Стабилизационный фонд РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Некоторые также настаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значит сокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять - во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними в бюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекорды пополнения "госзаначки". Кроме того, каждый стерилизуемый рубль потенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгоду можно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
С января 2008 года Стабилизационный фонд был разделен на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния или Фонд будущих поколений.
На сегодняшний день данная тема является наиболее актуальной для нашей страны, так как в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда) произошло резкое сокращение доходов в казну государства, и, в результате, основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен играть Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ.

Содержание

Введение
Глава 1. Стабилизационный фонд России
§1. Создание Стабилизационного фонда РФ
§2. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации
§1. Государственный Резервный накопительный фонд
§2. Управление средствами Резервного фонда
§3. Использование средств Резервного фонда
§4. Результаты размещения средств Резервного фонда РФ в 2008 г.
Глава 3. Фонд национального благосостояния
§1. Предназначение фонда национального благосостояния
§2. Состояние фонда национального благосостояние
§3. Управление Фондом национального благосостояния
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Работа содержит 1 файл

стаб фонд рф.docx

— 120.12 Кб (Скачать)

     Помимо  чисто экономических задач резервный  фонд выполняет политическую задачу предотвращения быстрого роста государственных  расходов. Госрасходы, как правило, невозможно оперативно уменьшить вслед  за падением доходов. В результате в  периоды неблагоприятной конъюнктуры  это может приводить к крупным  дефицитам госбюджета, невыполнению обещанных социальных обязательств и дефолту по государственным  долгам. Подобные последствия гораздо  более разрушительны для экономики, чем колебания объёма госбюджета сами по себе31.

     Необходимость создания резервных фондов является дискуссионной. Ряд экономистов и политиков считают, что эффективнее не держать деньги в резерве, а использовать их для импортных закупок, работающих на будущее страны: например, покупать патенты и оборудование, оплачивать обучение студентов за рубежом и т. д. Такая тактика позволяет избежать негативных последствий благоприятной конъюнктуры, не прибегая к фактическому замораживанию средств в резервном фонде.

     Резервный фонд и совокупный спрос нации.

     Так же, резервный фонд — это макроэкономический инструмент государства для поддержания  совокупного спроса в точке Кейнса и долгосрочного экономического роста32. Государство в своей макроэкономической политике сдерживает совокупный спрос нации в моменты бурного экономического роста, дабы сдержать инфляцию, и стимулирует спрос в годы стагнации, когда покупательская активность падает. В годы стагнации государство может тратить больше денег, чем собирает налогов. Это повысит совокупные расходы нации, позволит предприятиям не снижать производство товаров и услуг и не увольнять своих сотрудников. Напротив, в момент инфляции спроса государство уменьшает государственные расходы, дабы не стимулировать рост цен. Разницу в доходах и расходах совокупного бюджета государство может хранить в резервном фонде или брать в долг в иностранной валюте.

     Размещение  средств резервных  фондов.

     Средства  резервных фондов размещают исключительно  в иностранных активах (для фонда  Аляски — в активах вне этого  штата). Причины этого состоят  в том, что фонд не может выполнять  функцию независимого от состояния  национальной экономики резерва, если он будет размещён внутри страны. Во время экономических кризисов национальная валюта и национальные ценные бумаги могут обесцениваться, и если фонд размещён в национальных активах, то он обесцеится тоже33.

     Кроме того, в этом случае средства фонда  не смогут выполнять функцию стабилизации национальной валюты, более того, они  будут раскручивать инфляцию.

     Средства  резервных фондов размещают в  надёжные ценные бумаги и иные активы класса не ниже А. Это, как правило, государственные  обязательства развитых стран (класс  ААА) и акции надёжных компаний. При  приобретении государственных обязательств, например облигаций, обеспечивается высокая надёжность, но низкая доходность. При вложении в акции доходность повышается, но надёжность снижается. Когда экономики развитых стран переживают кризисные явления, цены на сырьевые товары могут падать вследствие снижения спроса. В результате резервный фонд может понести убытки именно в тот момент, когда требуется использовать его средства. Поэтому деньги фондов, стабилизирующих бюджет при колебаниях конъюнктуры, вкладывают, как правило, только в гособлигации, а средства более долгосрочных фондов будущих поколений — ещё и в акции.

     Идея  разделения сверхдоходов на два фонда  родилась в результате своеобразного  компромисса между Минфином, выступавшим  против расходования Стабилизационного фонда на какие-либо цели, кроме как на покрытие возможного бюджетного дефицита, и МЭРТом. Ведомство Германа Грефа, призванное решать задачи развития страны, предлагало инвестировать часть сверхдоходов в приоритетные экономические проекты. В случае, если Фонд национального благосостояния можно будет вкладывать в корпоративные бумаги, не исключено, что часть этих средств может пойти на выкуп дополнительной эмиссий крупнейших корпораций типа «Газпрома» или компаний, создающихся на базе РАО «ЕЭС», которые, в свою очередь, смогут пустить эти средства на развитие энергетической инфраструктуры страны34.

     Предназначение  резервного фонда.

     Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных  обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

     Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений  от экспорта невозобновляемых природных ресурсов35.

     Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие  от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти  источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

     Максимальный  размер Резервного фонда закреплен  на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий  финансовый год объема валового внутреннего  продукта Российской Федерации, что  является гарантией исполнения расходов федерального бюджета в течение  трех лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Указанный временной горизонт связан с трехлетним периодом бюджетного планирования и необходимостью адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям36.

     Состояние резервного фонда.

     По  состоянию на 1 марта 2008 г. совокупный объем  Резервного фонда  составил 3 082,28 млрд. рублей, что эквивалентно 127,81 млрд. долларов США. Остатки средств  на отдельных счетах по учету средств  Резервного фонда  в иностранной  валюте по состоянию  на 1 марта 2008 г. составили:

  • 56,95 млрд. долларов США;
  • 38,57 млрд. евро;
  • 6,37 млрд. фунтов стерлингов37.

     В соответствии с Федеральным  законом № 63-ФЗ в  феврале 2008 г. средства федерального бюджета  в размере 28,63 млрд. рублей поступивших  в 2008 году в федеральный  бюджет доходов от размещения средств Стабилизационного фонда за период с 15 декабря 2007 г. по 30 января 2008 г. были зачислены в Резервный фонд. Доходы от размещения Стабилизационного фонда представляют собой сумму процентов, начисленных Банком России за пользование средствами на счетах Стабилизационного фонда в иностранной валюте по состоянию на 30 января 2008 г.

     Во  исполнение постановления  Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 955 “О порядке  управления средствами Резервного фонда” в феврале 2008 г. перечисленные  выше доходы федерального бюджета от размещения средств Стабилизационного фонда в сумме 28,63 млрд. рублей были конвертированы в иностранную валюту. Конверсионные операции были осуществлены согласно утвержденной ранее валютной структуре и не оказали влияние на конъюнктуру валютного рынка38.

     Расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда, пересчитанного в доллары США, за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила 0,90 млрд. долларов США, что эквивалентно 21,64 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте за период с 30 января 2008 г. по 29 февраля 2008 г. составила отрицательную величину - (-)15,35 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов39.  

     Таблица 3.1 Совокупный объем  средств Резервного фонда 

     Дата      в млрд. рублей
     01.01.2009      4 027,64
     01.12.2008      3 661,37
     01.11.2008      3 572,78
     01.10.2008      3 559,19
     01.09.2008      3 504,62
     01.08.2008      3 040,37
     01.07.2008      3 056,52
     01.06.2008      3 069,94
     01.05.2008      3 069,47
     01.04.2008      3 068,43
     01.03.2008      3 082,28
     01.02.2008      3 057,85

     §2. Управление средствами Резервного фонда

 

     Цели  управления.

     Целями  управления средствами Резервного фонда  являются обеспечение сохранности средств фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде40.

     Структура управления.

     Управление  средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут  осуществляться Центральным банком Российской Федерации41.

     Управление  средствами Резервного фонда может  осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно)42:

     1) путем приобретения за счет  средств фонда иностранной валюты  и ее размещения на счетах  по учету средств Резервного  фонда в иностранной валюте (долларах  США, евро, фунтах стерлингов) в  Центральном банке Российской  Федерации. За пользование денежными  средствами на указанных счетах  Центральный банк Российской  Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского  счета;

      2) путем размещения средств фонда  в иностранную валюту и финансовые  активы, номинированные в иностранной  валюте, перечень которых определен  законодательством Российской Федерации.

     В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Резервного фонда согласно второму способу, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации. При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации43.

     Правила инвестирования.

     В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации средства Резервного фонда могут размещаться в  иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной  валюте44.

     Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных  средств Резервного фонда. В целях  повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных  финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих  долей, установленных Правительством Российской Федерации.

 

     

Разрешенные

финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации45

Предельные  доли, установленные Правительством Российской Федерации46 Нормативные доли, утвержденные Минфином России47
долговые  обязательства иностранных государств 50-100 % 80 %
долговые  обязательства иностранных государственных  агентств и центральных банков 0-30 % 15 %
долговые  обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные  ценными бумагами 0-15 % 5 %
депозиты  в иностранных банках и кредитных  организациях 0-30 % 0 %

Информация о работе Стабилизационный фонд РФ