Структура системы финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Имея ввиду систему финансов, рассматривается вся совокупность финансовых отношений, как система, в которой выделяются отдельные сферы и звенья финансовых отношений.
Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….………..3
1.Понятие и структура системы финансов……… ……………………………...5 2.Характеристика системы финансов РФ……………………………………...12
2.1. Финансы субъектов хозяйствования ………….…...………............................12
2.2.Государственные и муниципальные финансы……….…..……...……………18
2.3.Страхование как отдельная сфера системы финансов……………………….27
Заключение……………………………………………………………..…..............31
Список использованной литературы……………….…………………….…….33

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 92.91 Кб (Скачать)

     Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками  предприятия.

     Под частными предприятиями автор понимает, скорее всего, предприятие без образования  юридического лица.

     ПБОЮЛ являются отдельным звеном системы финансов в сфере финансов субъектов хозяйствования.

     Граждане  Российской Федерации вправе заниматься предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Под предпринимательской деятельностью  понимается инициативная, самостоятельная  деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность или от имени  и под юридическую ответственность  юридического лица.

     Акционерное общество является организационно-правовой формой коммерческих предприятий. Поэтому  финансы акционерных обществ  не правильно выделять в отдельное звено системы финансов.

     Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его  обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

     Отличительными  чертами акционерного общества по сравнению  с другими организационно-правовыми  формами хозяйствования являются:

     - добровольность его образования,  причем учредителями и участниками  акционерного общества могут  быть самые различные юридические  и физические лица;

     -  возможность внесения участниками  общества своих средств в уставный  фонд в самых различных формах  – в виде зданий и сооружений, оборудования, денежных средств,  в том числе в иностранной  валюте, интеллектуальной собственности  и т.д.; однако при этом весь  капитал акционерного общества  и доля каждого их его участников  обязательно переводится в акции. 

     Выпускаемые обществом акции являются не только инструментом мобилизации финансовых ресурсов, эффективным методом быстрого перелива финансовых средств из одних  отраслей в другие, но и способом дробления («распыления») риска. Различия в самих акциях и условиях их оборота  приводят к тому, что акционерная  форма организации хозяйства  является очень гибкой и быстро приспосабливаемой к любой сфере коммерческой деятельности. С позиций достигаемого эффекта акционерные общества являются главной формой хозяйствования в условиях рыночной экономики.

     Акционерное общество обладает ограниченной ответственностью – не отвечает по имущественным  обязательствам акционеров, а они  несут ответственность по обязательствам общества в пределах своего вклада (пакета принадлежащих им акций).

     Финансы арендных субъектов хозяйствования также следует отнести к финансам коммерческих предприятий, так как  арендное предприятие является организационно-правовой формой коммерческого предприятия.  

     Аренда  – это распоряжение и пользование  каким-либо имуществом за плату в  течение определенного срока, оговоренного договором аренды. В аренду могут  передаваться земля, здания, сооружения, предприятия, средства производства и  т.д. Аренда не влечет за собой изменения  права собственности. Арендатор  лишь временно на срок и в рамках, оговоренных договором, получает права собственника, за что и вносит арендную плату.

     Таким образом, на дискуссионный вопрос о  составе сферы «финансы субъектов  хозяйствования» можно дать ответ, что в эту сферу входят: финансы  коммерческих организаций, финансы  некоммерческих организаций и финансы  предприятий без образования  юридического лица. 

     2.2. Государственные и муниципальные финансы  

     Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения  и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура  включает следующие элементы:

     -  бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов.

     - система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы.

     В социально-экономическом развитии общества государственные и муниципальные  финансы выполняют ряд функций:

     - Планирования - формулировка целей  и выбор путей их достижения. Реализуется через составление  бюджетов;

     - Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса;

     - Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей; 

     - Контроля.

     В системе государственных и муниципальных  финансов (ГМФ) единая бюджетная классификация  обеспечивает учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Используется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней власти и управления (в т.ч., и консолидированных), а также бюджетов внебюджетных фондов.

     Территориальные финансы представляют собой систему  экономических отношений, которая  распределяет и перераспределяет Национальный Доход на экономическое и социальное развитие территорий, а также на выравнивание уровней жизни и  социального развития локальных  территорий (бюджетное регулирование  в целях выравнивания доходной базы городов, районов, поселков и т.п. на основе единых стандартов проживания на территории).

     Структура финансов субъекта РФ выглядит таким  образом:

     - бюджет субъекта РФ;

     - бюджеты муниципальных образований территории;

     - внебюджетные фонды субъектов РФ;

     - иные финансовые ресурсы, привлекаемые для финансирования обще территориальных потребностей.

     Структура местных финансов выглядит таким  образом:

     - местный бюджет;

     - иные финансовые ресурсы.

     Основными показателями бюджета территории выступают: 
 
 
 
 
 
 
 

       Схема 1. Основные характеристики бюджета территории.

     · 

     Бюджет  субъекта РФ представляет собой форму  образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения  задач и функций, отнесенных к  предметам ведения субъекта РФ. Консолидированный  бюджет субъекта РФ свод бюджета региона  и бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории.

     К налоговым доходам бюджетов субъектов  РФ относятся:

    -  собственные налоговые доходы от закрепленных региональных налогов и сборов, перечень, ставки, пропорции и разграничения которых определяются на основе налогового законодательства РФ, закона о бюджете РФ на очередной финансовый год и порядка формирования доходов местного бюджета;

    - отчисления от регулирующих налоговых доходов поступающих от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ, по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

     В неналоговые доходы региональных бюджетов поступает часть прибыли государственных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в  размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

     Необходимость сбалансированности регионального  бюджета предполагает следующие  источники финансирования его дефицита:

     - внутренние: государственные займы путем выпуска ценных бумаг от имени субъектов РФ; бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; кредиты от кредитных организаций;

     - внешние: государственные внешние займы от имени субъектов РФ.

     Возникающие в связи с этим долговые обязательства  представляют собой государственный  долг субъектов РФ, который обеспечивается всем, имуществом, составляющим казну  субъектов РФ.

     Межбюджетные  отношения представляют собой совокупность отношений между органами государственной  власти РФ, органами власти субъектов  РФ и местного самоуправления по поводу разграничения и закрепления  бюджетных правомочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности  при составлении, утверждении и  исполнении бюджетов.

     Местному  бюджету могут быть представлены бюджетные ссуды из регионального  бюджета на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета. Порядок предоставления и расчет всех видов финансовой помощи определяется законом субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной  власти субъекта РФ имеет право на проведение ревизии местного бюджета, получающего финансовую помощь.

     Также предусмотрена финансовая помощь местным  бюджетам на финансирование расходов по федеральным целевым программам.

     Регулирование межбюджетных отношений на территории осуществляется путем:

     -   нормативов отчислений из регулирующих  доходов;

     -   дотаций и субвенций из областного  бюджета; 

     -  средств, выделяемых из фонда  финансовой поддержки областного  бюджета;

     - средств, поступающих по взаимным  расчетом из федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ;

     -   социальных норм и финансовых  нормативов, выступающих основой  расходов муниципальных образований. 

     Итак, регулирование межбюджетных отношений - процесс распределения доходов  и перераспределения средств  между бюджетами разных уровней  в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с  учетом государственных минимальных  социальных стандартов.

     Межбюджетные  отношения, влияющие на доходы местных  бюджетов, включают:

     - определение нормативов по регулирующим  доходам (налог на прибыль,  акцизы, подоходный налог с физических  лиц и т.д.);

     -  расчет средней бюджетной обеспеченности;

     -  поддержание минимальной границы  бюджетов;

     -  местные налоги;

     - метод распределения трансфертных  фондов: дотации, субвенции, трансферты.

     Отношения, опосредующие формирование расходов бюджетов, включают в себя социальные нормы  и нормативы, идущие на содержание (текущие  расходы) объектов социальной сферы  на территории: культуры; образования; здравоохранения; управления и др. Это нормативы финансовых затрат, обеспечивающие предоставление государственных услуг по социальным стандартам.

     Внебюджетные  фонды представляют собой особую модель формирования и перераспределения  финансовых средств для решения  отдельных социально значимых или  оперативных задач на основе выделения  специальных источников, порядка  использования средств и органов  управления ими.

Информация о работе Структура системы финансов