпринимательской деятельности, расширение круга товарных и обменных операций, взаимных договорных обязательств между хозяйствующими субъектами объективно требуют надежной системы гарантий, предоставляемой страхованием. Только на основе страхования становиться  возможной защита общественных и  личных интересов, возникающих в  процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

     Страхование представляет собой особую форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.

     Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и  материального благосостояния граждан неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

     Из  фондов, традиционно относящихся  к учреждениям социального страхования, у нас действуют только следующие:

     - Пенсионный фонд, имеющий довольно  разнообразные функции, относящиеся  по большей степени не к  сфере социального страхования;

     -  Фонд социального страхования,  также не могущий служить основой  для создания в России стройной  системы социального страхования;

     - Фонд медицинского страхования,  который фактически так же  к страхованию имеет весьма  отдаленное отношение, воплощая  в себе все ту же бюджетную  медицину с несколько иными  источниками формирования бюджета.

     В связи с различиями в объектах страхования всю совокупность страховых  отношений можно разделить на пять отраслей: социальное, имущественное, личное, страхование ответственности, страхование предпринимательских  рисков

     Социальное  страхование – это система  отношений, с помощью которой  формируются и расходуются фонды  денежных средств для материального  обеспечения лиц, не обладающих физической трудоспособностью или располагающих  таковой, но не имеющих возможности  реализовать ее по различным причинам.

     Имущественное страхование – отрасль страхования, где объектами страховых правоотношений выступает имущество в различных  видах. Под имуществом понимается совокупность вещей и материальных ценностей, состоящих в собственности и  оперативном управлении физического  или юридического лица.

     К традиционным и освоенным видам  имущественного страхования относятся  сельскохозяйственное страхование, транспортное страхование, страхование имущества  граждан, страхование имущества  предприятий различных форм собственности. Для российского страхового рынка  перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем  страховой ответственности считаются  морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование  транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.

     Личное  страхование выступает формой социальной защиты и укрепления материального  благосостояния населения. Его объекты  — жизнь, здоровье, трудоспособность граждан. Преобладающая доля операций по личному страхованию проводится на добровольной основе. Наиболее распространенными  считаются смешанное страхование  жизни с широким объемом страховой  ответственности (в связи с дожитием до окончания срока страхования, в связи с потерей здоровья от несчастного случая, в связи  с наступлением смерти застрахованного), страхование детей до достижения ими совершеннолетия, страхование  детей и школьников от несчастных случаев, ритуальное страхование, страхование  пенсий, страхование образования.

     - С расширением сферы банковской  деятельности, связанной с повышенным  риском проведения активных кредитных  операций по выдаче ссуд, становится  актуальным страхование ответственности  заемщика за непогашение кредита.  Договор страхования заключается  между страховой компанией (страховщиком) и предприятиями-заемщиками (страхователями). Объектом страхования является  ответственность заемщика перед  банком, выдавшим кредит.

     - Развитие коммерческого расчета  и усиление имущественной ответственности  предпринимателей по широкому  кругу обязательств предполагают  включение в российскую страховую  практику таких видов страхования,  как страхование ответственности  работодателей, страхование профессиональной  ответственности частнопрактикующих  специалистов (адвокатов, аудиторов,  врачей и др.), страхование деловой  ответственности, страхование ответственности  от экологических рисков, страхование  ответственности за качество  продукции, страхование ядерной  ответственности.

     Теперь  можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:

     1. Различные фонды (пенсионного,  медицинского, социального) страхования,  которые являются внебюджетными  фондами, а значит их финансы  являются составной частью государственных  и муниципальных финансов.

     2.  Финансовые организации, которые  являются юридическими лицами  и целью их деятельности является  получение прибыли, что характерно  для коммерческих предприятий.

Информация о работе Структура системы финансов