Современные проблемы управления финансами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что современные проблемы управления финансами это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности.
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансами РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность, содержание и значение управления финансами;
выделить субъекты и объекты управления финансами;
рассмотреть проблемы в управлении финансами;
рассмотреть пути преодоления проблем в управлении финансами государства.

Содержание

Введение 4
1 Сущность, содержание и значение управления финансами 6
2 Субъекты и объекты управления финансами 11
3 Проблемы в управлении финансами 14
3.1 Объекты управления финансами в РФ 14
3.2 Основные формы и методы управления финансами 17
3.3 Проблемы финансовой безопасности государства 21
4 Функции органов представительной власти, Президента РФ и Центрального Банка РФ в области регулирования финансов 23
Заключение 26
Библиографический список 28

Работа содержит 1 файл

Олеся курсовая.docx

— 63.46 Кб (Скачать)

Муниципальные финансы - форма организации фондов денежных средств, формируемых и используемых на уровне муниципального образования. Муниципальные финансы составляют основу экономической самостоятельности муниципальных образований [13, с. 284].

Каждое муниципальное  образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который принимает орган представительной власти, избираемый гражданами, проживающих на территории муниципального образования.

Финансы домашних хозяйств - совокупность отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств и финансовых активов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности членов домашнего хозяйства.

В качестве субъектов  управления выступают специальные  службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансами  включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

Министерство финансов - (Минфин) - в РФ федеральный орган  исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Минфина РФ: разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой политики; составление проекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка; концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование; разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам [3, с. 654].

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

 

3 ПРОБЛЕМЫ В УПРАВЛЕНИИ  ФИНАНСАМИ В РФ

 

 

3.1 Объекты управления финансами в РФ

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система - совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы  базируется на следующих принципах:

Функциональное значение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства). Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах [12, с. 321].

Территориальность - каждый регион имеет свою финансовую систему  со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы - это  отношения по поводу распределения  и перераспределения совокупного  общественного продукта и части  национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

В сфере государственных  финансов выделяются звенья:

государственный бюджет;

внебюджетные фонды;

государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования  и использования централизованного  фонда денежных средств для обеспечения  функций органов государственной  власти. В нем концентрируется  значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля национального дохода  (в России до 80 % средств централизуется).

Внебюджетные фонды создаются  федеральными и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов, не включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют  строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы:

Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования).

Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств).

В третью входят различные  внебюджетные фонды территориального назначения.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Государственный кредит функционирует  в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем  государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

федеральные финансы;

финансы субъектов РФ;

местные финансы.

Финансы предприятий различных  форм собственности, являясь основой  единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и  распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы хозяйствующих субъектов  можно выделить в подзвенья:

финансы коммерческих предприятий  и организаций;

финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения  этих двух групп хозяйствующих субъектов  имеет свою специфику, связанную  с формой организации предпринимательской  деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий  представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления  извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей  силы [12, с. 267].

Финансовые отношения  предприятий состоят из четырех  групп:

отношения с другими предприятиями  и организациями;

внутри предприятия;

внутри объединений, предприятий, которые включают отношения с  вышестоящей организацией;

с финансово-кредитной системой - бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различными фондами.

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации  на макро-уровне являются высшие федеральные органы власти - Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, на микро-уровне финансовые директора предприятий.

3.2 Основные методы и формы управления финансами

Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене  финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

финансовое планирование;

прогнозирование;

программирование;

финансовое регулирование.

Финансовое планирование занимает важное место в системе  управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.

Применительно к государственному управлению финансами финансовое планирование - это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное  соотношение между финансовыми  ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися  в руках хозяйствующих субъектов. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование является одним из важнейших инструментов управления финансами. Можно выделить ряд признаков, которые характеризуют эту деятельность:

регламентированность (упорядоченный  процесс);

связь с обработкой информации;

направленность на достижение определенных целей;

временный характер.

Результатом планирования является план либо совокупность планов (система). План представляет собой результат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем [4, с. 245].

Планирование выступает  в качестве действенного инструмента  достижения поставленных целей по средствам принятия согласованных мер в меняющейся внешности и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в современном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.

Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

установление приоритетов  расходов по направлениям;

повышение эффективности  расходования средств;

прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного  варианта.

Выбор варианта программы  зависит, прежде всего, от экономических  факторов (ресурсных). При этом учитываются  не только масштабы, значение и сложность  достижения цели, но и размеры имеющихся  заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

Информация о работе Современные проблемы управления финансами