Современная национальная финансовая политика в условиях ускорения процессов глобализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Основной целью написания данной курсовой работы является изучение финансовой политики, ее сущности, типов, направлений, наиболее актуальных проблем финансовой политики и путей их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1 5
1.1 Сущность финансовой политики 5
1.2 Цели и задачи финансовой политики 7
1.3 Типы финансовой политики 8
1.4 Основные направления финансовой политики 11
Глава 2. 14
2.1 Анализ федерального бюджета на 2006 г. и 2007 г. 14
2.2 Анализ федерального бюджета на 2008 г. и плановый период 2009 - 2010 гг. 23
2.3 Анализ федерального бюджета на 2009 г. и плановый период 2010 - 2011 гг. 26
Глава 3 29
3. Основные проблемы финансовой политики и пути их решения 29
Заключение 38
Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая работа.doc

— 273.00 Кб (Скачать)
 

    2.3 Анализ доходов и расходов Федерального бюджета на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 гг., используя Федеральный закон  «О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010-11 гг» №204-ФЗ от 24.11.2008 г.

 

 
 

Расходы на 2009 год и плановый период 2010-11 гг. 

 
 
Виды  расходов
2009г.

По  ФЗ о Федеральном  бюджете 

2010г.

По  ФЗ о Федеральном  бюджете 

2011г.

По  ФЗ о Федеральном бюджете

2009г.

По  ФЗ о Федеральном  бюджете (изменения)

Всего расходы: 7 943 006 992,7 8 888 269 508,2 9 546 627 471,5 8 709 781 744,3
1.Общегосударственные  вопросы  
1 143 727 487,9
 
1 172 346 669,4
 
1 135 447 048,0
 
966 556 231,1
2.Национальная  оборона 712 565 304,9 734 951 024,4 806 927 327,3 623 447 249,7
3.Национальная  безопасность и правоохранительная  деятельность  
 
756 838 661,7
 
 
833 603 506,6
 
 
888 744 848,8
 
 
709 399 159,3
4.Национальная  экономика 1 063 308 776,0 1 165 779 126,3 1 371 487 889,6 1 716 341 272,7
5.ЖКХ 81 015 771,7 82 246 632,3 79 380 892,4 97 676 181,1
6.Охрана  окружающей среды 13 804 790,7 14 671 325,9 15 052 222,0 12 870 334,1
7.Образование 410 443 669,0 448 503 253,0 465 424 257,1 384 046 278,7
8.Культура, кинематография, СМИ  
114 064 957,1
 
114 128 619,9
 
114 318 617,4
 
109 718 704,2
9.Здравоохранение,  физическая культура и спорт  
349 870 366,3
 
365 847 716,2
 
367 542 268,6
 
323 115 631,3
10.Социальная  политика 310 258 342,7 338 618 975,4 307 881 195,2 310 904 755,2
11.Межбюджетные трансферты 2 987 108 864,7 3 617 572 658,8 3 994 420 905,1 3 455 705 913,9

 

Данные  по федеральному закону «О федеральном бюджете  на 2009 г. и  плановый период 2010-11 гг.» (оригинал)

  1. Доходы на 2009 г. – 10 927 137 733,0 тыс. рублей, в т.ч. нефтегазовые доходы – 4 692 509 635,0 тыс. рублей. Расходы на 2009 г. – 9 024 654 998,3 тыс. рублей. Профицит федерального бюджета составляет 1 902 482 734, 7 тыс. рублей. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта  51 475,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающий 8,5 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
  2. Доходы на 2010 г. – 11 733 612 293,0 тыс. рублей, в т.ч. нефтегазовые доходы – 4 526 198 415,0 тыс. рублей. Расходы на 2010 г. – 10 320 314 640,4 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета – 1 413 297 652,6 тыс. рублей. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта - 59 146,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающий 7,0 процента (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года).
  3. Доходы на 2011 г. – 12 838 964 131,0 тыс. рублей, в т.ч. нефтегазовые доходы – 4 637 479 817,0 тыс. рублей. Расходы на 2011 г. – 11 317 684 793,3 тыс. рублей. Прогнозируемый профицит федерального бюджета – 1 521 279 337,7 тыс. рублей. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта - 67 610,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающий 6,8 процента (декабрь 2011 года к декабрю 2010 года).
 

Данные  по федеральному закону «О федеральном бюджете  на 2009 г. и плановый период 2010-11 гг.» (с изменениями)

  1. Доходы на 2009 г. – 6 713 821 033,0 тыс. рублей, в т.ч. нефтегазовые доходы – 2 057 169 684,0 тыс. рублей. Расходы на 2009 г. – 9 692 219 365,6 тыс. рублей. Дефицит федерального бюджета составляет 2 978 398 332,6 тыс. рублей. Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта – 40 420,0 млрд. рублей и уровень инфляции, не превышающий 13,0 процента (декабрь 2009 года к декабрю 2008 года).
  2. Доходы и расходы на 2010 г. и 2011 г. – данные отсутствуют.

 

Глава 3

3.  Основные  проблемы финансовой политики  и пути их решения 

    В сложившейся в мире финансов и экономики ситуации, теперь все больше надежд возлагается на активную экономическую политику государства. Уже почти год страна живет в изменившихся экономических условиях. На всех уровнях власти продолжается поиск путей минимизации негативных последствий финансового кризиса, которые резко ухудшили состояние бюджета и заставили существенно пересмотреть тактику реализации бюджетной политики. Такая ситуация потребовала принятие оперативных мер, которые были направлены прежде всего на оптимизацию расходов, экономию бюджетных средств, а также создание финансового резерва.

     Кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах7 отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

    Бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов. В этих целях необходимо решение следующих основных задач:

  1.   Обеспечить исполнение социальных обязательств. При этом деньги должны получить те, кто не имеет возможности заработать на достойную жизнь самостоятельно и нуждается в наибольшей степени.
  2. Следует предусмотреть последовательное снижение бюджетного дефицита, сохранив таким образом резервы, достаточные для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств.
  3. Перейти к режиму жесткой экономии бюджетных средств. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.
  4. Определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда.
  5. Обеспечить кардинальное повышение качества предоставления гражданам государственных услуг, модернизацию сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств. Необходимо определить сферы, в которых целесообразен переход от производства услуг государством к их приобретению в интересах граждан на конкурентном рынке.
  6. Необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования.
  7. Установить ответственность за неэффективное расходование средств, создать стимулы для расширения собственного доходного потенциала.
  8. Завершить формирование надежной и сбалансированной пенсионной системы, основанной на страховых принципах ресурсного обеспечения и позволяющей обеспечить достойный уровень жизни гражданам старшего поколения.

     Финансовый кризис потребовал внесения быстрых изменений в бюджет, пересмотра основных макроэкономических показателей. Впервые за последние 10 лет происходит не только реальное, но и номинальное снижение ВВП.

     Сокращение доходов, превышающее прогнозируемые темпы снижения ВВП, еще раз доказывает высокую зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов, сократившихся более чем в 2 раза. Следует отметить, что снижение других доходов в целом соответствует темпам падения ВВП.

    Бюджет 2009 г. будет иметь высокий дефицит  – 2978 млрд.руб. (7,4%ВВП). Основными источниками  финансирования дефицита бюджета являются средства Резервного фонда (2751 млрд.руб.). Существуют возможности некоторого наращивания внешнего государственного долга, чтобы сбить темпы стремительного сокращения Резервного фонда.

Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010-2012 годах по сравнению с 2009 годом.

     Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

     В условиях нынешнего финансового кризиса необходимо совершенствовать технологии формирования и исполнения бюджета, используя следующие направления в 2010 году8:

1. Минимизация  бюджетных рисков. В федеральном бюджете на 2010 год должен быть предусмотрен достаточный объем резервов, которые могли бы использоваться по решениям Правительства Российской Федерации, а на 2011 и 2012годы необходимо увеличить объемы условно утверждаемых расходов. Необходимо на практике реализовать принцип безусловного исполнения действующих расходных обязательств, ряд из которых остается недооцененным. Принятие новых расходных обязательств должно сопровождаться расчетами средств, необходимых для их исполнения не только в очередном году и плановом периоде, но и за его пределами. В связи с этим остается актуальной задача по расширению  горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования. Трехлетние экономические прогнозы и бюджеты должны разрабатываться в рамках средне- и долгосрочных прогнозов на срок до 20 лет.

2. Эффективное  управление средствами Фонда  национального благосостояния и  Резервного фонда. Необходимо сохранить бюджетные резервы в форме средств Фонда национального благосостояния и Резервного фонда, поскольку в ближайшие годы сохранятся риски негативного воздействия внешних условий на бюджетную систему.  Следует рассмотреть возможности по сдерживанию темпов расходования средств Резервного фонда за счет некоторого повышения в финансировании дефицита бюджета доли государственных заимствований и, на последующем этапе, средств от приватизации федерального имущества. Цель Фонда национального благосостояния изначально формулировалась как обеспечение стабильности бюджетной системы, в том числе поддержка пенсионной системы, на долгосрочный период. Для достижения этой цели необходимо воздержаться от чрезмерного распыления средств Фонда национального благосостояния на решение текущих экономических задач.

3. Обеспечение  ритмичности исполнения федерального бюджета. Все необходимые меры для организации исполнения федерального бюджета должны приниматься до начала финансового года. Все решения в процессе исполнения бюджета, в особенности связанные с реализацией антикризисных мер, должны приниматься и реализовываться максимально оперативно.

4. Расширение  полномочий главных распорядителей  бюджетных средств. Организации ритмичного исполнения бюджета могло бы способствовать укрупнение утверждаемой законом ведомственной структуры расходов с возможностью ее детализации при формировании и ведении сводной бюджетной росписи, а также предоставление права главным распорядителям бюджетных средств на ведение своих бюджетных росписей. В то же время расширение полномочий главных распорядителей при исполнении бюджета должно опираться не только на четкие целевые ориентиры их деятельности, но и на отлаженные бюджетные процедуры, механизмы внутреннего контроля, высокий уровень бюджетной дисциплины.   

5. Повышение  эффективности использования ресурсов  при закупках товаров и услуг для государственных нужд. Следует рассмотреть целесообразность введения в организациях раздельного учета средств, получаемых при исполнении государственного заказа (прежде всего государственного оборонного заказа). При осуществлении государственных закупок необходимо обеспечить снижение расходов и за счет исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как закупки для нужд обороны, закупки лекарств, строительство и реконструкция автомобильных дорог. Это означает не что иное, как резкое сокращение ресурсов на обеспечение обороноспособности страны и развитие транспортной инфраструктуры, а также лишение лекарств нуждающихся в них граждан. Целесообразно рассмотреть возможность применения современных способов реализации проектов капитального строительства в отдельных сферах, предусматривающих ответственность исполнителей за все стадии их осуществления, а также за последующую эксплуатацию объектов.

Информация о работе Современная национальная финансовая политика в условиях ускорения процессов глобализации