Стабилизационный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Некоторые также настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной для нашей страны, так как в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда) произошло резкое сокращение доходов в казну государства, и, в результате, основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен играть Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Стабилизационный фонд России
§1. Создание Стабилизационного фонда РФ
§2. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации
§1. Государственный Резервный накопительный фонд
§2. Управление средствами Резервного фонда
§3. Использование средств Резервного фонда
§4. Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г.
Глава 3. Фонд национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального благосостояния
§2. Состояние фонда национального благосостояние
§3. Управление Фондом национального благосостояния
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

стаб фонд рф.docx

— 120.12 Кб (Скачать)

     Правительство Российской Федерации установило следующие  требования к указанным финансовым активам79:

     1. средства Фонда национального  благосостояния могут размещаться  в долговые обязательства в  виде ценных бумаг иностранных  государств, иностранных государственных  агентств и центральных банков  четырнадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Ирландии, Испании, Канады, Люксембурга, Нидерландов, США, Финляндии, Франции и Швеции.

     2. долговые обязательства должны  соответствовать следующим требованиям:

     - эмитент долговых обязательств  должен иметь рейтинг. долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service). Если эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных80;

     - сроки погашения выпусков долговых  обязательств являются. фиксированными, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

     - нормативы минимального и максимального  сроков до погашения. выпусков долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;81

     - ставка купонного дохода, выплачиваемого  по купонным долговым. обязательствам, а также номиналы долговых обязательств являются фиксированными;

      - номинал долговых обязательств  выражается в долларах США,  евро и фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

     - объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет  не менее 1 млрд. долларов США  для долговых обязательств, номинированных  в долларах США, не менее  1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не  менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;

     - выпуски долговых обязательств  не являются выпусками, предназначенными  для частного (непубличного) размещения82.

     3. номинальный объем приобретенных  долговых обязательств одного  выпуска не должен превышать  15 % номинального объема этого  выпуска83.

     4. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых  могут размещаться средства Фонда  национального благосостояния, относятся:

  • Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
  • Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);
  • Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);
  • Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
  • Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
  • Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);
  • Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);
  • Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB)84.

     5. при размещении средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах в иностранных банках  и кредитных организациях должны  выполняться следующие требования:

     - иностранный банк или кредитная  организация должны иметь рейтинг  долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

     - нормативы минимального и максимального  сроков размещения средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах в иностранных банках  и кредитных организациях, установленные  Министерством финансов Российской  Федерации, являются обязательными;

     - суммарный объем средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах в одном иностранном банке или кредитной организации, не должен превышать 25 % общего объема средств Фонда национального благосостояния, размещенных на депозитах в иностранных банках и кредитных организациях85.

     6. Министерство финансов Российской  Федерации вправе устанавливать  дополнительные требования к  долговым обязательствам и депозитам  в иностранных банках и кредитных  организациях в пределах требований, установленных Правительством Российской  Федерации.

     В соответствии с предоставленными Правительством Российской Федерации полномочиями Министерство финансов Российской Федерации  утвердило:

     1. нормативную валютную структуру  средств Фонда национального  благосостояния в следующем составе86:

     доллар  США-45 %;

     евро-45 %;

     фунт  стерлингов -10 %.

     2. текущие сроки до погашения  выпусков долговых обязательств  иностранных государств, долговых обязательств, разрешенных для размещения средств Фонда национального благосостояния87:

     - для долговых обязательств, номинированных  в долларах США и евро:

     минимальный срок до погашения-3 месяца

     максимальный  срок до погашения-3 года

     - для долговых обязательств, номинированных  в фунтах стерлингов:

     минимальный срок до погашения-3 месяца

     максимальный  срок до погашения-5 лет.

     Сроки, указанные выше, действуют на момент приобретения за счет средств Фонда  национального благосостояния долговых обязательств либо на момент формирования из долговых обязательств индексов, используемых для расчета сумм процентов, начисляемых  на остатки денежных средств на счетах по учету средств Фонда национального  благосостояния в разрешенных иностранных  валютах.

     3. перечень иностранных государственных  агентств, в которые могут размещаться  средства Фонда национального  благосостояния (по согласованию  с Центральным банком Российской  Федерации88):

  • Агентство государственного кредитования, Испания (Instituto de Credito Oficial, ICO);
  • Агентство финансирования автомагистралей и автострад, Австрия (Autobahnen- und Schnellstrassen- Finanzierungs- Aktiengesellschaft, ASFINAG);
  • Группа банков реконструкции и развития, Германия (Kreditanstalt fur Wiederaufbau Bankengruppe);
  • Канадское агентство развития экспорта (Export Development Canada, EDC);
  • Коммунальный банк Нидерландов (Bank Nederlandse Gemeenten, BNG);
  • Общество среднесрочного финансирования сети железных дорог, Великобритания (Network Rail MTN Finance CLG (Plc));
  • Сельскохозяйственный рентный банк, Германия (Landwirtschaftliche Rentenbank);
  • Федеральная корпорация по ипотечному кредитованию жилищного строительства, США (Federal Home Loan Mortgage Corporation, Freddie Mac);
  • Федеральная национальная ипотечная ассоциация, США (Federal National Mortgage Assosiation, Fannie Mae);
  • Федеральные банки кредитования жилищного строительства, США (Federal Home Loan Banks, FHLBanks);
  • Федеральные банки фермерского кредита, США (Federal Farm Credit Banks, FFCB);
  • Фонд муниципального кредитования, Франция (Dexia Group);
  • Фонд обслуживания долгов системы социального обеспечения, Франция (Caisse d’Amortissement de la Dette Sociale, CADES);
  • Французский фонд ипотечного кредитования (Credit Foncier de France, CFF);
  • Австрийский экспортно-импортный банк (Oesterreichische Kontrollbank Aktiengesellschaft, OKB).

     4. номинальный объем приобретенных  долговых обязательств одного  выпуска не должен превышать  5 % номинального объема этого  выпуска89.

 

     Заключение

 

     В данной работе было показано история  становления Стабилизационного  фонда нашей страны, приведены примеры подобных фондов в других странах. Проанализировано эффективность использования средств фонда. При помощи данных Всероссийского центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) рассказано о предложениях по использованию средств, об отношении людей к намерениям правительства в отношении хранения и использования активов Стабилизационного фонда. Высказано предложения по их использованию.

     В экономических ВУЗах учат будущих  экономистов зарабатывать деньги, вкладывать заработанные деньги и преумножать  их, просчитывать возможные финансовые риски, просчитывать вероятные потери и пытаться их исключить либо свести их к минимуму. Но, к сожалению, наши министры ответственные за экономическое состояние страны научились только копить деньги, складывая их мертвым грузом. Такой вывод позволяет сделать анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда.

     Если  деньги аккумулированные в Стабилизационном фонде нельзя пустить в оборот, из-за опасения роста инфляции, зачем покупать деньги других стран? Не лучше ли хранить резервы в золоте или других драгметаллах создавая золотой запас страны который не подвержен инфляции. Именно этим путем идет Китай, который наращивает свой золотой запас. И мы можем видеть какими темпами развивается экономика Китая.

     Тут же уместно вспомнить нашу историю - экономическую политику, которую  в своё время проводил выдающийся министр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известность получила его денежная реформа 1895 — 1897 гг., в результате которой российский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира. Витте не накапливал свободные деньги в стабфондах, а расходовал их на строительство железных дорог, развитие промышленности, науки и образования. В результате за последнее десятилетие XIX в. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объём промышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.

     В настоящее время мы слишком много добываем и слишком много экспортируем. А возможности наши не безграничны. Со временем добыча и экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособной продукции у нас недостаточно — в России с самого начала экономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетический комплекс.

     Сейчас  самым приоритетным, самое эффективным  направлением использования средств  Стабилизационного фонда - это финансирование науки, образования и здравоохранения. Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придатка всего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей, наукоемкой промышленностью.

       Начиная с 2008 г. изменились как цели и задачи, так и порядок формирования и структура Стабилизационного фонда. Согласно Бюджетному посланию Президента РФ, первоочередной становится «задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен». Для этого Президентом РФ было предложено преобразование Стабилизационного фонда в два других: Резервный фонд и Фонд будущих поколений, а также формирование трансферта федеральному бюджету РФ Резервный фонд, Фонд будущих поколений и трансферт федеральному бюджету в совокупности предлагается назвать Фондом национального благосостояния. Расходная часть бюджета будет сформирована из других источников. Для перехода к новым принципам управления нефтегазовыми доходами планируется установление трехлетнего периода.

     Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального  благосостояния представляет собой  часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния.

       Создание Резервного фонда явилось следствием решения Правительством РФ задачи обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен. Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

     Создание  Резервного фонда за счет средств Стабилизационного фонда РФ позволило сформировать первоначальный, значительный объем Резервного фонда.

     Переход Правительством РФ новым принципам  управления нефтегазовыми доходами федерального бюджета позволил увеличить  объем Резервного фонда, который  достиг нормативной величины, установленной  Федеральным законом о федеральном  бюджете РФ на 2008 г.

     Средства  Резервного фонда, так же как и  средства Стабилизационного фонда  находятся в управлении. Целью  управления средствами Резервного фонда  является обеспечение сохранности  средств и стабильного уровня дохода от их размещения в долгосрочной перспективе.

Информация о работе Стабилизационный фонд РФ