Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа
Основной целью написания данной курсовой работы является изучение финансовой политики, ее сущности, типов, направлений, наиболее актуальных проблем финансовой политики и путей их решения.
Введение 3
Глава 1 5
1.1 Сущность финансовой политики 5
1.2 Цели и задачи финансовой политики 7
1.3 Типы финансовой политики 8
1.4 Основные направления финансовой политики 11
Глава 2. 14
2.1 Анализ федерального бюджета на 2006 г. и 2007 г. 14
2.2 Анализ федерального бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 - 2010 гг. 23
2.3 Анализ федерального бюджета на 2009 г. и плановый период 2010 - 2011 гг. 26
Глава 3 29
3. Основные проблемы финансовой политики и пути их решения 29
Заключение 38
Список литературы 41
2.3 Анализ доходов и расходов Федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 гг., используя Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010-11 гг» №204-ФЗ от 24.11.2008 г.
Расходы
на 2009 год и плановый период 2010-11
гг.
Виды расходов |
2009г.
По ФЗ о Федеральном бюджете |
2010г.
По ФЗ о Федеральном бюджете |
2011г.
По ФЗ о Федеральном бюджете |
2009г.
По ФЗ о Федеральном бюджете (изменения) |
Всего расходы: | 7 943 006 992,7 | 8 888 269 508,2 | 9 546 627 471,5 | 8 709 781 744,3 |
1.Общегосударственные вопросы | 1 143 727 487,9 |
1 172 346 669,4 |
1 135 447 048,0 |
966 556 231,1 |
2.Национальная оборона | 712 565 304,9 | 734 951 024,4 | 806 927 327,3 | 623 447 249,7 |
3.Национальная
безопасность и |
756 838 661,7 |
833 603 506,6 |
888 744 848,8 |
709 399 159,3 |
4.Национальная экономика | 1 063 308 776,0 | 1 165 779 126,3 | 1 371 487 889,6 | 1 716 341 272,7 |
5.ЖКХ | 81 015 771,7 | 82 246 632,3 | 79 380 892,4 | 97 676 181,1 |
6.Охрана окружающей среды | 13 804 790,7 | 14 671 325,9 | 15 052 222,0 | 12 870 334,1 |
7.Образование | 410 443 669,0 | 448 503 253,0 | 465 424 257,1 | 384 046 278,7 |
8.Культура, кинематография, СМИ | 114 064 957,1 |
114 128 619,9 |
114 318 617,4 |
109 718 704,2 |
9.Здравоохранение, физическая культура и спорт | 349 870 366,3 |
365 847 716,2 |
367 542 268,6 |
323 115 631,3 |
10.Социальная политика | 310 258 342,7 | 338 618 975,4 | 307 881 195,2 | 310 904 755,2 |
11.Межбюджетные трансферты | 2 987 108 864,7 | 3 617 572 658,8 | 3 994 420 905,1 | 3 455 705 913,9 |
Данные по федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010-11 гг.» (оригинал)
Данные по федеральному закону «О федеральном бюджете на 2009 г. и плановый период 2010-11 гг.» (с изменениями)
Глава 3
3. Основные
проблемы финансовой политики
и пути их решения
В сложившейся в мире финансов и экономики ситуации, теперь все больше надежд возлагается на активную экономическую политику государства. Уже почти год страна живет в изменившихся экономических условиях. На всех уровнях власти продолжается поиск путей минимизации негативных последствий финансового кризиса, которые резко ухудшили состояние бюджета и заставили существенно пересмотреть тактику реализации бюджетной политики. Такая ситуация потребовала принятие оперативных мер, которые были направлены прежде всего на оптимизацию расходов, экономию бюджетных средств, а также создание финансового резерва.
Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах7 отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов. В этих целях необходимо решение следующих основных задач:
Финансовый кризис потребовал внесения быстрых изменений в бюджет, пересмотра основных макроэкономических показателей. Впервые за последние 10 лет происходит не только реальное, но и номинальное снижение ВВП.
Сокращение доходов, превышающее прогнозируемые темпы снижения ВВП, еще раз доказывает высокую зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов, сократившихся более чем в 2 раза. Следует отметить, что снижение других доходов в целом соответствует темпам падения ВВП.
Бюджет 2009 г. будет иметь высокий дефицит – 2978 млрд.руб. (7,4%ВВП). Основными источниками финансирования дефицита бюджета являются средства Резервного фонда (2751 млрд.руб.). Существуют возможности некоторого наращивания внешнего государственного долга, чтобы сбить темпы стремительного сокращения Резервного фонда.
Снижение
под воздействием мирового финансового
кризиса доходов федерального бюджета
и необходимость соблюдения объективно
обусловленных ограничений
Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
В условиях нынешнего финансового кризиса необходимо совершенствовать технологии формирования и исполнения бюджета, используя следующие направления в 2010 году8:
1. Минимизация бюджетных рисков. В федеральном бюджете на 2010 год должен быть предусмотрен достаточный объем резервов, которые могли бы использоваться по решениям Правительства Российской Федерации, а на 2011 и 2012годы необходимо увеличить объемы условно утверждаемых расходов. Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами. В связи с этим остается актуальной задача по расширению горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.
2. Эффективное
управление средствами Фонда
национального благосостояния
3. Обеспечение ритмичности исполнения федерального бюджета. Все необходимые меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года. Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.
4. Расширение
полномочий главных
5. Повышение
эффективности использования