Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния

Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

курсовик готовый.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

       - до 410 млрд. рублей может быть размещено  на депозиты в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации,  на следующих условиях:9

       ·        по ставке 7 процентов годовых на срок до 31 декабря 2019 года включительно;

       ·        по ставке 8,5 процента годовых на срок до 31 декабря 2020 года включительно.

       - до 40 млрд. рублей может быть размещено  на депозиты по ставке 8,5 процента годовых сроком до 1 июня 2015 года в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

       - до 30 млрд. рублей может быть размещено  на депозиты по ставке 8,5 процента  годовых сроком до 31 декабря 2017 года в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

       -  уплата процентов от размещения средств в течение всего срока осуществляется ежеквартально.

       - возможность досрочного возврата  средств допускается с согласия  государственной корпорации "Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)", при этом проценты от размещения средств уплачиваются за фактический срок нахождения средств на депозите.

       в) суммы и сроки размещения средств  определяются Министерством финансов Российской Федерации с учетом указанных  требований; размещение средств на депозитах осуществляется Федеральным казначейством по решению Министерства финансов Российской Федерации.

       Сведения о размещении средств Фонда национального благосостояния на депозитах в государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" опубликованы в подразделе «Сатистика».

       7. Министерство финансов Российской  Федерации вправе устанавливать  дополнительные требования к разрешенным финансовым активам в пределах требований, установленных Правительством Российской Федерации. 

       3.4 Использование

       Средства  Фонда национального благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

       Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации  определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ     «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния предоставлен в Приложении 2 

       3.5 Проблемы формирования и использования фонда

       Основной  проблемой Фонда национального благосостояния является его низкая доходность. 
 

       Доходность  размещения средств Фонда национального  благосостояния (ФНБ) в период с 15 января 2009 года по 15 января 2010 года  оказалась  предсказуемо низкой – 2,6%. И хотя задачи зарабатывать на этих фондах перед Минфином не стоит, он желает в будущем повысить их доходность, возлагая главные надежды на ВЭБ и создание госкорпорации «Российское финансовое агентство».

       На 1 февраля 2010 года Фонда национального благосостояния – 2, 7 трлн. рублей ($90,6 млрд.) С момента их создания доходность размещения средств фондов составила 4,18%. Примерно половину из них (2,6%) фонд заработал за прошлый год. Несмотря на то, что рублевая инфляция в 2009 году была выше обозначенной доходности, говорить о том, что она «съела» доход фондова нельзя. Средства вкладываются в валюту, а инфляция в еврозоне в 2010 г. была отрицательной. Но задача получить высокую доходность перед фондами и не стоит. Задача у них одна – чтобы доходность не была отрицательной, чего они и смогли достичь в 2009 году.

       Однако, вопросом доходности фондов Минфин все  же озадачен. Надежды на ее повышение он связывает с возможностью появления новой госкорпорации – Российского Финансового агентства (РФА). Создать единый институт по управлению деньгами фондов Минфин предложил еще в сентябре 2008 года. РФА будет управлять средствами ФНБ, резервного фонда и другими активами по усмотрения правительства, к которым могут относиться и пенсионные накопления граждан, и государственные долги. Предположительно, для работы госкорпорация будет привлекать профессиональных управляющих активами.

       Согласно  статье 96.10 Бюджетного кодекса РФ, «Фонд  национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Вместе с тем «целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе» (ст. 96.11 Бюджетного кодекса РФ).

       Представляется, что задачей ФНБ является не покрытие дефицита бюджета ПФР в ближайшие  годы (в настоящее время это делается за счет иных текущих доходов федерального бюджета), а достижение значительного размера для того, чтобы обеспечить финансовую устойчивость ПФР в будущем. Идеальным вариантом было бы формирование такого объема средств ФНБ, при котором для покрытия дефицита бюджета ПФР в будущем было достаточно доходов от управления средствами ФНБ.

       если  дефицит ПФР будет в полном объеме покрываться за счет средств  ФНБ, последний может быть полностью  израсходован за несколько ближайших  лет. Это вряд ли целесообразно.

       В связи с этим необходимо разработать  более четкую и определенную стратегию  управления и использования средств  ФНБ, позволяющую обеспечить сохранность  и увеличение активов ФНБ.

       Факторы, обеспечивающие сохранность средств  ФНБ:

  • исключение расходования средств ФНБ без острой необходимости, пока не будет достигнут нужный объем ФНБ. Софинансирование дополнительных страховых взносов граждан на накопительную часть трудовой пенсии и покрытие дефицита бюджета ПФР должно осуществляться исключительно за счет доходов от управления средствами ФНБ;
  • обеспечение высокой надежности вложений.

       Факторы, обеспечивающие увеличение активов  ФНБ:

  • перечисление части нефтегазовых доходов федерального бюджета;
  • максимизация доходов от управления средствами ФНБ (в этом случае стратегия ФНБ не может быть сильно консервативной, так как доходность ФНБ должна быть хотя бы сопоставима с инфляцией на долгосрочном горизонте).

       Кроме того, представляется целесообразным предусмотреть в порядке управления средствами ФНБ возможность инвестирования части средств в надежные финансовые инструменты на российском финансовом рынке, такие как долговые обязательства и акции юридических лиц, а также паи (доли участия) инвестиционных фондов.

       Инвестирование  средств фонда в указанные  инструменты обеспечит приток долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономику Российской Федерации (в отличие от банковских депозитов и остатков на банковских счетах в российских банках и кредитных организациях, которые являются источниками кратко- и среднесрочных ресурсов).

       Минфин  России может скорректировать модель Фонда национального благосостояния с учетом финансового кризиса. Выдвинуты  предложения по инвестированию средств  ФНБ, которые устанавливали ряд ограничений на покупку акций и корпоративных облигаций. Минфин России сможет сам определять, сколько должно быть инвестировано средств на внутреннем, а сколько — на внешнем рынках.

       Новые правила инвестирования будут предусматривать  расширение перечня инструментов, в которые можно вкладывать средства ФНБ, в том числе в акции и корпоративные облигации.

       Минфин  России не предполагает принципиально  менять новую стратегию инвестирования в связи с ситуацией на финансовом рынке. Вне зависимости от того, будут  ли средства фонда инвестированы на внешнем рынке или на внутреннем, предельные объемы вложений в один вид инструмента пока не меняются.

       Предельный  объем инвестиций в негосударственные  облигации предполагается установить на уровне 40%, в государственные — 100%. Максимальный объем вложений в депозиты в коммерческих банках может быть ограничен 30%.

       До  сих пор средства ФНБ инвестируются  по аналогии с Резервным фондом —  только в суверенные долговые обязательства, в долговые бумаги иностранных агентств и иностранных центральных банков, а также в долговые обязательства международных финансовых организаций.

       C 14 октября 2008 года начал действовать  пакет законов о стабилизации  российского финансового рынка,  согласно которому средства Фонда  национального благосостояния могут быть размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 года включительно на общую сумму не более 450 млрд руб. по ставке 7% годовых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       В данной работе показана история становления Стабилизационного фонда нашей страны, его преобразования, приведены примеры подобных фондов в других странах. Проанализирована эффективность использования средств Стабилизационного фонда и Фонда национального благосостояния.

       Суверенные  фонды благосостояния могут превратиться к 2015 году в ведущую силу мировой  экономики. При этом объемы продукции  и услуг, производимых активами, контролируемыми  этими фондами, могут превзойти  по размерам аналогичные показатели экономики США.

       Согласно  подсчетам газеты Financial Times, к 2015 году их активы могут составить 15 трлн долл. США. При этом они ведут активную инвестиционную политику. Суверенные фонды являются новейшей ведущей силой мирового финансового рынка, которая идет на смену хедж-фондам и частным инвестиционным фондам. Они также сменили центробанки в качестве крупнейшего заемщика.

       В результате страны ЕС и США сейчас разрабатывают в экстренном порядке  меры по защите стратегических отраслей своих экономик и даже отдельных компаний от «излишнего» присутствия в них мощных иностранных инвесторов в лице госфондов. Один из вариантов, который предлагают США, — это отказ представителей подобных суверенных фондов благосостояния участвовать в принятии «стратегических» решений.

       Фонды, функционирующие в России сегодня, в том числе фонд национального  благосостояния, оказались крайне необходимыми в условиях кризиса, смогли решить многие проблемы, хотя механизмы их формирования и использования еще не отлажены. На мой взгляд, перед фондами стоит еще много нерешенных задач, однако, существует значительный мировой опыт, опираясь на который и учитывая особенности российской экономики, можно выстроить безопасную и эффективную систему функционирования фондов.

Список  использованных источников

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  2. Федеральный закон 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 г. № 229 «О порядке управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 «О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 г. № 77)
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. № 18  «О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния»
  6. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994
  7. Михаил Веллер «Почему российский стабилизационный фонд в Америке?

Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния