Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния

Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.

Содержание

Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41

Работа содержит 1 файл

курсовик готовый.doc

— 323.00 Кб (Скачать)

       Другим  источником формирования Фонда национального  благосостояния являются доходы от управления его средствами.

       С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Фонда национального  благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

       Средства  нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния учитываются  на отдельных счетах по учету средств  федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

       Расчеты и перечисления средств в связи  с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.7

 

       3.3 Управление

       Целями  управления средствами Фонда национального  благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

       Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

       Управление  средствами Фонда национального  благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):

       1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

       2) путем размещения средств Фонда  в иностранную валюту и финансовые  активы, номинированные в российских  рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).  

       Министерство  финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда национального  благосостояния в соответствии с  первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации. 

       Правительство Российской Федерации устанавливает  предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных  средств Фонда национального  благосостояния. В целях повышения  эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.    

       Таблица 1

       Предельные  доли разрешенных  финансовых активов  в общем объеме размещенных средств  Фонда национального  благосостояния

   Разрешенные

   финансовые  активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации

   Предельные  доли, установленные Правительством Российской Федерации    Нормативные доли, утвержденные  Минфином России
   в иностранной валюте    в рублях
   долговые  обязательства иностранных государств    0-100 %    95 %    0 %
   долговые  обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков    0-30 %    0 %    0 %
   долговые  обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленных  ценными бумагами    0-15 %    0 %    0 %
   депозиты  и остатки на банковских счетах в  банках и кредитных организациях    0-40 %    0 %    0 %
   депозиты  в государственной корпорации «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности (Внешэкономбанк)»    0-40 %    5 %    100 %
   депозиты  и остатки на банковских счетах в  Центральном банке Российской Федерации    0-100%          
   долговые  обязательства юридических лиц    0-30 %    0 %    0 %
   акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов    0-50 %    0 %    0 %
 

 

       Правительство Российской Федерации установило следующие  требования к указанным финансовым активам:8

       1. средства Фонда национального  благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: Австрия;   Бельгия;  Великобритания;   Германия;    Дания;    Ирландия;   Испания;   Канада;   Люксембург; Нидерланды; США; Финляндия; Франция; Швеция.

       2. долговые обязательства должны  соответствовать следующим требованиям:

       - иностранные эмитенты долговых  обязательств должны иметь рейтинг  долгосрочной кредитоспособности  не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации  рейтингового   агентства   «Мудис  Инвесторс  Сервис» (Moody's   Investors   Service). Если иностранному эмитенту  долговых  обязательств указанными  агентствами  присвоены  разные  рейтинги  долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

       - российские   эмитенты   долговых   обязательств   должны   иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации   рейтингового   агентства   "Мудис   Инвесторе   Сервис" (Moody's   Investors   Service). Если  российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

       - сроки погашения выпусков долговых  обязательств являются фиксированными, условия выпуска и обращения  не предусматривают права эмитента  осуществить досрочно их выкуп  (погашение);

       - условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;

       - нормативы минимального и максимального  сроков до погашения выпусков  долговых обязательств, установленные Министерством финансов Российской Федерации, являются обязательными;

       - ставка купонного дохода, выплачиваемого  по купонным долговым обязательствам, а также номиналы долговых  обязательств являются фиксированными;  

       - номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается  в  российских  рублях,  долларах  США,   евро  или   фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;

       - объем выпуска долговых обязательств, находящихся в обращении, составляет  не менее 1 млрд. рублей для долговых обязательств, номинированных  в  российских  рублях, 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро - для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов - для  долговых  обязательств,  номинированных  в  фунтах стерлингов;

       - выпуски долговых обязательств  не являются выпусками, предназначенными  для частного (непубличного) размещения.

       3. к международным финансовым организациям, в долговые обязательства которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, относятся долговые обязательства (в том числе оформленные ценными бумагами) следующих институтов:

       - Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);

       - Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);

       - Европейский банк реконструкции  и развития (European Bank for Reconstruction and Development, EBRD);

       - Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);

       - Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);

       - Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, IFC);

       - Международный банк реконструкции  и развития (International Bank for Reconstruction and Development, IBRD);

       - Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).

       4. Акции юридических лиц и паи  (доли участия) инвестиционных  фондов, в которые могут размещаться  средства Фонда национального  благосостояния должны соответствовать  следующим требованиям:

       - акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;

       - акции иностранных эмитентов  должны входить в перечни ценных  бумаг, используемые для расчета  фондовых индексов "ЭмЭсСиАй Ворлд  Индекс" (MSCI World Index) и "ЭфТиЭсИ  Олл-Ворлд Индекс" (FTSE All-World Index);

       - акции российских эмитентов должны  входить в перечни ценных бумаг,  используемые для расчета фондовых  индексов "Индекс РТС" или  "Индекс ММВБ";

       - в состав активов инвестиционных  фондов, выпустивших паи (доли  участия), должны входить исключительно разрешенные финансовые активы.

       5. при размещении средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах и банковских счетах  в банках и кредитных организациях  должны выполняться следующие  требования:

       - банк или кредитная организация  должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «АА-» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтингс» (Fitch-Ratings) или «Стандарт энд Пурс» (Standard & Poor’s) либо не ниже уровня «Аа3» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody’s Investors Service). Если банку или кредитной организации указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;

       - нормативы минимального и максимального  сроков размещения средств Фонда  национального благосостояния на  депозитах в банках и кредитных  организациях, установленные Министерством  финансов Российской Федерации,  являются обязательными;

       6. При размещении средств Фонда национального благосостояния на    депозитах  в  государственной    корпорации    "Банк    развития    и 
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" должны выполняться следующие требования:

       а) средства могут размещаться на депозитах  в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;

       б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах  в российских рублях, составляет 655 млрд. рублей, при этом:

       - до 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;

Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния