Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 10:43, курсовая работа
Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что современные проблемы управления финансами это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности.
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансами РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность, содержание и значение управления финансами;
выделить субъекты и объекты управления финансами;
рассмотреть проблемы в управлении финансами;
рассмотреть пути преодоления проблем в управлении финансами государства.
Введение 4
1 Сущность, содержание и значение управления финансами 6
2 Субъекты и объекты управления финансами 11
3 Проблемы в управлении финансами 14
3.1 Объекты управления финансами в РФ 14
3.2 Основные формы и методы управления финансами 17
3.3 Проблемы финансовой безопасности государства 21
4 Функции органов представительной власти, Президента РФ и Центрального Банка РФ в области регулирования финансов 23
Заключение 26
Библиографический список 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1 Сущность, содержание и значение управления финансами 6
2 Субъекты и объекты управления финансами 11
3 Проблемы в управлении финансами 14
3.1 Объекты управления финансами в РФ 14
3.2 Основные формы и методы управления финансами 17
3.3 Проблемы финансовой безопасности государства 21
4 Функции органов представительной власти, Президента РФ и Центрального Банка РФ в области регулирования финансов 23
Заключение 26
Библиографический список 28
ВВЕДЕНИЕ
Предметом науки о финансах является определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы же это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств [14, с. 345].
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько политика государства будет отвечать требованиям времени.
Считается, что понятие финансовой системы является развитием общего определения - финансы. При этом, как отмечалось ранее, финансы выражают экономические общественные отношения. В теории систем и менеджменте системой называют то, что решает проблему. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
недостаточные темпы развития экономики;
диспропорции развития экономической системы;
отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума.
Актуальность выбранной темы работы состоит в том, что современные проблемы управления финансами это важнейшая предпосылка и причина заинтересованности в результатах финансово-хозяйственной деятельности.
При написании данной курсовой работы была поставлена цель: изучить проблемы в управлении финансами РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить сущность, содержание и значение управления финансами;
выделить субъекты и объекты управления финансами;
рассмотреть проблемы в управлении финансами;
рассмотреть пути преодоления проблем в управлении финансами государства.
Объектом данной работы являются финансы. Предметом - методы управления государственными финансами.
При написании данной курсовой работы используется метод изучения литературы и её систематизация.
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
Управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур.
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления.
Управление финансами – это деятельность
по обеспечению развития финансовой системы
государства или конкретного субъекта
хозяйствования в соответствии с заданными
количественными и качественными параметрами.
Управление финансами – это
действие государства направленные на
выработку, реализацию и совершенствование
финансовой политики государства.
Функциональные элементы процесса управления финансами:
финансовое планирование (выявить резервы и выработать тактику в соответствие со стратегией);
оперативное управление (комплекс мер разработанных на основе анализа сложившейся ситуации, и преследующий цель получения максимального эффекта при минимальных затратах);
мотивация (применение финансовых стимулов и санкций).
Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и так далее. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики [1, с. 487].
Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, то есть материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества.
Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
Управление финансами осуществляет специальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью оперативного решения поставленной задачи.
Финансовое планирование - выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.
Финансовое планирование занимает важное место в системе финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.
Конкретные задачи финансового
планирования определяются финансовой
политикой. Это определение объема
денежных средств и их источников,
необходимых для выполнения плановых
заданий; выявление резервов роста доходов,
экономии в расходах; установление оптимальных
пропорций в распределении средств между
централизованными и децентрализованными
фондами.
Оперативное управление
финансами связано с осуществлением практических
действий по выполнению финансового плана,
внесению корректив в его показатели с
учетом новых хозяйственных обстоятельств,
изысканию иных источников формирования
финансовых ресурсов и направлений их
эффективного вложения. Оперативное управление
представляет собой комплекс мер, разрабатываемых
на основе оперативного анализа складывающейся
ситуации и преследующих цель получения
максимального эффекта при минимуме затрат
с помощью перераспределения финансовых
ресурсов. Основное содержание оперативного
управления сводится к маневрированию
финансовыми ресурсами с целью решения
вновь возникших задач.
Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Различают стратегическое, или общее управление финансами, и оперативное управление.
Стратегическое управление выражается в определении финансовых ресурсов через прогнозирование на перспективу, установлении объема финансовых ресурсов на реализацию целевых программ и др. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления Федеральным собранием РФ, аппаратом Президента, Министерством финансов и другие.
Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Методы финансового контроля - это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методами финансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов [2, с. 256].
Контроль, как элемент управления, осуществляется как в процессе планирования, так и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного хозяйствования.
При выработке управленческих решений учитываются результаты экономического анализа не только прошлых периодов деятельности, но и перспективы; используются автоматические средства управления финансами (АСУФ) для рационального сочетания экономических и административных методов управления.
Можно сказать, в России осуществляется реформа управления государственными финансами, которые оказывают воздействие на функционирование как государственного, так и частного сектора экономики. Субъекты частного сектора ежедневно взаимодействуют государством по всем вопросам. Поэтому, они более всех испытываю потребность в полной и своевременной информации о процессах, идущих внутри государства. Они должны знать, по каким правилам играет государство и как часто собирается их менять, какие цели и задачи оно решает с помощью анонсированных и реализуемых на практике реформ. Потому что реформы никогда не реализуются в том формате, в котором они задумываются и разрабатываются. Практика всегда вносит существенные коррективы в любые реформы и поэтому государство всегда должно быть готово не только к коррективам, но и понимать факторы их обуславливающие.
Россия располагает бюджетной системой, сопоставимой с бюджетными системами развитых федеративных стран. Однако бюджетная система нашей страны еще очень молода, ей чуть больше 10 лет. Поэтому многие ее компоненты не могли за столь короткий срок получить развитие и достичь того качества ее компонентов. Которые мы наблюдаем в индустриально развитых странах.
2 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы:
Государственные финансы;
Муниципальные финансы;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Финансы домашних хозяйств.
Государственные финансы - форма организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций.
Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и исполнительные (Президент, Правительство, Центральный банк, Министерство финансов и другие).
Информация о работе Современные проблемы управления финансами