Становление и развитие лизинга в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:53, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время многие предприятия Республики Беларусь испытывают недостаток оборотных средств. Они не могут обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса, а, следовательно, не могут производить конкурентоспособную продукцию и осваивать зарубежные рынки сбыта. В этих условиях предприятия вынуждены брать кредиты, однако в ряде случаев банки, не имея гарантий возврата денежных средств, не предоставляют кредиты таким предприятиям. Предприятию для обновления своих основных средств выгодно брать оборудование в лизинг. Именно лизинг устраняет противоречия между предприятием, у которого нет средств на модернизацию основных фондов, и банком, который неохотно предоставит этому предприятию кредит. Лизинговая операция выгодна всем участвующим: одна сторона получает кредит, который выплачивает поэтапно, и нужное оборудование; другая сторона – гарантию возврата кредита, так как объект лизинга является собственностью лизингодателя или банка, финансирующего лизинговую операцию, до поступления последнего платежа.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3

1.Сущность лизинга и предпосылки развития лизинговых
операций........................................................................................................ 4

1.Понятие и историческое развитие лизинга........................................... 4
2.Преимущества и недостатки лизинговых операций............................ 8
2.Виды и формы лизинга...........................................................................11
1.Финансовый лизинг............................................................................... 11
2.Возвратный лизинг................................................................................ 18
3.Международный финансовый лизинг................................................. 20
3.Развитие лизинга в Республике Беларусь............................................. 26
Заключение................................................................................................... 31

Список используемой литературы..............................................................32

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа ЛИЗИНГ.doc

— 323.50 Кб (Скачать)

    В силу того, что лизингополучатель  принимает на себя все риски, связанные с предметом договора международного финансового лизинга, то гибель или повреждение предмета лизинга не освобождает лизингополучателя от уплаты лизинговых платежей. В случае, если условиями договора был предусмотрен возврат предмета лизинга лизингодателю, лизингополучатель обязан также возместить лизингодателю причиненный ущерб.

 

    

3. Развитие лизинга в Республике Беларусь.

    В Республике Беларусь началом правового  регулирования лизинга можно  считать 1994 г., когда Министерством  финансов Республики Беларусь были изданы Методические указания о порядке учета лизинговых операций [6]. В этом документе были даны основные определения и бухгалтерские записи по лизинговым операциям. При всех своих достоинствах и недостатках данный нормативный правовой акт позволил работать десяткам лизинговых компаний.

    В настоящее время в Республике Беларусь принято специальное законодательство, регулирующее лизинговые отношения. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими лизинг, являются:

    • Гражданский кодекс Республики Беларусь  [7 ст. 636 - 641];
    • Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1997г. № 1769 [8];
    • Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 1997 г. N 587 "О лизинге"[9];
    • Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. N 75 "О порядке бухгалтерского учета лизинговых операций"" [10].
 

    Договор лизинга в Гражданском кодексе Республики Беларусь рассматривается в качестве вида договора аренды. Основные признаки, присущие институту арендных отношений, характерны и для договора лизинга, а в качестве специальных признаков, позволяющих квалифицировать отношения по передаче имущества во временное владение и пользование как лизинговые, законодатель определил следующие.

    1. В договоре лизинга, кроме лизингодателя  и лизингополучателя, в качестве  обязанного лица, но не стороны  договора, выступает продавец имущества.

    2. Арендодатель (лизингодатель) на  момент заключения лизингового соглашения не является собственником имущества, которое подлежит передаче в лизинг. Более того, на арендодателя (лизингодателя) возлагается обязанность приобрести в собственность имущество, принадлежащее другому лицу (продавцу) (ст. 636 ГК).

    3. Передача имущества арендатору (лизингополучателю) по договору лизинга осуществляется не арендодателем (лизингодателем), а продавцом имущества, хотя норма, определяющая данное условие, является диспозитивной, то есть стороны могут определить это условие в договоре иначе (ст. 639 ГК).

    4. Арендатор (лизингополучатель) вправе  предъявлять непосредственно продавцу  имущества, являющегося предметом  договора финансовой аренды, требования, вытекающие из договора купли-продажи,  заключенного между продавцом  и арендодателем (лизингодателем), в частности в отношении качества и комплектности имущества, сроков его поставки и в других случаях ненадлежащего исполнения договора продавцом (ст. 641 ГК).

    5. С момента передачи имущества  арендатору (лизингополучателю) к  последнему переходит риск случайной гибели или случайной порчи имущества (ст. 640 ГК). (Данная норма опять же является диспозитивной.)

Таким образом, в настоящее время в  Республике Беларусь выработан официальный  подход к трактовке юридической  природы договора лизинга, состоящий в признании лизинга разновидностью аренды. 

Положение о лизинге  на территории Республики Беларусь, разработанное на основании Гражданского кодекса, в зависимости от условий возмещения лизингодателю лизингополучателем затрат и перехода права собственности на объект лизинга от лизингодателя к лизингополучателю, подразделяет лизинг на финансовый и оперативный. В Республике Беларусь лизинговая сделка является финансовой, если выполняются следующие условия:

      срок договора финансового  лизинга не может быть менее одного года;

      лизинговые платежи в течение  срока договора финансового лизинга  возмещают лизингодателю не менее  75 процентов первоначальной (восстановительной)  стоимости объекта лизинга;

      по истечении срока договора  финансового лизинга лизингополучатель либо выкупает объект лизинга, либо возвращает его лизингодателю, либо продляет договор лизинга.

    В зависимости от состава сторон лизинг подразделяется на:

    международный, при котором хотя бы одна из сторон договора лизинга является нерезидентом Республики Беларусь;

    внутренний, при котором все стороны договора лизинга являются резидентами Республики Беларусь.

    Кроме перечисленных выше, в Республике Беларусь действуют некоторые другие нормативные правовые акты, предусматривающие налоговые и другие льготы для участников лизинговых отношений.

    Так, согласно п. 9 Положению о лизинге лизинговый платеж относится на себестоимость продукции (работ, услуг) лизингополучателя. Одним из достоинств лизинга является и то, что величина амортизации (износа) объекта лизинга устанавливается договором лизинга по согласованию между лизингодателем и лизингополучателем.

    Еще более привлекательным в целях  получения налоговых и таможенных льгот является международный лизинг.

    Так, в соответствии с Инструкцией  о порядке исчисления, уплаты и контроля уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, таможенной пошлины, акцизов и налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 11 мая 2005 г. N 28 [11], при ввозе оборудования по договорам финансового лизинга, предусматривающим переход права собственности на объект лизинга к лизингополучателю, плательщику таможенных платежей может быть предоставлена рассрочка уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость или акцизов на весь срок договора лизинга, но не более чем на пять лет со дня принятия таможенной декларации.

    При ввозе оборудования по договорам  финансового или оперативного лизинга  без обязательства выкупа имущества, когда предмет лизинга ввозится на территорию Республики Беларусь в таможенном режиме временного ввоза, может применяться полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 17 июня 2004 г. N 51 "О порядке исчисления и уплаты таможенных пошлин и налогов за пользование товарами в таможенном режиме временного ввоза (вывоза), а также освобождения временно ввезенных (вывозимых) товаров от обложения таможенными пошлинами и налогами" [12].

    Отношения, связанные с лизингом, регламентируются также актами международного права. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 2 июля 1998 г. N 352 [13] Республика Беларусь присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1998 г.  [14]. В рамках СНГ 25 ноября 1998 г. подписана Конвенция о межгосударственном лизинге, ратифицированная Республикой Беларусь Законом от 9 ноября 1999 г. N 309-З "О ратификации Конвенции о межгосударственном лизинге"  [15]. 

    Вместе  с тем комплексных правовых работ, посвященных проблемам правового  регулирования лизинговых отношений, в Республике Беларусь пока нет. Будучи новым явлением в праве, лизинг только начинает обращать на себя внимание представителей отечественной науки и практики. 

    В Республике Беларусь, по статистическим данным, полученным на основании сведений Белорусского союза лизингодателей, объем лизинговых операций составил около 1 процента от общей суммы инвестиционных вложений в стране [26, с. 10]. Примерно такая же ситуация и в Российской Федерации. По оценкам Российской ассоциации лизинговых компаний, в 1997 году на долю лизинга приходилось около 5 процентов от общего объема инвестиций в России, хотя по последним данным этот уровень не превышает 1 процента [27, с. 73].

    В настоящее время можно утверждать, что прорыв на рынке лизинговых услуг на территории Республики Беларусь все же сделан.

    Эффективное содействие развитию межгосударственного  лизинга оказывает Лизинговая конфедерация СНГ, учрежденная в 1997 г. национальными лизинговыми ассоциациями (союзами) Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины.

    Задачами  Конфедерации являются: организация  разработки и исполнения крупных  межгосударственных лизинговых проектов и программ; содействие формированию и совершенствованию нормативно-правовой и организационно-методологической базы межгосударственного лизинга; сервисное обслуживание субъектов межгосударственного лизинга.

    Более того, одним из приоритетных направлений  развития межгосударственного лизинга по решению Экономического совета СНГ является осуществление государственной поддержки межгосударственного лизинга транспортных средств, сельскохозяйственной техники и технологического оборудования, создание Межгосударственной инвестиционной лизинговой корпорации.

    Иными словами, государства - участники СНГ, в том числе и Республика Беларусь, "повернулись лицом к лизингу", и положительный результат не заставил себя ждать.

    Так, не увеличивая суммы государственного долга и не привлекая государственных гарантий, белорусские автомобильные перевозчики ввезли в страну по лизингу более 5000 единиц подвижного состава. Это позволило Беларуси стать одной из ведущих автомобильных держав Европы в области международных перевозок. Так, уже в 1998 г. около 80 процентов транспортных услуг белорусских автоперевозчиков экспортировалось. Положительное внешнеторговое сальдо Беларуси по транспортным услугам составило 361,8 млн. долларов США. Это яркий пример того, как, стимулируя лизинг, государство получило положительный экономический эффект во внешнеторговых показателях [28, с. 48].

 

Заключение

     В условиях конкуренции с зарубежными  странами Республика Беларусь должна обеспечить производство продукции с высокими качественными характеристиками,  более широкого ассортимента и новых потребительских свойств. Экономика страны нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.

     Для дальнейшего развития лизинговой деятельности в Республике Беларусь, привлечения  инвестиций, на мой взгляд, можно предусмотреть  дополнительные налоговые и таможенные льготы, в том числе:

     -уменьшение  ставки налога на прибыль для лизинговых компаний на срок до 5 лет со дня их образования;

     -снижение  или отмету  таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость  в отношении оборудования для  производства  новых видов продукции,  имеющих приоритетное значение  для развития экономики, не только для конкретных государственных предприятий, но и для всех предприятий, которые будут выпускать  такую продукцию.

          Деятельность лизинговых компаний, обладающих необходимым опытом, технологией, квалифицированным персоналом, достаточным капиталом для обеспечения доступа своим клиентам к широчайшему кругу лизинговых услуг позволит, учитывая потребности экономики Республики Беларусь и пожелания каждого клиента, разрабатывать наиболее подходящие схемы лизингового финансирования.  

      

 

Список  используемой литературы

    1. Смирнов А.Л. Лизинговые операции. - М.: Изд-во АО "Консалтбанкир", 2001. 

    2. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое  регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М,  2000.

    3. Харитонова Ю.С. Договор лизинга.  М.: Юрайт-М.2002.-с.224.

    4. Жамен С., Лакур Л. Торговое  право / Пер. с фр. Е.В.Азимовой. - М.: Междунар. отношения, 2001. - 252 с.

    5. О международном финансовом лизинге:  Конвенция УНИДРУА, 25 мая 1988 г. // Нац.  реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2000. - N 19. - С. 10 - 16.

    6. О порядке учета лизинговых  операций: Метод. указания М-ва  финансов Респ. Беларусь, 11 апр. 1994 г., N 61 // Бюл. норматив.-правовой информ. - 1994. - N 5. - С 116 - 123.

Информация о работе Становление и развитие лизинга в Республике Беларусь