Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:46, контрольная работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Содержание

Введение……………………………………………………….....…. 3
I.Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики….…………..…….……....5
II. Теоретические основы государственного регулирования денежного обращения….…..........…7
III. Регулирование денежного обращения как часть денежно-кредитной политики государства …………………………….….…….14
IV. Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России
Заключение…………………………………………........31
Список используемой литературы……………………………………………..............34

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФИНАНСАМ.docx

— 50.83 Кб (Скачать)
 

Содержание 
 

Введение……………………………………………………….....….                3

    I.Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики….…………..…….……....5

II. Теоретические основы государственного регулирования денежного обращения….…..........…7

III. Регулирование денежного обращения как часть денежно-кредитной политики государства …………………………….….…….14

IV. Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в                    современной России

Заключение…………………………………………........31

Список  используемой литературы……………………………………………..............34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В обеспечении  нормального функционирования любой  современной экономической системы  важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории  своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации  национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

 В  современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. Данной теме посвящена моя контрольная работа.

Особенно  возрастает роль государственного регулирования  в условиях экономического кризиса. Мировой опыт показал, что выход  из кризиса возможен лишь при жесткой  централизации государственной  власти и проведении нетривиальных  мер по обеспечению экономического роста. Государственное регулирование  финансового рынка и денежного  обращения - одна из важнейших и самых  сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший  фактор успешного развития экономики  любой страны. Одной из главнейших причин нынешнего кризиса в нашей  стране - непродуманная политика государства  в области финансов. 
 
 
 
 
 
 

    I.Денежное обращение и его влияние на функционирование экономики

     Деньги  находятся в постоянном движении между тремя субъектами: физическими  лицами, хозяйствующими субъектами и  органами государственной власти. Движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах представляет собой денежное обращение.

     Общественное  разделение труда и развитие товарного  производства являются объективной основой денежного обращения. Образование общенациональных и мировых рынков при капитализме дало новый толчок дальнейшему расширению денежного оборота. Деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, обращение товаров и оказание услуг, движение ссудного и фиктивного капитала и доходов различных социальных групп.

     Началу  движения денег предшествует их концентрация у субъектов. Они сосредоточиваются  в кошельках населения, в кассах юридических лиц, на счетах в кредитных  учреждениях, в казне государства. Чтобы зародилось движение денег, необходимо возникновение потребности в деньгах у одной из двух сторон. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок, деньги нужны для обращения, платежей за товары и услуги. Их объем определяется номинальным валовым внутренним продуктом. Чем больше общая денежная стоимость товаров и услуг, тем больше требуется денег для заключения сделок. Спрос на деньги предъявляют и для накопления, которое выступает в разных формах: вкладах в кредитных учреждениях, ценных бумагах, официальных государственных запасах.

     Денежное  обращение осуществляется в двух формах: наличной и безналичной.

       Налично-денежное обращение — движение наличных денег  в сфере обращения и выполнение ими двух функций (средства платежа и средства обращения). Наличные деньги используются:

  • для кругооборота товаров и услуг;
  • для расчетов, не связанных непосредственно с движением товаров и услуг, а именно: расчетов по выплате заработной платы, премий, пособий, пенсий; по выплате страховых возмещении по договорам страхования; при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода.

       Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определенный период времени  между населением и юридическими лицами, между физическими лицами, между юридическими лицами, между населением и государственными органами, между юридическими лицами и государственными органами.

       Налично-денежное движение осуществляется с помощью  различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных  инструментов. Эмиссию наличных денег  осуществляет центральный банк.

       Безналичное обращение — движение стоимости  без участия наличных денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных  учреждении, зачет взаимных требовании. Развитие кредитной системы и  появление средств клиентов на счетах в банках и других кредитных учреждении привели к возникновению такого обращения.

       Безналичное обращение осуществляется с помощью  чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов.

       Безналичный денежный оборот охватывает расчеты  между:

  • предприятиями, учреждениями, организациями разных форм собственности, имеющими счета в кредитных учреждениях;
  • юридическими лицами и кредитными учреждениями по получению и возврату кредита;
  • юридическими лицами и населением по выплате заработной платы, доходов по ценным бумагам;
  • физическими и юридическими лицами с казной государства по оплате налогов, сборов и других обязательных платежей, а также получению бюджетных средств.

Безналичное обращение имеет важное экономическое  значение в ускорении оборачиваемости оборотных средств, сокращении наличных денег, снижении издержек обращения.

В Российской федерации форма безналичных  расчетов определяется правилами Банка России, действующими в соответствии с законодательством. Определено, что расчеты предприятий всех форм собственности по своим обязательствам с другими предприятиями, а также между юридическими лицами и физическими за товарно-материальные ценности производятся, как правило, в безналичном порядке через учреждения банка.

     В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и  финансовым обязательствам.

К первой группе относятся безналичные расчеты  за товары и услуги, ко второй- платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, погашение  банковских ссуд, уплата процентов  за кредит, расчеты со страховыми компаниями.

Между налично-денежным и безналичным  обращением существуют взаимосвязь и взаимозависимость: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, наличные деньги меняют форму на счета в кредитном учреждении и обратно. Безналичный оборот возникает при внесении наличных денег на счет в кредитном учреждении, следовательно, безналичное обращение немыслимо при отсутствии наличного. Одновременно наличные деньги появляются у клиента при снятии их со счета в кредитном учреждении.

     Таким образом, наличное и безналичное  обращение образует общий денежный оборот страны, в котором действуют единые деньги одного наименования.

     Количество  денег, потребное для выполнения функций денег как средства обращения  и платежа, определяется следующими условиями:

     общим объемом обращающихся товаров и  услуг;

     уровня  цен товаров и тарифов на услуги;

     скорости  обращения денег;

     степенью  развития безналичных расчетов.

     При металлическом обращении количество денег стихийно регулировалось функцией сокровища. Это обеспечивало устойчивость денежного обращения.

     При отсутствии золотого стандарта стал действовать закон бумажноденежного обращения, в соответствии с которым  количество знаков стоимости приравнивалось к оценочному количеству золотых  денег, потребных для обращения. При таком положении стабильность денег пошатнулась, стало возможным  их обесценение.

     Ныне, в условиях демонетизации золота, закон денежного обращения претерпел  модификацию.

     Мерой стоимости товаров и услуг  стал денежный капитал, измеряющий стоимости  не на рынке при обмене путем приравнивания  товара к деньгам, а в процессе производства- товара к товару. Следовательно, количество неразменных кредитных  денег должно определяться стоимостью всех ценностей в стране через денежный капитал. Стихийный регулятор общей величины денег при господстве кредитных денег отсутствует. Отсюда вытекает роль государства в регулировании денежного обращения. Эмиссия кредитных денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране в процессе производства, распределения и обмена неизбежно вызовет их излишек и в конечном счете приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны - соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II.Теоретические основы государственного регулирования денежного обращения

Со времени  становления капиталистической  рыночной экономики и по мере ее развития в той или иной мере вмешивалось  в экономическую жизнь общества. Однако до начала XX века государственное регулирование экономических процессов ограничивалось проведением мероприятий фискальной политики. Такое вмешательство в экономику носило несистемный,  однобокий характер  и в ряде случаев наносило экономик и самому государству существенный вред. По мере количественного и качественного роста экономик и усложнения связей в хозяйственных системах отдельных стран и мира в целом потребность в с системном, целенаправленном вмешательстве государства в национальную экономику и межгосударственные отношения возрастала. Кроме того, бесконтрольное, хаотичное развитие рыночной экономики при значительных ее размерах стало приводить к разрушительным экономическим кризисам, которые в свою очередь подрывали основы государственности. Поэтому государственное регулирование экономики все в большей мере становилось важнейшей функцией государства.

      Все это послужило толчком к разработке теорий и моделей государственно регулируемых рыночных экономик.

      В настоящее время в мире существует большое количество теоретических  моделей, которые в той или  иной мере декларируют государственное  регулирование экономики. Конкретный выбор той или иной модели для  целей практического использования  зависит от научных и методологических предпочтений, присущих тем или иным правительствам и политическим лидерам.

Одним из наиболее распространенных учений о регулировании рыночной экономики  стали теоретических разработки английского экономиста Кейнса

      Кейнсианство  получило широкое распространение  в 30-х прошедшего века, когда большинство  развитых стран были поражены сильным  экономическим кризисом, получившим название Великой депрессии.

      В теории Кейнса можно выделить три  основных момента:

  • Признание за системой нерегулируемого свободного рынка «генетического порока» - отсутствия механизмов обеспечения устойчивости экономического роста;
  • Выделение спроса на товары и услуги в качестве основополагающего фактора регулирования экономики (государство призвано способствовать стимулированию совокупного спроса, влияя на повышение уровня занятости, расширение государственных закупок, снижение цены кредита);
  • Главным инструментом расширения спроса считается всемерное поощрение инвестиционной активности всех субъектов экономических отношений.

Другим  широко распространенным направлением экономической теории регулирования  стал монетаризм, который главным  инструментом регулирования экономических  процессов признает денежное обращение.

В монетаристской модели можно выделить следующие  основополагающие моменты. Предполагается, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система  конкуренции обеспечивает высокую  степень макроэкономической стабильности. Ключевым постулатом монетаризма является минимизация государственного вмешательства  в функционирование экономики. Деньги рассматриваются как решающий фактор косвенного регулирования всех процессов  в экономике. 
 

Монетаристами используется принцип, заложенный в  уравнение обмена:

MV = PQ 

Информация о работе Стратегия и тактика денежно-кредитного регулирования в современной России