Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………….....…. 3
I.Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики….…………..…….……....5
II. Теоретические основы государственного регулирования денежного обращения….…..........…7
III. Регулирование денежного обращения как часть денежно-кредитной политики государства …………………………….….…….14
IV. Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России
Заключение…………………………………………........31
Список используемой литературы……………………………………………..............34

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 50.83 Кб (Скачать)

Где M – предложение денег;

 V – Скорость их обращения

P - Уровень цен

Q – Физический объем произведенных товаров и услуг

В левой  части уравнения обмена показано общее количество расходов покупателей  на приобретение  произведенных  благ, а  в правой – общая выручка  продавцов этого объема.

     Предполагается, что скорость обращения денег  постоянна, а уровень цен не совершает резких скачков в течение года. В таком  случае темп изменения объема производства будет, согласно приведенному уравнению, совпадать с темпом изменения количества денег в обращении.

     Нет, каких либо преимущество у рассмотренных  моделей кейнсианства или монетаризма  они имеют свои преимущества и  недостатки, которые видны только  в определенных условия.

     При выборе какую научную доктрину применять  в экономике совершенно неприемлемы  характеристики по признакам их большей  или лм меньшей прогрессивности. Необходимо учесть соответствие либо несоответствие предпосылок теоретической  модели реальным характеристикам материального  производства, изучаемого и регулируемого.

     Также при рассмотрении альтернативных моделей  регулирования экономики необходимо оценить пригодность (результативность) избираемой или возможной практической экономической политики. Такая политика - синтез инструментов регулирования, определяемый конкретной целью и условиями реформ.

     В основе государственного регулирования  экономики РФ лежит денежно-кредитная  политика Центрального банка, которая  способствует повышению деловой  активности хозяйствующих субъектов  и населения за счет рационального  использования существующих методов  регулирования денежного обращения  и кредита.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Регулирование денежного обращения как часть денежно-кредитной политики государства

     Государственное регулирование денежного обращения  – это целенаправленное воздействие  государства на сферу денежного  обращения и кредита для решения  задач, поставленных в рамках денежно-кредитной  политики.

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение  денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и  других показателей денежного обращения  и рынка ссудных капиталов. Целью  денежно-кредитной политики является регулирование экономики посредством  воздействия на состояние денежного  обращения и кредита (совокупного  денежного оборота).

      Совокупный  денежный оборот включает в себя наличную денежную массу в обращении и  безналичные деньги, находящиеся  на счетах в банках Во всех странах канал обращения наличной и безналичной денежной массы связаны между собой и представляют единое целое.

Структура совокупного  денежного оборота по мере развития форм товарного обмена и расчетных  отношений постоянно претерпевала изменения. До середины XIX в. наибольший удельный вес в совокупном объеме денежного оборота составляли наличные деньги. В результате внедрения кредитных форм обращения и системы безналичных расчетов доля налично-денежного компонента к 1913 г. достигла лишь 15 %, а удельный вес золотых монет был ещё меньше.

      Регулирование совокупного денежного оборота  осуществляется посредством различным  мер, одной из которых является применение целевых ориентиров изменения денежной массы в обращении.

      Целевые ориентиры – установление верхних  и нижних пределов динамики денежной массы, что по своей сути означает введение прямых ограничений на изменение  объема денежной массы.

      Важным  фактором, влияющим на эффективность  регулирования динамики денежной массы  с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних  в виде контрольных цифр, либо диапазона, либо прогноза.

Существует  прямая связь между установлением  ориентиров динамики денежной массы  и действительностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком.

Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в который  требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.

Выбор показателей, используемых для установления целевых ориентиров, зависит от тенденций  развития денежной сферы, задач, стоящих  перед регулирующими органами, методов  регулирования, обеспечивающих выполнение намеченных ориентиров или минимизацию  отклонений от них.

Использование центральными  банками различных  стран целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению  эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.

      Денежно-кредитная  политика Центрального банка направлена либо на стимулирование денежно-кредитной  эмиссии –к кредитная экспансия, то есть оживление конъюнктуры в  условиях падения производства, либо на ограничение денежно-кредитной  эмиссии в периоды экономических  подъемов, сопровождаемых кредитной  рестрикцией.

      Достижение  целей денежно-кредитной политики Центральным банком осуществляется с помощью различных инструментов.

      Инструменты денежно-кредитной политики – это  совокупность конкретных мероприятий  и методов государственного регулирования  экономики, направленных на изменение  параметров денежной массы и объемов  кредитных вложений в экономику.

      В зависимости от характера влияния  на объемы регулирования можно выделить следующие методы (наборы инструментов) денежно-кредитного регулирования: административные (прямые); экономические (косвенные), смешанные.

  1. Административные (прямые) методы государственного регулирования основаны на установлении государством или его органом для субъектов денежно-кредитных отношений обязательных к исполнению норм и нормативов. Примером такой нормы в сфере денежно-кредитного регулирования могут служить введение предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами или ежеквартальные определения для юридических лиц предельной величины (лимита) кассовых остатков на конец рабочего дня.

      Таким образом, административные (прямые) методы регулирования базируются на экономическом  принуждении субъектов денежно-кредитных  отношений. Следует отметить, что  в условиях рыночного хозяйства  широкое применение таких методов  регулирования может привести к  отрицательным последствиям, поскольку  они противоречат основным принципам  организации рыночной экономики

  1. В условиях рыночной экономики более приемлемо применение экономических (косвенных) методов государственного регулирования денежного обращения.

     Примером  экономических методов регулирования  в сфере денежного оборота  может служить то, что использование  безналичных расчетов дешевле, чем  расчеты наличными деньгами. И  это стимулирует предприятия  и организации применять  в  расчетах между собой систему  безналичных платежей.

  1. Сочетание административных и экономических методов (смешанное регулирование) часто применяется в процессах интервального регулирования, то есть тогда, когда регулируемый параметр сверху или снизу ограничивается нормативно, аза пределом ограничений действуют те или иные стимулы в зависимости от цели и задач регулирования.

      Переход от методов прямого администрирования  к экономическим методам регулирования  денежно-кредитной сферы характерно для всех индустриально развитых стран.

      Переориентация  на экономические методы управления в денежно-кредитной сфере определяется следующими тенденциями.

  1. Многократно возросла интернационализация связей кредитно-финансовых систем различных стран, и прямое административное вмешательство нарушает сложившиеся связи.
  2. На базе современных достижений информатики появились принципиально новые технологии операций на финансовом рынке, которые не могут регулироваться административными методами (пластиковые карточки, СВИФТ).
  3. Значительно возросли обороты кредитно-финансового рынка, не контролируемые центральными банками, что значительно ограничивает сферу применения административных методов регулирования.

    Основными экономическими (косвенными) инструментами  денежно-кредитной политики Центрального банка являются следующие:

    • Установление минимальных резервных требований;
    • Регулирование официальной учетной ставки;
    • Операции на открытом рынке.

      Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной  политики всецело зависит от тех  целей, которые решает Центральный  банка на том или ином этапе  развития страны. Так, в современных  условиях наибольшее значение в развитых странах приобретают дисконтная политика и операции на открытом рынке, а установление минимальных резервных  требований постепенно отходит на второй план. В странах же идущих по пути развития рыночных отношений, установлению минимальных резервных требований отводится центральное место, а  операции на открытом рынке только начинают развиваться.

1.Установление  минимальных резервных  требований. Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в заданных параметрах, регулирование ликвидности банков и снижение уровня инфляции  Центральные банки используют такой инструмент денежно-кредитного регулирования, как изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков, находящихся на счетах в Центральном банке в качестве обеспечения обязательств по депозитам.

      Изменение норм резервных требований представляет собой один из старейших и наиболее распространенных методов регулирования, относящихся к косвенным методам  регулирования денежного обращения, которое основано на действии рыночных механизмов.

      Минимальные резервы – это обязательная норма  вкладов коммерческих банков в Центральном  банке, устанавливаемая в законодательном  порядке и определяемая как процент  от общей суммы вкладов коммерческих банков. Норма минимальных резервов зависит от видов вкладов, их величины, географического расположения банка, институциональных различий. В настоящее  время географические и институциональные  различия постепенно стираются.

      Регулирование минимальных резервных требований имеет двоякое значение: с одной  стороны, оно гарантирует минимальный  уровень ликвидности коммерческих банков, с другой – используются как важный инструмент денежно-кредитной  политики Центрального  банка.

      Обязательные  резервы размещаются в Центральном  банке и служат гарантией обязательств коммерческих банков и других кредитно-банковских учреждений. В результате повышения  норм обязательных резервных требований Центральный банк сокращает сумму  свободных денежных средств, находящихся  в расположении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций; снижение нормы резервов, напротив, увеличивает возможности  кредитования.

Способы установления базы резервных требований в разных странах не одинаковы  не только в количественном, но и  в качественном отношении. Они устанавливаются  по отношению к пассивам банков, либо к объему прироста пассивов за определенный период, либо к определенным статьям пассива. Использование  последнего варианта дает возможность  исключить из базы исчисления объема резервных требований отдельные  статьи. Во многих странах нормы  обязательных резервов дифференцируются по видам депозитов.

      Расчет  минимальных резервных требований осуществляется на месячной и квартальной  базе, поскольку величина совокупных вкладов постоянно меняется и  лишь в конце определенного периода  можно точно определить среднюю  величину вкладов.

При длительном использовании резервных требований в качестве инструмента кредитно-денежной политики возникают и негативные для банковской системы последствия:

- повышение  конкурентоспособности кредитных  учреждений, на которые не распространяются  обязательные резервные требования;

- широкое  использование операций, которые  не включаются в базу исчисления  суммы резервных требований.

Информация о работе Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России