Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния

Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

курсовик готовый.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

       Содержание

  Введение      2
  1. История возникновения   фондов

  1.1 Предпосылки  и возникновение стабилизационного  фонда и фонда национального  благосостояния

  4
  1.2 Мировой опыт стабилизационных  фондов    5
  2. Стабилизационный  фонд

  2.1 Предназначение  Фонда

  14

  2.2 Формирование и использование средств Фонда

  14

  2.3 Управление средствами Фонда

  15
  2.4 Проблемы формирования и использования   Стабилизационного фонда   19
  3. Фонд национального благосостояния

  3.1   Предназначение

  23
  3.2 Формирование   23
  3.3 Управление   25
  3.4 Использование   33
  3.5 Проблемы формирования и использования   фонда      33
  Заключение   38

  Список  использованных источников

  39

  Приложения

  41
 
 
 
 

       Введение

       Финансовый  инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

       Зависимость налоговых доходов федерального бюджета от мировых цен на нефть

       Добыча  и реализация нефти и нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках являются ключевыми видами деятельности в российской экономике. Существенные изменения мировых цен на нефть приводят к значительным колебаниям налоговых доходов федерального бюджета, создавая трудности финансирования расходов и осуществления платежей по внешнему долгу при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Необходимость создания стабилизационного фонда подтверждается анализом того, как изменение цен на нефть влияет на доходы федерального бюджета.

       Огромные  бюджетные поступления за счет природных  ресурсов, таких, как нефть, газ, цветные металлы, ставят перед правительством России ряд проблем. Во-первых, данный источник доходов не вечен и поэтому следует планировать использование этого ресурса во временном интервале. Во-вторых, необходимо последовательно снижать зависимость объема государственных доходов и расходов (и в целом внутреннего спроса) от резких и непредсказуемых скачков мировых цен на полезные ископаемые. Многие нефтедобывающие страны создали для этого нефтяной стабилизационной фонд.

       Проблема  формирования и использования стабилизационного фонда является одной из самых актуальных в экономике страны, особенно в условиях мирового финансового кризиса.

       Целью работы является выявление основных проблем формирования, управления и  использования стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния и возможных путей их решения. При этом будут решены следующие задачи:

  • Описаны предпосылки возникновения фондов;
  • Изучен мировой опыт формирования и использования стабфондов;
  • Рассмотрены особенности  предназначения, формирования и использования фондов
  • Выявлены основные проблемы фондов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История возникновения фондов

1.1 Предпосылки и  возникновение стабилизационного  фонда и фонда  национального благосостояния

       Высокий уровень мировых цен на нефть, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 35 долл./барр. в среднем за год в 2000–2004 гг., Urals), вызвал приток в страну значительного объема валютных средств. В этих условиях органы кредитно-денежного регулирования столкнулись с необходимостью покупки "избыточного" предложения валюты в официальные резервы — во избежание шокового укрепления рубля, ведущего к утрате конкурентоспособности национальной экономики ("голландская болезнь"). Результатом таких покупок явилась масштабная рублевая эмиссия, создававшая угрозу усиления инфляции. Как следствие, возникла потребность в инструментах стерилизации эмиссии, позволяющих сдерживать рост денежного предложения.

       Важнейшим инструментом стерилизации эмиссии стало накопление ресурсов на счетах и депозитах органов государственного управления в Банке России. Всего за 2000–2003 гг. прирост средств в Банке России обеспечил стерилизацию 17% эмиссии, вызванной ростом золотовалютных резервов.

       Однако вплоть до 2004 г. отсутствовал четкий финансовый механизм, увязывавший поступление на рынок экспортной выручки с аккумулированием избыточной ликвидности на бюджетных счетах. Это обусловливало высокую неравномерность динамики денежного предложения ("пиковые" скачки денежного предложения в конце года). Такая неравномерность, в свою очередь, негативно сказывалась на уровне инфляции.

       Для того чтобы снять эту проблему и создать механизм автоматической стерилизации избыточной эмиссии, было принято решение о формировании, начиная с 2004 г., бюджетного Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего часть экспортных сверхдоходов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков.

       Помимо создания механизма автоматической стерилизации эмиссии это решение преследовало следующие цели:

       — накопление резерва для финансирования бюджетных расходов в случае снижения мировых цен на углеводородное сырье и, соответственно, сжатия налоговых доходов;

       — защита финансовых активов государства  от курсовых рисков.

       До 2008 года Стабилизационный фонд Российской Федерации формировался в соответствии с Главой 13 Бюджетного кодекса РФ «Стабилизационный фонд Российской Федерации», которая определяла порядок формирования Стабилизационного фонда, использование, управление, учет и отчетность по операциям с его средствами. Начиная с 2008 года, упразднено понятие Стабилизационного фонда Российской Федерации и вводится «Резервный фонд» и «Фонд будущих поколений».  

       1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 

       Важное  место в сбалансированности бюджета  в некоторых странах, а на сегодняшний  день их уже насчитывается более двадцати, отводится таким институтам как стабилизационный и резервный фонд. Это сравнительно новые институты с присущими им инструментами государственного регулирования национальных финансов, которые стали возникать в последнее десятилетие 90-х годов ХХ века. 
Их появление обусловлено поиском инструментов и механизмов, позволяющих ослабить появившуюся зависимость мировой экономики от конъюнктуры нефтяного и газового рынков, рынков цветных металлов и даже сельскохозяйственных продуктов, обладающих повышенным влиянием на волатильность государственных экспортных доходов и на нестабильность величин профицита или дефицита государственных бюджетов, обусловленных значимой чувствительностью бюджетов к конъюнктуре экспортных цен на эти товары.

       Вопросы, связанные с появлением этих фондов, стали предметом горячих дискуссий  и споров экономистов различных  школ, политиков, ученых и практиков, да и простых обывателей. И каждого  волнуют конкретные вопросы, касающиеся его лично, его детей и их будущего, среды их обитания и перспективы роста в концепции «sustainable development» или концепции устойчивого развития. Каждого интересует ответ на вопрос: как будет развиваться общество, когда население Земли перестанет возрастать и начнет стареть и когда существенно обостряться экологические проблемы и возникнут климатические, а основные ископаемые теплоносители (нефть, газ, уголь) исчерпаются, обострив и без того не простую ситуацию с продовольствием, водой и воздухом.

       Уже сейчас можно попытаться проанализировать мировой опыт создания и результатов деятельности этих фондов, подвести первые итоги функционирования российского Стабилизационного фонда, на основе которых сделать выводы, для бюджетной и экономической политики России. Представляется, что эти выводы могут вызвать как научный, так и практический интерес со стороны других государств-экспортеров невозобновляемых ресурсов.1

         На сегодня стабилизационные финансовые фонды реально функционируют в бюджетных системах более, чем в двадцати странах различных регионов мира. Все они, как правило, формируются за счет «избыточных» или дополнительных доходов бюджета по текущим валютным операциям, связанных с экспортом невозобновляемых природных ресурсов, а в отдельных случаях с возобновляемых (сельскохозяйственная продукция) по отношению к нормам финансирования бюджетной сферы, либо к сложившемуся прежде и отраженному в национальном законодательстве уровню доходов.

       В современной мировой практике, как  известно, используются следующие государственные  фонды финансовых ресурсов:

       фонды, выполняющие стабилизационные функции  и называемые стабилизационными (Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

       фонды, формируемые для создания стратегических финансовых резервов в целях решения  в перспективе экономических  и социальных проблем будущих поколений ( канадская провинция Альберта, Аляска, Кувейт, Оман, Папау-Новая Гвинея);

         резервные бюджетные фонды, используемые  в неординарных ситуациях (Гонконг,  Сингапур, Эстония, ЮАР). 
Стабилизационный фонд создается, как правило, центральным правительством (в отдельных случаях может создаваться региональным правительством) для решения задач макроэкономической стабилизации в реальном и финансовом секторах экономики в поле национального бюджетного законодательства. Такие фонды уже созданы и функционируют на национальных уровнях в целом ряде индустриальных стран, в странах с развивающейся и переходной экономикой.

       Содержательная  сторона стабилизационного фонда  заключена в таргетировании инфляции, в устранении дисбалансов, рисков, накопленных негативных эффектов, влияющих на экономическую и финансовую динамику, на конкурентоспособность страны или региона и последовательном приближении к состоянию экономического равновесия экономики и финансов страны или региона, обладающего повышенной волатильностью и нарушенной структурой в реальном и финансовом секторах.

       Как показывает анализ, на стабилизационные фонды возлагаются решения среднесрочных, краткосрочных и долгосрочных задач  по нормализации реального и финансового  секторов экономики. 
В состав краткосрочных входят задачи по предотвращению и урегулированию краткосрочных рыночных шоков как внутри страны, так и в экономиках других стран, являющихся ведомыми и связанных со страной–создателем стабилизационного фонда, а также задачи, связанные с краткосрочной коррекцией макроэкономических параметров для предотвращения или устранения в среднесрочном периоде кумулятивных факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическую и финансовую динамику на макроуровне.

       К среднесрочным относятся задачи по предотвращению или ослаблению среднесрочных неблагоприятных последствий от конъюнктурного снижения цен на основные экспортные товары в экономиках, зависящих от экспорта, а также по предупреждению экономических или финансовых кризисных явлений в среднесрочной перспективе. Сюда же относятся и задачи, связанные со снижением волатильности и рисков экономики и с созданием на этой основе более благоприятного макроэкономического климата для развития производства и инвестиций, для чего производится покрытие общего дефицита бюджета, вызванного снижением цен на экспортируемую продукцию, обеспечение устойчивости государственных расходов при сокращении доходов бюджета от экспорта, а также субсидирование производителей экспортной продукции в периоды неблагоприятной ценовой конъюнктуры с тем, чтобы сохранить их производственный потенциал, поддержать занятость, обеспечить возможность дальнейшего развития.

       Наконец, к долгосрочным задачам относятся  долгосрочная стабилизация через диверсификацию экономики, повышение ее устойчивости к неблагоприятным внешним воздействиям, через диверсификацию финансовых источников для развития экономики. 
Выше сформулированному содержанию стабилизационных фондов соответствуют их определенные формы или виды, к которым относятся фонды краткосрочной стабилизации, фонды средне- и долгосрочной стабилизации.

Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния