Современные проблемы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что современные проблемы управления финансами это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности.
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансами РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность, содержание и значение управления финансами;
выделить субъекты и объекты управления финансами;
рассмотреть проблемы в управлении финансами;
рассмотреть пути преодоления проблем в управлении финансами государства.

Содержание

Введение 4
1 Сущность, содержание и значение управления финансами 6
2 Субъекты и объекты управления финансами 11
3 Проблемы в управлении финансами 14
3.1 Объекты управления финансами в РФ 14
3.2 Основные формы и методы управления финансами 17
3.3 Проблемы финансовой безопасности государства 21
4 Функции органов представительной власти, Президента РФ и Центрального Банка РФ в области регулирования финансов 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

Олеся курсовая.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

Частью общего управления финансами являются автоматизированные системы управления, базирующиеся на использовании экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Автоматизированные системы управления являются неотъемлемым элементом структуры финансовых органов, других структур управления финансами, способствуют лучшему, более эффективному функционированию финансов.

Комплексное управление финансами  специалистами финансовых органов  невозможно без их информационного  обслуживания на основе применения автоматизированных систем финансовых расчетов (АСФР), управления финансами (АСУФ).

Автоматизированные системы  управления финансами - это совокупность экономических и математических методов, электронно-вычислительной техники, оргтехники и современных средств связи. Она выступает в качестве подсистемы общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

В управлении государственными финансами используются автоматизированные системы государственных расчетов (АСФР). В частности, в системе Министерства финансов РФ функционирует автоматизированных систем финансовых расчетов, ставшая органической частью структуры финансовых органов. Эта система способствует повышению эффективности управления финансами на основе сокращения трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспечения многовариантных расчетов финансовых планов и лучшего их согласования между собой, рационализации структуры аппарата финансовых органов [5, с. 453].

Ее применение требует  постоянного совершенствования  системы финансовых показателей, разработки новых методов выявления и мобилизации доходов и накоплений, формирование финансовых резервов в народном хозяйстве, рационального расходования финансовых ресурсов.

В настоящее время актуальной задачей является внедрение автоматизации  финансовых расчетов в низовых финансовых органах. Особенно это актуально  для налоговых инспекций, имеющих  дело с многочисленными, постоянно  меняющимися данными по налогоплательщикам. Эта работа должна проводиться во взаимосвязи с АСФР Министерства финансов РФ.

При всем положительном значении и важности АСФР в то же время  нельзя преувеличивать её возможности. Они не безграничны. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, требует опыта работников финансовых органов, традиционных методов их работы. Автоматизированные системы управления финансами не может выполнять то, что им не свойственно, а именно - совершенствование самих финансовых отношений, их форм. В этих системах специалисты ставят цели и их корректируют.

Автоматизированная система  управления представляет качественно  новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финансами. В целях повышения эффективности их функционирования требуются меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоянное совершенствование системы управления.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами - доходы и расходы участников общественной системы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций  распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макр-, так и на микроуровне.

Финансовыми регуляторами рыночного  хозяйства являются:

налоги и неналоговые  платежи в бюджет;

финансовые льготы и санкции;

общие и целевые субсидии;

доходы и расходы внебюджетных фондов;

доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

Прямое влияние на ход  рыночных процессов оказывается: с  помощью взимания прямых общегосударственных  налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины [6, с.623].

К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

Среди смешанных форм финансового  воздействия выделяются: местные  налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение  и льготное финансирование отдельных  сфер деятельности и мероприятий.

Таким образом, финансы являются системой денежных отношений в обществе, то есть финансовые отношение между субъектами и объектами финансов. Субъектами финансовых отношений являются органы государственные органы власти, а объектами финансовые отношения между государством и его субъектами.

3.3 Проблемы финансовой безопасности государства

Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами. В общем и целом, финансовая безопасность государства состоит в способности его органов: обеспечивать устойчивость экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров; предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики; предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований.

В принятой Государственной  стратегии экономической безопасности собственно финансовые ее аспекты освещены явно недостаточно (вопросы финансовой системы упомянуты лишь вскользь и далеко не полно). Внешний контроль может быстро распространиться на все стороны экономической, а затем и социальной жизни. И чем больше у государства возможностей контролировать пространство финансов в границах деятельности государства, тем увереннее можно говорить о существовании/продолжении традиционных суверенных прерогатив государства и, следовательно, его особого пространства.

Угрозы финансовой безопасности России можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние угрозы порождаются в основном неадекватной финансово-экономической политикой, элементарными просчетами органов власти и управления, ошибками, в управлении финансовой системой государства. В современных условиях особую роль играют внешние угрозы. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России, по нашему мнению, следует выделить следующие [11, с. 324]:

стремительное развитие процесса транснационализации экономических связей, интернационализации мирового хозяйства (называемого глобализацией);

чрезмерная зависимость национальных экономик (в частности, бюджетного сектора) от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современных финансовых институтов (в том числе международных) эффективно их контролировать.

Таким образом, в таких  условиях проблему финансовой безопасности России трудно переоценить. Поэтому, в  современных условиях особую актуальность имеет задача разработки государственной стратегии финансовой безопасности.

 

4 ФУНКЦИИ  ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРЕЗИДЕНТА РФ И ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ

 

 

Важнейшей функцией Совета Федерации РФ в области финансов является (в соответствии со ст. 106 Конституции РФ) обязательное рассмотрение принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии.

В Совете Федерации  действует ряд комиссий, прямо  или косвенно связанных с функцией регулирования финансовой сферы: Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой РФ; Комитет Совета Федерации по бюджету; Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению; Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности; Комиссия Совета Федерации по естественным монополиям; Комитет Совета Федерации по вопросам местного самоуправления; Комитет по аграрно-продовольственной политике; Временная комиссия Совета Федерации по налоговой политике (3 года) и другие.

Государственная Дума РФ осуществляет ряд ответственных  функций в области регулирования  финансов. В соответствии со ст. 103 Конституции  РФ Государственная Дума назначает  на должность и освобождает от нее председателя Центрального банка РФ, председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов. Заместитель председателя Счетной палаты и половина состава ее аудиторов назначается Советом Федерации [7, с. 352].

В Государственной  Думе функционируют комитеты, непосредственно  или косвенно связанные с вопросами  регулирования финансовой системы: Комитет по бюджету и налогам; Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет по международным делам; Комитет по экономической политике и предпринимательству; Комитет по собственности; Комитет по вопросам местного самоуправления и другие комитеты.

Высшим постоянно  действующим государственным органом  финансового контроля является Счетная  палата РФ, образуемая Федеральным  собранием РФ и подотчетная ему. Счетная палата выполняет исключительно  контрольные функции в области  финансов, которые будут рассмотрены  в Лекции 6. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, определяет структуру федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ формирует Администрацию Президента, в составе которой действует ряд управлений, решающих, наряду с другими вопросами, ряд профильных им задач в области регулирования финансов. В частности, Администрация Президента осуществляет деятельность [8, с. 546]:

в области связи  с международными финансовыми организациями;

по подготовке материалов для ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию, в которых существенное внимание уделяется вопросам финансовой политики и совершенствования финансовой системы;

по анализу хода исполнения федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

по подготовке предложений  Президенту РФ о расходовании средств  резервного фонда Президента РФ;

по комплексному анализу межбюджетных отношений  и подготовке предложений Президенту РФ по их совершенствованию;

по организации  контроля и проверки деятельности федеральных  органов исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов РФ, организаций и их руководителей.

Центральный банк РФ выполняет следующий комплекс функций  по регулированию финансов:

во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает  и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

является кредитором последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему их рефинансирования [9, с. 457];

устанавливает правила  осуществления расчетов в РФ;

устанавливает правила  проведения банковских операций;

осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и  государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;

осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп;

организует и  осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль в соответствии с законодательством РФ;

устанавливает и  публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю;

принимает участие  в разработке прогноза платежного баланса  РФ и организует составление платежного баланса РФ;

проводит анализ и прогнозирование состояния  экономики РФ в целом и по регионам — прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные [10, с. 362].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

В данной курсовой работе рассмотрены  задачи и методы управления финансами РФ, а также факторы и проблемы финансовой безопасности в период кризиса России.

Финансы - это система денежных отношений в обществе по поводу образования и использования, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в рамках распределения и перераспределения валового национального продукта и национального дохода для решения экономических, социальных и политических задач государства.

Управление финансами  является составной частью общей  системы управления финансами РФ. В управлении финансами выделяют объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъектами - совокупность всех организационных структур, осуществляемых управление финансами - это финансовый аппарат.

Информация о работе Современные проблемы управления финансами