Структура и динамика местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В результате реорганизации местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6
1.1 Экономическая сущность местных бюджетов…………………………………….6
1.2 Финансовые и методологические аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»…………………….....15
2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский район»……………………15
2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17
2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

- недостаточная эффективность использования бюджетных средств.

 

 

 

 

 

3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"

 

 

Исполнение  бюджета в 2011 году осуществляется в ситуации, при которой сохраняется риск невыполнения доходной части местного бюджета. Основная причина – возможное снижение поступлений НДФЛ от предприятий ООО «Сахалинуголь-4» и ЗАО «Морпорт», а так же от бюджетных учреждений, в случае принятия решения о закрытии учреждений социально-культурной сферы областного подчинения – медицинского училища и санатория для детей.

Кроме того, при положительном решении вопроса выделения дополнительных средств из областного бюджета на  работы по капитальному строительству и капитальному ремонту  объектов социальной сферы (в пределах около 300 млн.руб.) остро станет вопрос о софинансировании расходов за счет местного бюджета. На эти цели необходимо будет изыскать в бюджете около 20 млн.руб., что практически невозможно, т.к. размер собственных доходов рассчитан по максимуму  и составляет всего 96 млн.руб., которые  уже распределены.

В то же время  эти проблемы не могут рассматриваться  в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей, главная из которых - повышение уровня и качества жизни населения посредством удовлетворения потребностей граждан в качественных услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, социальных гарантиях.

С этой целью  в 2011 году необходимо решение следующих задач:

- полной мобилизации  налогового потенциала района;

- решение, на  уровне Правительства Сахалинской  области, вопроса снижения доли  софинансирования из местного  бюджета по дополнительным объектам, включаемым в бюджет после  его принятия;

- выполнение  обязательств перед гражданами;

- повышение  эффективности бюджетных расходов;

- поддержка  реального сектора экономики;

- обеспечение  прозрачности бюджетных процедур, конкурентного режима при закупках  товаров и услуг для муниципальных нужд.

Для решения  всех этих задач и оптимизации  управления средствами бюджета, постановлением администрации городского округа от 24.03.2010 г. № 166 утверждена Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Разработка механизмов, форм и методов использования средств бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район», направляемых на развитие экономики района является важнейшим условием повышения эффективности использования бюджетных средств.

Основными направлениями совершенствования исполнения бюджета по расходам являются:

- формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение эффективности использования бюджетных средств;

- использование программно-целевых принципов при планировании и исполнении бюджета; создание условий для инвестиционной и инновационной деятельности;

- сокращение или ликвидация неэффективных расходов по всем отраслям бюджетного сектора;

- ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов.

Это позволит добиться повышение качества исполнения местного бюджета.

Следующим приоритетным направлением является организация работы по реструктуризации задолженности предприятий и организаций ГО «Александровск-Сахалинский район» по централизованным кредитным ресурсам в соответствии с порядком, определенным Правительством Российской Федерации

Мероприятия, направленные на повышение  эффективности исполнения бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район» по расходам представлено в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Мероприятия ГО «Александровск-Сахалинский район»

Наименование  мероприятия

Ответственные исполнители

Срок исполнения

 Управление  бюджетными расходами

   

Выявление мнения населения о качестве бюджетных  услуг

   

Проведение  несистематических опросов населения о качестве отдельных видов предоставляемых бюджетных услуг

Отдел информатизации  и социологических исследований администрации района

до 1 февраля 2012 года

Утверждение нормативным  правовым актом перечня видов  бюджетных услуг, для оценки качества, предоставления которых должны проводиться опросы населения; учет при формировании местного бюджета результатов опросов населения о качестве предоставляемых бюджетных услуг

Утверждение нормативным  правовым актом порядка проведения опросов населения о качестве предоставляемых бюджетных услуг, включая требование о систематичности проведения опросов

Наличие системы  оценки результативности и эффективности  бюджетных расходов

   

Качественный  анализ результативности и эффективности  бюджетных расходов силами подразделений органа местного самоуправления - обязательный этап бюджетного процесса

Финансовое  управление администрации  района

до 1 февраля 2012 года

Использование средств массовой информации, в том  числе электронных, в целях регулярного распространения информации о бюджете и долге муниципального образования

Отдел информатизации  и социологических исследований администрации района

до 1 февраля 2012 года


 

Целесообразно осуществить следующий комплекс изменений бюджетно-налоговой системы.

1. Усилить роль  местных налогов в формировании  доходной части бюджетов муниципальных  образований. Практически консенсусным  сегодня является предложение  о введении местного налога  на недвижимость, закрепленного  за поселениями и городскими  округами, при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан.

Необходимо  вернуться к обсуждению вопроса  о степени самостоятельности  муниципальных образования в  части регулирования местных  налогов; рассмотреть вопрос о возможности передачи местным администрациям части полномочий по их администрированию.

Возможно рассмотрение вопроса о придании статуса местных  некоторым другим налогам (например, транспортному; налогам, связанным  с применением специальных налоговых режимов).

2. Нормативы  отчисления от федеральных и  региональных налогов должны  быть федеральным законом закреплены  за муниципальными образованиями  в размере, достаточном для  выхода на самообеспечение подавляющего  числа городских округов как наиболее обеспеченного типа муниципальных образований.

Тем самым будет  стимулировано развитие ими собственной  налоговой базы и расширение зон  опережающего развития, исключены непродуктивные встречные финансовые потоки (из муниципалитета – в бюджеты вышестоящего уровня, а затем обратно в качестве трансфертов). Реализация подобного подхода требует точного расчета налоговой базы и выбора варианта нормативов, достаточных для обеспечения фактически сложившихся расходов среднего городского округа. При этом несоразмерно высокая финансовая обеспеченность самых благополучных муниципалитетов при существующей межбюджетной системе будет выровнена с помощью отрицательного трансферта.

3. Выбор налогов,  нормативы отчислений от которых  дополнительно передаются муниципальным образованиям (в качестве единого федерального стандарта), нуждается в тщательной проработке.

Критериями  отбора здесь могут быть:

- единые концептуальные принципы (например, однотипность объектов налогообложения – имущество, доходы субъектов со специальными налоговыми режимами);

- способность стимулировать муниципалитет к развитию налоговой базы, реальная возможность муниципальных образований повлиять на рост поступлений от этого налога;

- степень дифференциации размера поступлений от налога по различным муниципальным образованиям (очень высокая степень делает нежелательной «местную прописку» этого налога);

- удельный вес налога, его способность решать финансовые проблемы муниципальных образований;

- практика применения нормативов отчисления на региональном уровне (само ее распространение может свидетельствовать о наличии практической осмысленности, но может быть и источником информации и о негативном опыте).

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Анализ исполнения местного бюджета  проходит в два этапа:

1) анализ доходов налоговых поступлений;

2) анализ не налоговых доходов.

В настоящее время методические аспекты анализа налоговых поступлений в местные бюджеты не достаточно разработаны. Для преодоления имеющихся пробелов в методологии аналитических исследований можно предложить одну из оптимальных методика анализа налоговых доходов.

Основными задачами при данном анализе исполнения доходов местного бюджета являются:

-  изучение уровня и структуры расчетов по налогам и сборам в отчетном периоде;

-  сравнение уровней и структур  доходов в отчетном и аналогичном  периоде прошлого года;

-  оценка структурной динамики  доходов и выяснение причин ее изменения;

- изучение причин повышения  или понижения налоговых поступлений.

Александровск-Сахалинский район – административно-территориальная единица и муниципальное образование (наделённое статусом городского округа) в Сахалинской области России. Административный центр – город Александровск-Сахалинский.

Бюджет  городского округа «Александровск-Сахалинский  район» за 2010 год по доходам исполнен на сумму 983, 7 млн. рублей, что на 131 млн.руб. или 15,3% больше доходов 2009 года.

Собственных доходов  получено больше 2009 года на 16,1 млн.руб., при этом доля собственных доходов в общих доходах бюджета снизилась с 15,6% (2009) до 15,2% (2010).

Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации увеличились  по сравнению с 2009 годом на 114,9 млн.руб. и, составили 833,9 млн. рублей.

Годовые плановые назначения по собственным доходам исполнены на 102,4%. В бюджет поступило 149, 7 млн. рублей. К соответствующему периоду прошлого года, в сопоставимых условиях, рост составил 18,9 млн. рублей или 14,4%.

В структуре налоговых поступлений наибольшую долю занимают: налог на доходы физических лиц – 93,1% (127,7 млн. рублей), единый налог на вмененный доход – 4,2% (5,7 млн. рублей),

На все остальные  виды налогов приходится  всего 2,7% (3,8 млн.рублей). Поступление налога на доходы физических лиц в городской бюджет составило 127,7 млн. рублей, против 120,3 млн.руб. в 2009 году. Прирост  в абсолютных цифрах составил 7,4 млн. руб. или 6,1%, а в сопоставимых условиях - 10,2 млн. руб. или 14,4%.

Недоимка в бюджет городского округа «Александровск-Сахалинский район», то по данным налоговых органов, за отчетный год она увеличилась на 85,9% или 3 718,1 тыс. рублей. По состоянию на 01.01.2011г. сумма недоимки составила 7 820,3 тыс. рублей против 4 205,8 тыс. рублей на начало года. Основной рост недоимки произошел по причине доначисления НДФЛ налоговыми органами в результате выездных проверок.

В сравнении  с 2009 годом наибольший рост расходов наблюдался по  разделу «ЖКХ». Он составил 47,7 млн.руб. или 27%.

По разделу «Национальная экономика» рост составил 25%. Меньший рост наблюдается по разделам  «Здравоохранение», «Образование» и «Социальная политика». Он составил  13,4 млн.руб. или 7,4%, 19,8 млн.руб. или 9,2% и 8,3 млн.руб. или 12,8% соответственно. По разделу «Общегосударственные вопросы» рост расходов составил всего 0,7 млн.руб. или 1%. По разделу «Национальная политика» расходы остались на уровне 2009 года.

Основными направлениями совершенствования  исполнения бюджета по расходам являются:

- формирование эффективной системы бюджетных расходов, ориентированной на стимулирование экономического роста и обеспечение эффективности использования бюджетных средств;

- использование программно-целевых принципов при планировании и исполнении бюджета; создание условий для инвестиционной и инновационной деятельности;

- сокращение или ликвидация неэффективных расходов по всем отраслям бюджетного сектора;

- ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов.

Это позволит добиться повышение качества исполнения местного бюджета.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 23.12.2004 N 173-ФЗ, от 26.12.2005 N 189-ФЗ, от 19.12.2006 N 238-ФЗ)// Консультант Плюс, 2011

2. Федеральный закон от 06.10.2003 года  № 131 (ред. от 06.12.2011 г., с изм.  от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. вступающими в силу с 05.01.2012 г.)

3. Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ И.М. Александров, О.В. Субботина – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и К°», 2010. – 448с.

4. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов/ А.М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687с.

5. Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления// Вопросы экономики. 2010. № 6.

6. Бушмин, Е.В. Бюджет государства и информационные технологии: Учебник для вузов/ Е.В. Бушмин. – М.: Перспектива, 2010.

7. Вахрин, П.И. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник/ П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: «Дашков и К°», 2002. – 656с.

Информация о работе Структура и динамика местного бюджета