Автор: Юлия Клементьева, 23 Августа 2010 в 14:47, курсовая работа
Финансовый инструментарий, находящийся в распоряжении властей в рыночной экономике, весьма разнообразен и адаптирован к экономическим условиям и выбранной стратегии финансовой политики. Международный опыт свидетельствует о том, что если внешняя конъюнктура цен на профилирующий экспортный продукт существенно влияет на доходы бюджетной системы, целесообразно создание стабилизационного фонда.
Введение 2
1. История возникновения фондов
1.1 Предпосылки и возникновение стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния 4
1.2 Мировой опыт стабилизационных фондов 5
2. Стабилизационный фонд
2.1 Предназначение Фонда 14
2.2 Формирование и использование средств Фонда 14
2.3 Управление средствами Фонда 15
2.4 Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда 19
3. Фонд национального благосостояния
3.1 Предназначение 23
3.2 Формирование 23
3.3 Управление 25
3.4 Использование 33
3.5 Проблемы формирования и использования фонда 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
Приложения 41
Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2012 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.
Расчеты
и перечисления средств в связи
с формированием и
3.3 Управление
Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.
Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;
2)
путем размещения средств
Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.
Правительство
Российской Федерации устанавливает
предельные доли разрешенных финансовых
активов в общем объеме размещенных
средств Фонда национального
благосостояния. В целях повышения
эффективности управления средствами
Фонда национального благосостояния Министерство
финансов Российской Федерации уполномочено
утверждать нормативные доли разрешенных
финансовых активов в общем объеме размещенных
средств Фонда национального благосостояния
в пределах соответствующих долей, установленных
Правительством Российской Федерации.
Таблица 1
Предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния
Разрешенные
финансовые активы, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации |
Предельные доли, установленные Правительством Российской Федерации | Нормативные доли, утвержденные Минфином России | |
в иностранной валюте | в рублях | ||
долговые
обязательства иностранных |
0-100 % | 95 % | 0 % |
долговые
обязательства иностранных |
0-30 % | 0 % | 0 % |
долговые
обязательства международных |
0-15 % | 0 % | 0 % |
депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях | 0-40 % | 0 % | 0 % |
депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» | 0-40 % | 5 % | 100 % |
депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации | 0-100% | ||
долговые обязательства юридических лиц | 0-30 % | 0 % | 0 % |
акции юридических лиц и паи (доли участия) инвестиционных фондов | 0-50 % | 0 % | 0 % |
Правительство Российской Федерации установило следующие требования к указанным финансовым активам:8
1. средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в долговые обязательства в виде ценных бумаг иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков следующих стран: Австрия; Бельгия; Великобритания; Германия; Дания; Ирландия; Испания; Канада; Люксембург; Нидерланды; США; Финляндия; Франция; Швеция.
2.
долговые обязательства должны
соответствовать следующим
-
иностранные эмитенты долговых
обязательств должны иметь
- российские эмитенты долговых обязательств должны иметь рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВВ-" по классификации рейтинговых агентств "Фитч Рейтинге" (Fitch-Ratings) или "Стандарт энд Пурс" (Standard & Poor's) либо не ниже уровня "ВааЗ" по классификации рейтингового агентства "Мудис Инвесторе Сервис" (Moody's Investors Service). Если российскому эмитенту долговых обязательств указанными агентствами присвоены разные рейтинги долгосрочной кредитоспособности, то в качестве рейтинга долгосрочной кредитоспособности принимается наименьший из присвоенных;
-
сроки погашения выпусков
- условия выпуска и обращения долговых обязательств иностранных эмитентов не предусматривают права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
-
нормативы минимального и
-
ставка купонного дохода, выплачиваемого
по купонным долговым
- номинал долговых обязательств является фиксированным и выражается в российских рублях, долларах США, евро или фунтах стерлингов, платежи по долговым обязательствам осуществляются в валюте номинала;
-
объем выпуска долговых
-
выпуски долговых обязательств
не являются выпусками,
3.
к международным финансовым
- Азиатский банк развития (Asian Development Bank, ABD);
- Банк развития при Совете Европы (Council of Europe Development Bank, СЕВ);
-
Европейский банк
- Европейский инвестиционный банк (European Investment Bank, EIB);
- Межамериканский банк развития (Inter-American Development Bank, IADB);
-
Международная финансовая
-
Международный банк
- Северный инвестиционный банк (Nordic Investment Bank, NIB).
4.
Акции юридических лиц и паи
(доли участия) инвестиционных
фондов, в которые могут размещаться
средства Фонда национального
благосостояния должны
- акции юридических лиц должны входить в котировальный список как минимум одной фондовой биржи;
-
акции иностранных эмитентов
должны входить в перечни
-
акции российских эмитентов
-
в состав активов
5.
при размещении средств Фонда
национального благосостояния
-
банк или кредитная
-
нормативы минимального и
6.
При размещении средств Фонда национального
благосостояния на депозитах в государственной
корпорации "Банк развития и
внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"
должны выполняться следующие требования:
а) средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, долларах США, евро и фунтах стерлингов;
б) максимально допустимая совокупная сумма, в пределах которой средства могут размещаться на депозитах в российских рублях, составляет 655 млрд. рублей, при этом:
- до 175 млрд. рублей может быть размещено на депозитах, суммы, сроки и иные существенные условия по которым определяются Министерством финансов Российской Федерации;
Информация о работе Стабилизационный фонд и фонд национального благосостояния