Страховой рынок РФ: тенденции и перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – на основании учебной литературы и материалов периодической печати, выявить основные проблемы развития страхового рынка в России за последние несколько лет, дать оценку его текущего состояния, обозначить основные тенденции его развития в последующие годы.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика страхового рынка
1.1 Страховой рынок и его структура
1.2 Характеристика нормативных актов, регулирующих страховую деятельность
2. Современный страховой рынок Российской Федерации
2.1 Общая характеристика и тенденции развития страхового рынка в России
2.2 Перспективы развития страхования
2.3 Иностранный капитал на российском страховом рынке
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

Страховой рынок РФ.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

  2.2 Перспективы развития  страхования

  Страхование – одна из наиболее динамично развивающихся  сфер российского бизнеса. Объемы операций на рынке страховых услуг неуклонно растут. Так, общий объем страховых платежей (взносов) по всем видам страхования за 2001 г. составил 276,6 млрд. руб. и вырос по сравнению с 1997 г. в 1,5 раза; в 2001 г. населению и организациям страховщиками выплачено 171,8 млрд. руб., что более чем в 1,3 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 1997 г.

  Доля средств  от страхования в валовом внутреннем продукте страны выросла с 1,6% в 1998 г. до 3% в 2001 г. По данным на 1 января 2002 г., средства страховых резервов, инвестированные в объеме 88,5 млрд. руб., увеличились по сравнению с 2000 г. на 174,2%. На начало 2002 г. на рынке работало 1366 страховых организаций. Активно развивается рынок посреднических и дополнительных услуг в области страхования (услуги агентов, брокеров, страховых консультантов, аудиторов и др.). В системе страхования, по различным оценкам, занято от 250 до 300 тысяч человек.

  Вместе с  тем за годы рыночных преобразований не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Дальнейшее развитие страхования в России требует уточнения его роли в решении социально-экономических задач государства. Не все задачи, определенные в Основных направлениях развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998–2000 гг., удается решать успешно. На развитие страхования негативно влияют:

  •     существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги;

  •     использование не в полной мере рыночного механизма в области страхования и, в частности – неразвитость обязательного страхования, без чего не может активно развиваться рынок добровольного страхования;

  •     отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов;

  ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуги на территориях, в частности, путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций;

  •     отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг;

  низкий уровень  капитализации страховых организаций, неразвитость национального перестраховочного  рынка, приводящие к невозможности  страхования крупных рисков без  значительного участия иностранных  перестраховочных компаний и необоснованному оттоку значительных сумм страховой премии за границу;

  •     информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей в выборе устойчивых страховых организаций;

  •     несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора.

  Отрицательно  сказываются на состоянии экономики  значительные расходы, связанные с  ликвидацией последствий стихийных  бедствий, аварий и катастроф, покрываемые  за счет бюджетных средств и средств  граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц в большей части ущемляются. Возрастают также потери от предпринимательских рисков. Не в полной мере отвечают потребностям граждан накопительные виды долгосрочного личного страхования.

  В этих условиях развитие страхового дела должно быть нацелено на разработку и реализацию мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения, организаций  и государства, способствующих расширению предпринимательской деятельности и аккумулированию долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.

  Основными задачами развития страхового дела являются:

  •     формирование законодательной базы рынка страховых услуг;

  •     развитие обязательного и добровольного видов страхования;

  •     создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью;

  •     стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни;

  •     поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

  При существующем уровне платежеспособного спроса на услуг добровольного страхования  приоритетным является обязательное страхование, которое позволит создать страховую  защиту для потенциально рисковых групп населения, юридических лиц, а также значительно снизить затраты государства на возмещение ущерба пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф.

  В целях  прекращения практики принятия нормативных  правовых актов, содержащих декларативные нормы об обязательности страхования, необходимо создать законодательную основу обязательного страхования на территории Российской Федерации. Система обязательного страхования должна предусматривать эффективную защиту имущественных интересов государства от стихийных бедствий, аварий и катастроф при минимальных затратах бюджетных средств. Для этого необходимо провести инвентаризацию соответствующих объектов, определить их стоимость, риски, от которых будет предоставляться страховая защита, и формы страхования, а также изыскать источники осуществления страховой защиты.

  Обязательное  страхование должно основываться на принципе формирования страховых резервов для компенсации ущерба и возмещения убытков застрахованным лицам и  иным выгодоприобретателям и исключать финансирование мероприятий, направленных на сокрытие фактов бесхозяйственности организаций за счет средств страхователей. Принятие законодательных актов должно осуществляться на основе предварительной финансово-экономической проработки, подтверждающей возможность решения проблем страховой защиты в обязательной форме и на предлагаемых условиях.

  Развитие  обязательного страхования предполагает:

  •     усиление контроля за проведением обязательного государственного страхования, в том числе обязательного страхования;

  •     введение видов обязательного страхования объектов, подверженных значительным рискам и убыткам, граждан и юридических лиц, которым причинен существенный ущерб в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф (страхование ответственности владельцев транспортных средств, страхование производственных объектов от аварий техногенного характера, страхование имущества от пожаров и стихийных бедствий, страхование на случай причинения вреда в результате крупных аварий при перемещении опасных грузов).

  В целях  обеспечения страховых выплат по обязательному страхованию могут  создаваться централизованные гарантийные  фонды (страховые резервы).

  Развитие  предпринимательства предполагает осуществление страхования ответственности  при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам, а также осуществление страхования профессиональной ответственности врачей, риелторов, аудиторов, арбитражных управляющих и др. Введение страхования ответственности отдельных категорий производителей товаров и исполнителей работ (услуг) позволит осуществлять эффективный контроль за их деятельностью, обеспечить защиту прав потребителей услуг, особенно в тех сферах народного хозяйства, где отсутствуют четкие и эффективные механизмы государственного контроля и надзора. Развитие страхования благоприятно повлияет на предпринимательскую активность граждан.

  В то же время  привлечение инвестиционных ресурсов в экономику потребует дальнейшего  развития страхования финансовых и предпринимательских рисков, развития страховых технологий в сфере промышленных, транспортных, строительных и сельскохозяйственных рисков.

  Основа рынка  страховых услуг и резерв его  развития – добровольное страхование. Приоритетными направлениями в развитии добровольного личного страхования должны стать страхование жизни и пенсионное страхование.

  Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования.

  Стимулом  для развития долгосрочного страхования  жизни должно стать создание системы  гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков, должна быть введена специализация страховых организаций, исключающая осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного страхования. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности, определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий.

  В целях  обеспечения финансовой устойчивости страховых операций по отдельным видам страхования страховщики могут объединяться в простые товарищества. Развитие страхования жизни ведет не только к специализации страховщиков, но и к созданию института актуариев и необходимости законодательного установления основ актуарной деятельности, связанной с расчетами страховых тарифов, страховых резервов, анализом и прогнозированием инвестиционных программ.

  Необходимо  выработать меры по расширению сферы  и объемов добровольного медицинского страхования и добровольного  страхования от несчастных случаев. Указанные виды страхования должны стать важным элементом «социального пакета», предоставляемого работодателями своим сотрудникам. Это предполагает совершенствование законодательства, регулирующего отношения при осуществлении данных видов страхования, а также законодательства о налогах и сборах.

  Дальнейшее  развитие добровольного медицинского страхования требует формирования правовых основ, учитывающих специфику  данного вида страхования, способствующих совершенствованию норм, регулирующих взаимодействие субъектов медицинского страхования, отражающих особенности налогообложения операций по медицинскому страхованию.

  Важное направление  развития страхования – совершенствование  системы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В первую очередь необходимо перейти к страховому принципу в осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения.

  Страхование должно играть значительную роль в  пенсионной реформе.

  В перспективе  предстоит сформировать законодательную  основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного  пенсионного страхования.

  Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы страхования.

  После принятия мер по развитию обязательного и  добровольного страхования значительно  возрастут объемы страховых операций, а значит, повысится ответственность  страховых организаций за исполнение принятых обязательств по договорам  страхования. Такое положение требует принятия законодательных мер, направленных на увеличение минимального размера уставного капитала страховщиков, формирование которого осуществляется в денежной форме. Из 1350 страховых компаний, действовавших на 1 января 2002 г., 313 компаний имели уставный капитал свыше 10 млн. руб., 868 компаний – от 600 тыс. до 10 млн. руб., 138 компаний – от 100 до 600 тыс. руб. и 31 компания – менее 100 тыс. руб. В настоящее время, поданным Федеральной службы страхового надзора (ФССН), из 80 российских перестраховщиков 22 не обладают достаточным капиталом, из 300 медицинских компаний – 160; а из 1200 страховщиков «в зоне риска» находятся около 500. Размер уставного капитала должен соответствовать не только возрастающим объемам обязательств, но и уровню, позволяющему российским страховым организациям конкурировать на международном рынке страховых услуг.

  Следует выработать меры по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций  и капитализировать полученную прибыль  для повышения размеров уставных капиталов. В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме, к 1 июля 2007 г. до 30–40 млн. руб., в том числе к 1 июля 2006 г. до 20–26 млн. руб.

Информация о работе Страховой рынок РФ: тенденции и перспективы развития