Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 06:08, курсовая работа
В своей курсовой работе, наряду понятиями банковских услуг, я также попытаюсь, рассмотреть современные формы конкуренции на рынке банковских услуг, а также определить тенденции развития рынка банковских услуг в России.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) Изучить современные формы конкуренции на рынке банковских услуг;
2) Определить тенденции развития рынка банковских услуг в России;
3) Выявит отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………………………………………….. 3
1.1. Возникновение и развитие банковской конкуренции ……………….… 3
1.2. Конкуренция банковских услуг и сфера их деятельности…………….. 6
ГЛАВА 2. РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ……………………. 8
2.1. Характеристика банковских услуг ……………………………….……… 8
2.2. Тенденции развития рынка банковских услуг в России ……………… 12
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ОТ КОНКУРЕНЦИИ НА ИНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ …………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 23
По предмету: Финансы и кредит
Тема: Современные формы конкуренции на рынке банковских услуг
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2
ГЛАВА 1.СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ……………………………………………………….. 3
1.1. Возникновение и развитие банковской конкуренции ……………….… 3
1.2. Конкуренция банковских услуг и сфера их деятельности…………….. 6
ГЛАВА 2. РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ……………………. 8
2.1. Характеристика банковских услуг ……………………………….……… 8
2.2. Тенденции развития рынка банковских услуг в России ……………… 12
ГЛАВА 3. ОТЛИЧИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ УСЛУГ ОТ КОНКУРЕНЦИИ НА ИНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ …………… 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 23
ВВЕДЕНИЕ
Создание условий для развития конкуренции на рынке банковских услуг является одним из ключевых факторов эффективной реализации конституционного принципа единства экономического пространства и свободного перемещения финансовых услуг. Конкуренция побуждает к эффективным действиям на рынке, заставляя предлагать клиентам более широкий ассортимент продуктов и услуг по более привлекательным ценам и лучшего качества, что, в свою очередь, способствует повышению эффективности производства и перераспределения экономических ресурсов.
Под банковской конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.
В своей курсовой работе, наряду понятиями банковских услуг, я также попытаюсь, рассмотреть современные формы конкуренции на рынке банковских услуг, а также определить тенденции развития рынка банковских услуг в России.
В соответствии с целью мною были поставлены следующие задачи:
1) Изучить современные формы конкуренции на рынке банковских услуг;
2) Определить тенденции развития рынка банковских услуг в России;
3) Выявит отличия конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на иных финансовых рынках.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ БАНКОВСКИХ УСЛУГ
1.1. Возникновение и развитие банковской конкуренции
Некоторые признаки конкурентного поведения можно найти у самых первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных институтов, но о реальной банковской конкуренции до второй половины XIX века говорить не принято. С одной стороны, это обусловлено экономическими причинами: банков было относительно мало. Рынок был не насыщен, и в этих условиях существовала возможность расширения собственного дела без ущемления интересов друг друга.
С другой стороны, неразвитость банковской конкуренции была связана со специфической предпринимательской этикой банкиров. Согласно которой, банковское дело воспринималось как нечто принципиально отличное от обычной коммерции, от торговли товарами.
Ещё в прошлом столетии в британских банковских кругах считалось нечестным отбивать друг у друга клиентов, более того, в случае перехода клиента из другого банка по собственному почину ему не открывали счёт без предварительных переговоров с этим банком. А месторасположение для новых банков или их филиалов выбиралось с таким расчётом, чтобы они находились вне сферы деятельности уже существующих.
Однако сейчас ситуация изменилась, и для банков началась эпоха конкуренции охоты на клиентов. Если раньше клиент сам должен был идти в банк для открытия счёта, то теперь банки начали предлагать клиентам (прежде всего предпринимателям) услуги прямо на дому, соревнуясь в том, кто предложит наиболее выгодные условия. Президентом Банковского института в Великобритании в 1902 году был отмечен такой факт: банки стали вступать в конкуренцию даже по поводу таких сделок, которые в итоге обещали быть убыточными. Тем самым сиюминутная выгода приносилась в жертву во имя достижения стратегических конкурентных преимуществ.
В ХХ веке Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования. Безналичные расчеты еще не получили широкого распространения. Таким образом, у каждой группы кредитных институтов была приоритетная сфера влияния. А вмешательство в чужую сферу встречалось относительно редко.
Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной сильным расширением безналичного оборота. Именно в этот период в западные коммерческие банки пришли вычислительные машины, было внедрено ведение клиентами книг выписок по счетам. Благодаря этому банки охватывали всё новые круги клиентуры. Что явилось одной из причин усиления концентрации в банковском секторе экономики. Многочисленные мелкие частные банки и провинциальные банки были поглощены крупными банками. В свою очередь, и среди крупных банков произошел ряд слияний.
Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-ых годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. До этого крупные коммерческие банки обслуживали только предприятия и частных лиц с высоким уровнем доходов. Широким же массам населения были доступны по существу только сберкассы. Положение резко изменилось в связи с ростом доходов широких масс населения, достигших положения перспективных банковских клиентов. Этому способствовало и введение безналичной выплаты зарплаты. В этой ситуации больше всех выиграли, конечно же, сберкассы, имевшие наилучшие связи с людьми. Помимо них, однако, свою долю дополнительной клиентуры пожелали получить и крупные банки, которые начали открывать счета населению.
После этого первого шага стало важно превратить миллионы обладателей счетов в настоящих банковских клиентов. Это было достигнуто посредством оказания им помощи в освоении форм безналичных расчётов, но в первую очередь – за счёт расширения ассортимента потребительских кредитов. В дальнейшем в целях привлечения и удержания частных клиентов были внедрены самые разнообразные сберегательные планы. Кроме того, коммерческими банками и банковскими группами начали создаваться инвестиционные компании, которые давали возможность даже при незначительном объёме сбережений вложить их в ценные бумаги. Фактически банки начали впервые всерьёз заниматься маркетингом.
Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие – усиление банковской конкуренции.
Восьмидесятые годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции. Возросшая чувствительность клиентов к цене в развитых странах привела к уменьшению маржи между процентными ставками по кредитам и по вкладам. Это, а также рост издержек на оплату труда и материальное обеспечение банковской деятельности ещё более сузили возможности ценовой конкуренции. Внутренние рынки сбыта банковских услуг, в особенности в Западной Европе, оказались по существу исчерпаны, что было усугублено снижением мировых темпов экономического роста и повышением кредитных рисков.
1.2. Конкуренция банковских услуг и сфера их деятельности
В общем виде конкуренцию можно определить как соперничество рыночных субъектов, заинтересованных в достижении одной и той же цели. Такими рыночными субъектами являются либо продавцы, либо покупатели. Характерные признаки конкуренции следующие:
существование рынков с альтернативными возможностями выбора для покупателей (продавцов);
наличие большего или меньшего количества покупателей (продавцов), соревнующихся между собой и использующих различные инструменты рыночной политики;
чередование применения этих инструментов одними конкурентами и ответных мер других конкурентов.
Аналогично банковская конкуренция – это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов, в ходе, которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.
Сферой банковской конкуренции является банковский рынок. Его специфика заключается в том, что это – очень сложное образование, имеющее весьма широкие границы и состоящее из множества элементов.
Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов или покупателей практически во всех рыночных секторах. Если рассматривать рыночную систему с точки зрения объектов купли-продажи, можно сказать, что в неё входят следующие сектора:
1. Рынок средств производства и производственных услуг. На него коммерческие банки выходят в роли продавцов банковских услуг для предприятий (расчётное обслуживание, ведение счетов, управление финансами корпораций), финансовых посредников (кредитование производственных объектов), а также в роли покупателей производственных ресурсов (приобретение офисного оборудования).
2. Рынок предметов потребления и потребительских услуг. Здесь банки выступают как финансовые посредники (выдача ссуд на потребительские цели), но иногда и как покупатели (организация приёмов в рамках работы с общественностью).
3. Рынок труда. Он является целевой областью кадровой политики банков, которым неизбежно приходится время от времени обновлять или пополнять свой персонал, выходя на этот рынок в качестве покупателей.
4. Рынок интеллектуально – информационного продукта. На нём банки могут действовать и как продавцы банковских услуг (финансовое консультирование), и как покупатели производственных ресурсов (программное обеспечение для ЭВМ).
5. Рынок недвижимости. Здесь банки выступают чаще всего как финансовые посредники (ипотечное кредитование) и лишь относительно редко как покупатели (приобретение земельных участков и помещений для офиса) или продавцы (реализация залога по невозвращённому ипотечному кредиту).
6. Финансовые рынки. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Можно назвать:
рынок ссудных капиталов. С одной стороны, банки покупают временные права на денежные ресурсы у своих вкладчиков, с другой – выступают как продавцы при выдаче ссуд;
рынок ценных бумаг. Выполняя поручения клиентов, а также по собственной инициативе банки осуществляют куплю – продажу ценных бумаг и играют попеременно, то роль продавцов, то роль покупателей;
рынок валют и драгоценных металлов. Роль банков на этом рынке аналогична их роли на рынке ценных бумаг.
Таким образом, мы видим, что сфера банковской конкуренции очень обширна, а конкурентная среда многообразна и разнородна.
ГЛАВА 2. РЫНОК БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РОССИИ
2.1. Характеристика банковских услуг
Под банковской конкуренцией следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества между кредитными организациями в целях обеспечения лучших возможностей реализации банковских продуктов и услуг, максимально более полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли в данных условиях.
Одной из существенных характеристик современной банковской конкуренции в России является то, что на рынке функционируют, с одной стороны, частные кредитные организации, нацеленные на достижение прибыли, с другой стороны – кредитные организации с государственным участием, номинально ориентированные на развитие экономики, а фактически преследующие те же цели максимизации дохода. Причем последние используют в качестве основного пассива средства федерального бюджета, но совершают при этом операции обычного универсального коммерческого банка, получая тем самым неоспоримые конкурентные преимущества в формировании своей ресурсной базы.
Подобный анти конкурентный вектор развития банковской системы страны, на наш взгляд, не способствует эффективной деятельности кредитных учреждений. Следовательно, в создавшихся условиях целесообразно принять определенные меры в отношении сложившейся системы коммерческих банков с государственным участием в целях придания динамизма развитию рынка банковских услуг в целом.
Государство может иметь собственные специализированные кредитные организации для обеспечения реализации, например, приоритетных национальных проектов и различных государственных программ экономического развития. Вместе с тем данные государственные кредитные организации не должны концентрироваться на универсальной деятельности, присущей обычным кредитным институтам. Современные же банки с государственным участием выполняют функции, характерные для частных кредитных структур, при этом последние вступают с ними в неравную конкурентную борьбу на кредитном рынке.
Информация о работе Современные формы конкуренции на рынке банковских услуг