Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:08, курсовая работа
Имея ввиду систему финансов, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Введение…………………………………………………………………….………..3
1.Понятие и структура системы финансов……… ……………………………...5 2.Характеристика системы финансов РФ……………………………………...12
2.1. Финансы субъектов хозяйствования ………….…...………............................12
2.2.Государственные и муниципальные финансы……….…..……...……………18
2.3.Страхование как отдельная сфера системы финансов……………………….27
Заключение……………………………………………………………..…..............31
Список использованной литературы……………….…………………….…….33
С экономической точки зрения целесообразность выделения внебюджетных фондов обосновывается необходимостью привлечения дополнительных по отношению к бюджету средств целевого назначения для решения конкретной проблемы, обеспечения гарантированных прав граждан в форме обособленного фонда, оперативно управляемого и подотчетного органам власти. В то же время это обособление имеет как преимущества, так и недостатки.
Преимущества - относительная автономность от других расходов и целенаправленность, независимость от дефицита бюджета, возможность более оперативного использования.
Недостатки недостаточность контроля за расходованием средств и целевым характером их использования, ограниченность набора доходных источников и возможностей повышения эффективности их сбора и расходования, множественностью проблем, требующих целевого финансирования и многократным усложнением системы платежей.
Виды внебюджетных фондов можно классифицировать по признакам:
а) пенсионное обеспечение, б) социальное страхование, в) социальное обеспечение в случае безработицы, г) охрану здоровья и медицинскую помощь.
а) государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, находящиеся в Федеральной собственности, в т.ч. (статья 144):
-
Пенсионный фонд Российской
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
-
Федеральный фонд
б)
территориальные
Конкретный перечень фондов данного вида в положениях Бюджетного кодекса РФ не определен. Фактически, в соответствии с законодательством РФ, сюда относятся только территориальные фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
-
добровольных взносов
-
других доходов,
Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос).
В составе внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.
В
федеральных министерствах и
других федеральных органах
Отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды НИОКР образуют:
-
Министерство науки и
- федеральные министерства - внебюджетные фонды министерств;
-
другие федеральные органы
- организации, ассоциации - внебюджетные фонды объединений.
Многие
авторы, вместе с финансами государственного
бюджета и внебюджетных фондов выделяют
такое звено как
Под
государственным кредитом понимается
совокупность экономических отношений
государства с физическими и
юридическими лицами, при которых
государство выступает в
1) заемщика,
2) кредитора,
3) гаранта.
В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы.
Во втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды на покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе (Страны СНГ, Болгария, Индия, Алжир и др.). Такие отношения называются внешним государственным кредитом.
Схема 1. Структура бюджетных ссуд, предоставляемых государственным бюджетом.
В
третьем случае, органы власти предоставляют
государственные и
Таким
образом, на дискуссионный вопрос о
составе сферы «государственные
и муниципальные финансы» можно
дать ответ, что она состоит из: финансов
государственного бюджета и финансов
внебюджетных фондов.
2.3.
Страхование как отдельная
Вопрос о выделении страхования в отдельную сферу является одним из основных дискуссионных вопросов. Для того чтобы правильно ответить на этот вопрос необходимо проанализировать основные критерии организации финансов в страховании, источники формирования финансовых ресурсов и направления распределения прибыли.
Переход
экономики на рыночные отношения, развитие
предпринимательской
Страхование представляет собой особую форму перераспределительных отношений по поводу формирования и использования целевых фондов денежных средств для защиты имущественных интересов физических и юридических лиц и возмещения им материального ущерба при наступлении неблагоприятных явлений и событий.
Страховая жизнь, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.
Из
фондов, традиционно относящихся
к учреждениям социального
-
Пенсионный фонд, имеющий довольно
разнообразные функции,
-
Фонд социального страхования,
также не могущий служить
-
Фонд медицинского страхования,
В
связи с различиями в объектах
страхования всю совокупность страховых
отношений можно разделить на
пять отраслей: социальное, имущественное,
личное, страхование ответственности,
страхование
Социальное
страхование – это система
отношений, с помощью которой
формируются и расходуются
Имущественное
страхование – отрасль
К
традиционным и освоенным видам
имущественного страхования относятся
сельскохозяйственное страхование, транспортное
страхование, страхование имущества
граждан, страхование имущества
предприятий различных форм собственности.
Для российского страхового рынка
перспективными, отличающимися высокими
страховыми суммами и уровнем
страховой ответственности
Личное
страхование выступает формой социальной
защиты и укрепления материального
благосостояния населения. Его объекты
— жизнь, здоровье, трудоспособность
граждан. Преобладающая доля операций
по личному страхованию проводится
на добровольной основе. Наиболее распространенными
считаются смешанное
-
С расширением сферы
-
Развитие коммерческого
Теперь можно сделать вывод, что существует два вида страховых организаций:
1.
Различные фонды (пенсионного,
медицинского, социального) страхования,
которые являются
2.
Финансовые организации,