Структура и динамика местного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

В результате реорганизации местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6
1.1 Экономическая сущность местных бюджетов…………………………………….6
1.2 Финансовые и методологические аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»…………………….....15
2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский район»……………………15
2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17
2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»………………………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 2.57 Мб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 

   МЕСТНЫХ  БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ……………………………………..…6

1.1 Экономическая сущность  местных бюджетов…………………………………….6

1.2 Финансовые и методологические  аспекты анализа финансовых ресурсов местных бюджетов………………………………………………………………………11

2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

   ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ  РАЙОН»…………………….....15

2.1 Характеристика ГО «Александровск-Сахалинский  район»……………………15

2.2 Анализ доходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»…………17

2.3 Анализ расходов бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район»………..21

3 МЕРОПРИЯТИЯ,  НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ

   ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ  РАЙОН»………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………35

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В результате реорганизации  местного самоуправления, осуществляемой в рамках положений Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»: упорядочено бюджетное устройство  Российской Федерации, разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, установлены стабильные доходные источники бюджетов, определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, улучшилось качество управления финансами на региональном и местном уровне.

Актуальность  данной теме придает то обстоятельство, что от того, насколько эффективна бюджетная политика на уровне местного самоуправления, во многом зависит  большинство вопросов жизнеобеспечения населения, и в конечном итоге – социальная и экономическая стабильность в муниципальном образовании. От правильно сформированных местных бюджетов зависит развитие не только самих МО, но и развитие субъектов РФ, а также страны в целом. Органы местного самоуправления должны обладать достаточным количеством доходных источников, чтобы быть готовыми к решению вопросов местного значения и выполнению государственных полномочий, поскольку доходы местных бюджетов являются главными источниками финансирования текущих и капитальных потребностей муниципалитетов.

Развитие финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и необходимость сохранения достаточного уровня финансовой централизации, с другой, ставят новые задачи в области управления муниципальным развитием.

На сегодняшний день муниципальные власти лишены финансовой самостоятельности ввиду усиления тенденции зависимости местных бюджетов от финансовой помощи субъектов Российской Федерации. Обеспечение эффективного социально-экономического развития муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, что и приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости и безопасности бюджета муниципального образования.

Исследованию местных финансов посвящены работы многих русских ученых: Л.А.Велихова, И.Х. Озерова, Н.М. Озерова, А.Н. Оптивцева, Ф.Е. Орлова, Л.П. Павловой, М.А. Смирнова, В.Н. Твердохлебова, Н.А. Ширкевич и др.

Существенный  вклад в разработку концепции  государственных и муниципальных финансов России, межбюджетных отношений, финансового обеспечения местного самоуправления внесли труды А.М. Бабича, Е.М. Бухвальда, В.И. Васильева, О.В. Врублевской, А.Г. Грязновой, Л.А. Дробозиной, А.Г. Игудина, А.Н. Костюкова, С.П. Кузнецова, А.М. Лаврова, В.Н. Лексина, Ю.И. Любимцева, А.В. Лукьяновой, С.И. Лушина, Л.Н. Павловой, Л.В. Перекрестовой, И.В. Подпориной, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, С.П. Сазонова, С.Н. Хурсевича, А.Н. Швецова, М.И. Яндиева и др.

Работы этих авторов посвящены проблемам  экономической и финансовой безопасности страны и регионов, между тем, именно местные бюджеты являются первичным элементом, обеспечивающим жизненные потребности населения и ресурсы для его развития.

Цель курсовой работы – проанализировать структуру и динамики местного бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть  теоретические аспекты доходов и расходов местных бюджетов.

2. Проанализировать структуру и динамики местного бюджета ГО «Александровск-Сахалинский район».

3. Предложить  мероприятия по повышению доходов  местного бюджета ГО «Александровск-Сахалинский  район».

Объектом исследования выступили местный бюджет ГО Александровск-Сахалинского района.

Предметом исследования стали методы достижения местными бюджетами  финансовой устойчивости и безопасности с целью обеспечения социально-экономического развития муниципальных образований.

Теоретическую базу исследования составили положения  теории государственных и муниципальных финансов, труды отечественных и зарубежных экономистов в области теории бюджета, организации бюджетного процесса, построения межбюджетных отношений, финансовой устойчивости и безопасности бюджетной системы.

В работе широко использовались законодательные и нормативные акты в области финансов, бюджета, налогообложения, межбюджетных отношений, финансовой политики, организации местного самоуправления, а также программные документы Президента России, Правительства РФ и органов власти субъектов Федерации, касающиеся вопросов регионального и муниципального бюджетного строительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ, ИХ АНАЛИЗ

 

1.1 Экономическая сущность местных бюджетов

 

 

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы»1.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части  бюджетов поселений могут быть предусмотрены  сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

- формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

- распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:

- контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения  общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы  РФ заложены принципы самостоятельности  местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для  обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов2.

Доходная часть  местных бюджетов состоит из собственных  доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда  финансовой поддержки муниципальных  образований, средства по взаимным расчетам).

Собственные доходы – налоговые и неналоговые  платежи, закрепляемые за местными бюджетами  полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты3.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся:

- средства самообложения  граждан (разовые платежи граждан);

- доходы от  местных налогов и сборов;

- доходы от федеральных налогов и сборов;

- безвозмездные  поступления из бюджетов других  уровней, включая дотации на  выравнивание бюджетной обеспеченности  муниципальных образований, иные  средства финансовой помощи из  бюджетов других уровней и  другие безвозмездные поступления;

- доходы от  имущества, находящегося в муниципальной  собственности;

- часть прибыли  муниципальных предприятий, остающейся  после уплаты налогов и сборов  и осуществления иных обязательных  платежей, в размерах, устанавливаемых  нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и казенными муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

- штрафы, установление  которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

- добровольные  пожертвования;

- иные поступления  в соответствии с федеральными  законами, законами субъектов Российской  Федерации и решениями органов  местного самоуправления.

На практике при составлении проектов бюджетов и их исполнении часто вообще не проводят различия между собственными и регулирующими доходами. Этому  способствует то, что в бюджетной  классификации доходов бюджетов не предусмотрена градация учета доходов по способам зачисления в бюджеты.

Регулирующие  доходы – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым  в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в местные бюджеты на предстоящий финансовый год, в ряде случаев на долговременной основе (3 года)4.

К средствам  бюджетного регулирования местных  бюджетов относятся:

- нормативные  отчисления от регулирующих доходов;

- дотации и  субвенции местным бюджетам;

- средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;

- средства, поступающие  по взаимным расчетам из федерального  бюджета и бюджетов субъектов  РФ.

Дотации – бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  РФ на безвозмездной и безвозвратной основах, для покрытия текущих расходов.

Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах, на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Эффективность разрешения основных проблем муниципального уровня зависит от формирования достаточной доходной базы местных бюджетов.

Расходы местных  бюджетов связаны, прежде всего, с планами экономического и социального развития соответствующих территорий. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местного бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов5:

- содержание органов местного самоуправления;

- формирование муниципальной собственности и управление ею;

- организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой коммуникации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

- содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

- организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

- благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

- организация утилизации и переработки бытовых отходов;

- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

- организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- охрана окружающей среды на территории муниципальных образований;

Информация о работе Структура и динамика местного бюджета