Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:08, курсовая работа
Имея ввиду систему финансов, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.
Введение…………………………………………………………………….………..3
1.Понятие и структура системы финансов……… ……………………………...5 2.Характеристика системы финансов РФ……………………………………...12
2.1. Финансы субъектов хозяйствования ………….…...………............................12
2.2.Государственные и муниципальные финансы……….…..……...……………18
2.3.Страхование как отдельная сфера системы финансов……………………….27
Заключение……………………………………………………………..…..............31
Список использованной литературы……………….…………………….…….33
3. Министерство РФ по налогам и сборам (ЦА + межрегиональные инспекции + Управление МНС по субъекту)
4.
Государственный таможенный
5. Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ЦА + региональное отделение)
6.
Министерство имущественных
7.
Разные финансовые органы, в т.ч.
государственные внебюджетные
Полуфинансовый блок:
1. Министерства: по антимонопольной политике РФ, природных ресурсов РФ, труда и социального развития РФ, экономического развития и торговли РФ, юстиции РФ
2.
Федеральная энергетическая
3.
Федеральная служба
4.
Российское агентство по
Все остальные федеральные органы исполнительной власти входят в нефинансовый блок.
Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России. В целом, вся система финансов состоит из двух укрупненных подсистем (сфер):
-
государственных и
-
финансов хозяйствующих
Каждая сфера системы финансов в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным системы финансов, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.
Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.
Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.
Участниками товарного производства также выступают ПБОЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.
Таким
образом, выделяют следующие звенья
в сфере субъектов
-
финансы коммерческих
-
финансы некоммерческих
- финансы ПБОЮЛ.
Центральное место в системе финансов любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет «как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Сфера
финансов государственные и
1)
финансы государственного
2) финансы внебюджетных фондов.
Государственный
внебюджетный фонд – это форма
образования и расходования денежных
средств, образуемых вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации. Государственные
внебюджетные фонды предназначены
для реализации конституционных
прав граждан на пенсионное обеспечение,
социальное страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь и имеют
строгое целевое назначение. Расходы
и доходы (бюджет) государственных
внебюджетных фондов утверждаются законодательными
(представительными) органами в форме
закона (решения) аналогично закону (решению)
об утверждении государственного бюджета.
Формируются государственные
Таким
образом, в состав системы финансов входят
две крупные сферы и звенья, входящие в
их состав.
2.
Характеристика системы
финансов РФ
2.1.
Финансы субъектов хозяйствования
Финансы субъектов хозяйствования занимают определяющее положение в структуре системы финансов страны, т.к. именно на уровне предприятий формируется преобладающая масса финансовых ресурсов государства.
Финансы
хозяйствующих субъектов – это
денежные отношения, связанные с
формированием денежных доходов, поступлений
и накоплений у экономических
субъектов и их использованием на
финансирование затрат по расширенному
воспроизводству или
Финансы
экономических субъектов
Особенности
формирования и использования финансовых
ресурсов разных экономических субъектов
определяются: сферой деятельности экономических
субъектов (коммерческая, некоммерческая),
организационно-правовой формой, отраслью.
Кроме экономических субъектов,
действующих как юридическое
лицо, предпринимательскую
Предприятия и организации функционируют на коммерческих и некоммерческих началах. Для коммерческих организаций характерна, прежде всего, главная цель – получение прибыли. Некоммерческие организации преследуют иную цель – обеспечение наилучшего социального эффекта, и если такая организация получает прибыль, то, как правило, не распределяет её между участниками.
Теперь
нужно провести анализ тех структурных
звеньев, которые выделяют авторы в
сфере финансы субъектов
Помимо финансов коммерческих организаций, финансов некоммерческих организаций и финансов ПБОЮЛ авторы выделяют такие звенья как: финансовые посредники, финансы общественных объединений, финансы домохозяйств.
Такой
термин как финансовые посредники встречается
в учебнике. Причем автор далее
пишет, что «в сфере финансов хозяйствующих
субъектов следует выделить более
частные сферы: финансы коммерческих
предприятий и организаций и
финансы некоммерческих организаций».
Для звена финансовые посредники
даётся лишь пояснение, что «к финансовым
посредникам относятся
По
определению (из Федерального закона от
02.12.1990 №395-1 (ред.от 29.06.2004) «О банках и
банковской деятельности»), «кредитная
организация - юридическое лицо, которое
для извлечения прибыли как основной
цели своей деятельности на основании
специального разрешения (лицензии) Центрального
банка Российской Федерации (Банка
России) имеет право осуществлять
банковские операции, предусмотренные
настоящим Федеральным законом.
Кредитная организация
Далее Романовский в разделе финансы хозяйствующих субъектов пишет, что «из сферы финансов коммерческих организаций можно выделить такую специфическую сферу, как «финансовые посредники». Таким образом происходит противоречие. С одной стороны автор выделяет финансовых посредников как отдельное звено, а потом пишет, что они являются коммерческими организациями.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что финансовых посредников не правильно выделять в отдельное звено.
В учебниках Родионовой и Галицкой встречается такое понятие как финансы общественных объединений, которые авторы выделят в отдельное звено финансовой системы.
Общественные объединения создаются на основе принадлежности людей к одной профессии или определенной социальной группе, общих интересов, увлечений или подходов к решению задач общегражданского, идеологического значения. В России действует большое количество общественных объединений: профессиональные союзы, партии, творческие союзы, спортивные и другие добровольные общества, специальные целевые и благотворительные фонды.
Характерной особенностью использования собственности общественных объединений является то, что она не выступает источником доходов для отдельных их членов, что является характерным признаком некоммерческой организации. Все доходы общественных объединений идут на общее обслуживание, удовлетворение их уставных потребностей в целом, что отражается в организации финансов.
На основании Гражданского Кодекса ст.117 можно сделать вывод, что общественные объединения являются некоммерческими организациями и не могут выделяться как отдельное звено финансовой системы.
Автор Вавилов выделяет отдельное звено – финансы домохозяйств. Но далее в учебнике не разъясняется, что именно подразумевается под этим термином и почему автор выделяет её в отдельное звено. В разделе о субъектах хозяйствования Вавилов приводит более подробное описание финансов коммерческих, некоммерческих организаций и предприятий без образования юридического лица, а разъяснение финансов домохозяйств отсутствует.
Домохозяйство – это экономическая единица, состоящая из одного или более лиц, которая снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека.
Также есть еще одно определение:
Домохозяйство – это группа людей, проживающих в одном жилом помещении или его части, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих или расходующих свои средства. Эти люди могут быть связаны отношениями родства или отношениями, вытекающими из брака, либо быть не родственниками, либо и теми и другими.
Из этих определений следует, что домохозяйства ведут какую-то деятельность по изготовлению продукции или, например, ведению сельского хозяйства. Но для того, чтобы снабжать ресурсами экономику, как сказано в первом определении, необходимо иметь на это разрешение, зарегистрироваться как предприятие, платить налоги и т.д. В законодательстве РФ не существует такой организационно-правовой формы как домохозяйство.
Автор Ковалёва выделяет финансы государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных и общественных хозяйствующих субъектов.
В
сфере субъектов хозяйствования
существует такая организационно-правовая
форма как государственные и
муниципальные унитарные