Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 21:00, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть, в чем заключается сущность, значение и задачи финансового планирования, а также описать методы финансового планирования.
В рамках данной цели поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и содержание финансового планирования;
Описать методы финансового планирования и их роль в управлении предприятием.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Содержание, значение и задачи финансового планирования………………5
Цель и содержание финансового планирования…………………………..5
Задачи финансового планирования…………………………………………6
2 Методы финансового планирования………………………………………….9
2.1 Нормативный метод……………………………………..............................10
2.2 Расчетно-аналитический метод………………………………………….…12
2.3 Балансовый метод…………………………………………………………...13
2.4 Метод оптимизации плановых решений……………………………….….14
2.5 Метод экономико-математического моделирования………………………17
2.6 Методы осуществления перспективного финансового планирования…...23
3 Роль финансового планирования в разработке финансовой политики
предприятия………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список использованных источников…………………………………………..35
Приложение А……………………………………………………………………37
Приложение Б…………………………………………………………………….38
Приложение В…………………………………………………………………….39
Пример. Имеются два варианта вложения капитала. По первому варианту при капиталовложениях 1000 тыс. руб. годовая прибыль составит 500 тыс. руб. По второму варианту при капиталовложениях 2000 тыс. руб. годовая прибыль – 900 тыс. руб.
Приведенная прибыль равняется:
первый вариант 500 - 0,15 * 1000 = 350 тыс. руб.;
второй вариант 900-0,15- 2000 = 600 тыс. руб.
Второй вариант более прибыльный.
Пример. Имеются два варианта вложения капитала. По первому варианту при капиталовложениях 500 тыс. руб. прибыль составляет 200 тыс. руб., а уровень рентабельности капитала - 40% (200 / 500 * 100). По второму варианту при капиталовложениях 700 тыс. руб. прибыль равна 245 тыс. руб., а уровень рентабельности капитала - 35% (245 / 700 * 100). Первый вариант более рентабельный.
Сущность экономико-
Модель может строиться по функциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражается уравнением вида:
Y = f(x), (2.5.1)
где Y – показатель; х – факторы.
Алгоритм разработки планового показателя может быть представлен в виде следующей схемы (рис. 2).
Рис. 2–Процесс разработки планового показателя с применением экономико-математической модели
В экономико-математическую модель должны включаться только основные факторы. Проверка качества моделей производится практикой. Практика применения моделей показывает, что сложные модели со множеством параметров оказываются зачастую не пригодными для практического использования. Планирование основных финансовых показателей на основе экономико-экономического моделирования является основой для функционирования автоматизированной системы управления финансами.
Можно выделить 5 этапов построения экономико-математической модели:
Достоинства метода экономико-математического
моделирования состоит в более
обоснованное предвидение эффективности
намечаемых заданий; позволяет перейти
от средних величин к
Пример. Экономико-математическая модель зависимости суммы прибыли от объема выручки выражается линейным управлением вида:
Y = а0 + а1 Х, (2.5.2)
где Y - прибыль, руб.;
Х - выручка, руб.;
а0, а1 - параметры уравнения;
а1 - коэффициент регрессии, показывающий, на сколько рублей
увеличивается прибыль при увеличении выручки на один рубль;
а0 - сумма прибыли, определяемая совокупным действием всех других
факторов, кроме выручки, руб.
Решение модели заключается в нахождении параметров а0 и а1. Эти параметры обычно отыскиваются методом наименьших квадратов.
(2.5.3),
(2.5.4)
Важное значение для обоснованности модели имеет ее репрезентативность.
Репрезентативность наблюдений
- это показательность
(2.5.5)
где G - среднее квадратическое отклонение;
Y - фактическая сумма прибыли, руб.;
Y x - расчетная сумма прибыли, руб.;
n - число случаев наблюдений.
Коэффициент вариации (V) представляет собой процентное отношение среднего квадратического отклонения к среднеарифметической величине отчетных (фактических) показателей.
(2.5.6)
где V - коэффициент вариации, %;
G-среднее квадратическое отклонение, руб.;
- среднеарифметическая величина прибыли, руб.
(2.5.7)
Расчет экономико-математической модели зависимости прибыли от выручки
приведен в приложении В.
По данным приложения В система нормальных уравнений для нахождения параметров а0 и а1 имеет вид:
18 = а0 4 + а1 85; (1)
384,3 = а0 85 + а1 1841 (2)
Находим параметр а0 из первого уравнения
и подставляем его во второе уравнение
384,3 = 382,5 - а1 1806,25 + а1 1841
1,8 = 34,75 а1
а1 = 1,8 / 34,75 = 0,05
а0 = (18 - 0,05 * 85) / 4 = 3,4
Таким образом, модель имеет вид:
Y х = 3,4 + 0,052 X,
где параметр а1 = 0,052 показывает, что при увеличении выручки на 1 руб. прибыль возрастает на 0,052 руб.; параметр а0 = 3,4 показывает среднюю сумму прибыли (3,4 млн. руб.), которая определяется действиями всех других факторов, кроме выручки.
Подставляя в модель значения Х для каждого квартала, определяем значение Y для каждого квартала.
Например, Y1 = 3,4 + 0,05 * 18 = 4,3 млн. руб.
Среднее квадратическое отклонение составляет
Коэффициент вариации
Y = 18 / 4 = 4,5 млн. руб.
Коэффициент вариации показывает, что степень отклонения расчетных показателей от фактических составляет всего лишь 5,44%, т. е. незначительная. Поэтому можно сделать вывод о возможности использования данной модели при планировании прибыли. Так, на плановый квартал планируется сумма выручки в размере 32 млн. руб.
Тогда план прибыли должен составить Yплан = 3,4 + 0,05 * 32 = 5 млн. руб.
Этот тип финансового планирования используется для определения важнейших показателей, пропорций и темпов расширенного воспроизводства, является главной формой реализации целей предприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условиях охватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности и возможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений их использования. Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуации на финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общей стратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимости предприятия. [8, с. 14]
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации. На него воздействует ряд факторов:
– динамика макроэкономических процессов;
– тенденция развития отечественного финансового рынка, с учетом его зависимости от мировых финансовых рынков;
– отраслевая принадлежность предприятия и специфика производственной деятельности.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной.
При формировании финансовой стратегии следует учесть факторы риска.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяет стратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положения предприятия.
Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения. Начало прогнозирования – признание факта стабильности изменений основных показателей деятельности от одного отчетного периода к другому. [5, с. 156]
Результатом перспективного финансового планирования является разработка трех основных финансовых документов:
– прогноза отчета о прибылях и убытках;
– прогноза движения денежных средств;
– прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, на прогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка, которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией.
Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основные финансовые показатели.
Объём будущих продаж можно рассчитать, используя несколько методов.
Эвристический метод – основан на усреднении сведений, полученных при интервьюировании различных участков рынка: работников торговли, специалистов маркетинговых служб, покупателей. Положительной чертой этого метода является то, что он представляет достаточно точную информацию о нуждах потребителя. Однако он не учитывает высокую вероятность изменения рыночной конъюнктуры. Результатом эвристического метода прогнозирования является следующая формула:
,(2.6.1)
где О – оптимистическая оценка, М – средняя оценка, П – пессимистическая оценка, N – прогноз объёма продаж.
Метод анализа временных рядов используется для учёта временных колебаний объёма продаж продукции, работ и услуг. Включает в себя метод экстраполяции, анализ сезонности, анализ цикличности.
Метод экстраполяции заключается в распространении выводов, полученных в результате наблюдений за объёмом продаж в течение выбранного периода времени, на будущее.
Большое влияние на объёмы продаж оказывает фактор сезонности.
Метод анализа цикличности позволяет выявить изменения в объёме продаж, связанные с временем потребления продукции. Поэтому этот метод широко используется в отраслях с ярко выраженной цикличностью.
Метод эконометрических моделей. С помощью этих моделей определяется корреляция размера продаж от изменений внешней среды предприятия, в том числе и макроэкономических переменных (темпы роста ВВП, темпа инфляции и т.д.), а также от отраслевых показателей (состояния отрасли, уровня конкуренции в ней, ёмкости отраслевого рынка).
Результаты, получаемые с помощью этих методов, позволяют учесть факторы внешней и внутренней среды в их динамике.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
При прогнозировании прибыли
широко используется метод «издержки-объём-прибыль»
– определение объёмов производства и продаж продукции в целях обеспечения их безубыточности;
– установить размер желаемой прибыли;
– увеличить гибкость финансовых планов путем учета различных вариантов изменения ситуации – ценовых факторов, динамики объёмов продаж.
Метод «издержки-объём-прибыль» называют анализом безубыточности.
Прогноз баланса входит в состав основных документов перспективного финансового планирования. В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках, который показывает динамику финансовых операций предприятия, прогноз баланса отражает фиксированную, статистическую картину финансового равновесия предприятия. Структура прогнозируемого баланса соответствует структуре отчетного баланса предприятия, так как в качестве исходного используется отчетный баланс на последнюю дату. [4, с. 165]
Прогноз движения денежных средств – отражает движение денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничения направлений деятельности при разработке прогноза позволяют повысить результативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежных средств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежных средств.
Информация о работе Содержание, значение, задачи и методы финансового планирования