Стабилизационный (Резервный) фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие стабилизационного и резервного фондов. Территориальные фонды РФ. Понятие финансового механизма...

Работа содержит 1 файл

Любая система нуждается в управлении.doc

— 108.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Любая система нуждается в управлении. Тем более такая сложная, как экономическая система, подверженная влиянию многочисленных разнонаправленных, порой случайных факторов, система, постоянно работающая в условиях жесткой ресурсной ограниченности. Без четкого определения целей. Чтобы система работала максимально результативно, работала «как часы», нужен действенный и надежный механизм управления.

      Для грамотного и эффективного управления нужно знать, как устроен управляемый объект. Объект управления – финансовые потоки и финансовый сегмент денежной сферы. Механизм управления финансами – функциональная часть системы управления денежным обеспечением потребностей развития.

      В процессе выполнения функций управления финансами реализуется комплекс средств и методов управления распределительным процессом в финансовом сегменте денежной сферы.

      Основные  функции управления финансами:

  1. Функция организации;
  2. Функция планирования;
  3. Функция финансового контроля;
  4. Функция регулирования.
 

Прежде  всего, любую систему управления нужно организовать. Выполнение функции  организации системы управления предшествует выполнению остальных  функций. Для того, чтобы выполнить  эти функции, необходимо, во-первых, сформировать состав органов управления и регламентировать их деятельность, во-вторых, ввести в систему соответствующие средства управления: налоги, проценты, нормативы, стимулы и санкции, другие экономические инструменты управления.

      На  каждом уровне экономической системы  деятельность по организации системы управления имеет различное наполнение, как, впрочем, и все остальные функции. На уровне предприятия – постановка такой системы управления финансовыми потоками как финансовый менеджмент. Функция организации заключается в работе, обеспечивающей собственно формирование системы управления, её функционального механизма.

      Важнейшей целью реализации функции планирования является определение общей величины финансового потенциала каждого  из субъектов экономической системы  и оптимальное распределение финансовых ресурсов между фондами аккумуляции денежных средств. Эта функция реализуется при составлении финансовых планов государства, предприятий, домашних хозяйств. Предприятия формируют свои финансовые планы как часть бизнес-плана, определяющую денежное покрытие потребностей развития производства, формирования социального пакета.

      Содержание  финансов как системы образования  и использования фондов аккумуляционного характера обусловливает основную форму финансовых планов. Планирование, с одной стороны, потоков аккумуляции финансовых ресурсов, а с другой – их использование естественно формирует баланс доходов и расходов.

      Выполнение  функции финансового контроля призвано определить величину и направления  отклонений системы от заданного  планом состояния, выявить их причины. Реализация этой функции предполагает выполнение  следующих управленческих действий:

  1. Измерение фактического состояния системы;
  2. Сравнение фактического состояния с плановым состоянием системы и определение отклонений от планового уровня – подфункция контроля;
  3. Определение причин отклонения системы от заданных параметров – подфункция анализа.
 

Функция финансового контроля выполняется  в полном соответствии с этим алгоритмом и на государственном уровне, и  на уровне предприятия.

      Функция финансового контроля в настоящее время является одним из наиболее разработанных элементов механизма управления финансами, его процедуры более регламентированы, даже на международном уровне. Финансовый контроль значительно «старше», чем планирование или регулирование в их современных формах. Объясняется это так же и тем, что процесс финансового контроля в большей степени формализуется и программируется, чем, например, функция планирования.

      Контроль  призван обеспечить необходимой  информацией процессы планирования и принятия решений, выявить тенденции развития финансовой системы – функция контроля должна быть встроена в финансовый механизм как его органическая часть. Система финансового контроля должна быть экономной и рациональной.

      И, наконец, функция регулирования, призванная обеспечить своевременное приведение системы в заданное состояние и её устойчивое функционирование. Эта функция реализуется как в ходе тактического регулирования системы, и тогда, как правило, речь идет об оперативном управлении финансовыми потоками, так и при ее стратегической перестройке, радикальном преобразовании.

      Хозяйствующие субъекты с помощью финансовых рычагов  обеспечивают рост объемов производства и его капитализации, повышение  производительности труда и улучшение  качества продукции, рост прибыли и рентабельности предприятий.

      Вместе  с тем, каким бы разнообразным  ни было финансовое регулирование на любом уровне управления, оно в общем виде всегда представляет собой изменение вектора финансовых потоков, их объема и (или) направления. Это относится к межбюджетным трансфертам, и к инвестиционным потокам, и к сбережениям населения. Меняется ли налоговая ставка, перекладываются ли деньги из банковских депозитов в паевые инвестиционные фонды – это означает реструктуризацию финансовых потоков денежной сферы.

    1. Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики.

    Стабилизационный  фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечить сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на цены на нефть ниже базовой (цена на уровне           ).

          Фонд  способствует стабильности экономического развития страны, является одним из инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

    Формирование  и использование  средств фонда.

          Фонд  аккумулирует поступления средств  вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых, при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

          Средства  фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета  при снижении цены на нефть ниже базовой. Объем использования Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

          Стабилизационный  фонд выполняет следующие функции:

  1. является встроенным стабилизатором;
  2. обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
  3. может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.

    По  сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается правительство, а не Федеральное Собрание посредством  бюджета.

          С 1 января 2008 года стабилизационный фонд был разделен на 2 части: Резервный  фонд и Фонд национального благосостояния.

    Управление  средствами фонда

          Исходя  из предназначения фонда – служить  стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления является защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же их доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Минфин может управлять средствами фонда 2 способами:

  1. путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты в долларах США, евро и фунтах стерлингов Соединённого королевства и её размещения на счетах по учету средств Стабфонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование средствами ЦБ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
  2. путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств.

Нефтегазовые  доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья(нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных  таможенных пошлин на нефть  сырую;

- вывозных  таможенных пошлин на газ природный;

- вывозных  таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная  часть указанных нефтегазовых доходов  в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета.

      После формирования нефтегазового трансферта в полном объёме нефтегазовые доходы поступают Резервный фонд.

      Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

      Другим  источником формирования Резервного фонда  являются доходы от управления его  средствами.

      Средства  нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

      Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Предназначение  Резервного фонда.

      Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных  обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

      Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

      В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами:

1. путем  приобретения за счет средств  Фонда долговых обязательств  иностранных государств;

2. путем  приобретения за счет средств  Фонда иностранной валюты и её размещения на сетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    III.  Внебюджетные фонды: их сущность и назначение.

     Внебюджетные  фонды создаются федеральным  и региональными органами государственной  власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению – на государственное социальное страхование, дополнительное финансирование затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Государственные и местные внебюджетные фонды являются составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Информация о работе Стабилизационный (Резервный) фонд РФ