Содержание риск-ориентированного банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить становление и развитие банковского надзора в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Выявить сущность и основные элементы банковского надзора;
Рассмотреть историю возникновения и развития базельских принципов банковского надзора;
Рассмотреть содержание риск-ориентированного банковского надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................…3
1 Содержание и принципы банковского надзора в РФ………...…...…4
2 Развитие и реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора в России………………………………………….…….…16
3 Содержание риск-ориентированного банковского надзора….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………..........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..34

Работа содержит 1 файл

новый.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

     Комитет не является формальным наднациональным  надзорным органом. Его заключения не имеют какой-либо юридической  силы. С целью внедрения единых стандартов в сфере банковского  регулирования Комитет разрабатывает  директивы и рекомендации для  государств-членов. Эти рекомендации не являются обязательными к выполнению, однако, в большинстве случаев находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов. Разработка директив и рекомендаций осуществляется в сотрудничестве с банками и органами регулирования всего мира и поэтому они используются не только в государствах-участниках Комитета, так например, работы по внедрению рекомендаций «Базель II» ведутся более чем в 100 странах. В ЕС рекомендации Комитета также используются для взаимной интеграции государств-членов союза6.

     Таким образом, Комитет призывает к  сближению общих подходов и общих  стандартов, не пытаясь обеспечить согласованное внедрение в странах-членах надзорных методов. Более 100 документов, содержащих рекомендации по широкому кругу вопросов в сфере надзора, находятся на веб-сайте БМР.

     Одна  из важных целей работы Комитета состоит  в том, чтобы ликвидировать пробелы  в проведении международного надзора, основанного на двух основных принципах: ни одно иностранное банковское учреждение не должно уйти от надзора, и проводимый надзор должен быть адекватным.

     В мае 1983 года Комитет завершил подготовку документа «Принципы по надзору  за деятельностью иностранных банковских учреждений», который изложил принципы разделения ответственности в осуществлении надзора за банковскими зарубежными филиалами, дочерними компаниями и совместными предприятиями между руководящими надзорными органами и их подразделениями. Этот документ представляет собой пересмотренный вариант документа, который первоначально был выпущен в1975 году и который стал известен как "Конкордат". Текст раннего документа был расширен и изменен с учетом изменений на рынке; в него также был включен принцип консолидированного надзора за международными банковскими группами.

     В апреле 1990 года было выпущено Дополнение к Принципам с целью улучшения  обмена информацией между органами банковского надзора в разных стран. В июне 1992 года некоторые принципы были переименованы как Минимальные стандарты. Эти стандарты были доведены до сведения других органов банковского надзора, которые были приглашены для их одобрения, и в июле 1992 года Стандарты были опубликованы.

     В 1988 году Комитет принял решение ввести систему измерения капитала, которую  обычно называют Базельским соглашением о капитале (Базель I). Эта система предусматривала концептуальные основы измерения кредитного риска и определяла минимальный стандарт достаточности капитала. С 1988 года эти основы были постепенно введены не только в странах-членах, но и практически во всех других странах с международными банками.  Предлагаемый документ состоял из трех основных элементов: минимальные требования к капиталу, усовершенствованные с 1988 года; ужесточение проведения надзора за выполнением требований достаточности капитала; а также раскрытие информации для улучшения рыночной дисциплины, как дополнение к надзорных функциям. После широкого взаимодействия с банками, промышленными группами и надзорных органами, не являющихся членами Комитета, пересмотренный документ был выпущен 26 июня 2004 года, как Новое базельское соглашение о капитале (Базель II). Этот текст служит основой для усовершенствования национального банковского законодательства и для банков, чтобы завершить подготовку к внедрению новых стандартов7.

     За  последние несколько лет Комитет  перешел к более агрессивным  действиям, чтобы обеспечить принятие стандартов надзора по всему миру. В тесном сотрудничестве со многими  властями, которые не являются членами  Комитета, в 1997 году он разработал "Основополагающие принципы эффективного банковского  надзора", которые обеспечивали план эффективной системы надзора. Для  облегчения реализации и внедрения  Комитет в октябре 1999 года разработал "Основные принципы методологии". Эти принципы были пересмотрены и  опубликованы в октябре 2006 года.

     В ответ на финансовый кризис 2008 года Комитет и его главный орган, Группа управляющих и глав надзора, разработали программу реформ для  решения проблем кризиса. В итоге  новые глобальные стандарты, адресованные как узким, так и более широким  системным рискам, были опубликованы как "Базель III".

     В целях обеспечения более широкой  группы стран, которые будут связаны  с работой, проводимой в Базеле, Комитет  всегда поощрял контакты и сотрудничество между его членами и другими  органами банковского надзора. Он обращается к представителям надзора по всему  миру. Сотрудничество между странами было еще более усилено проведением  Международных конференций органов  банковского надзора, которые проходят каждые два года. Последний съезд  состоялся в Сингапуре осенью 2010 года.

     Во  второй половине 80-хх годов вопрос банковской методологии стал предметом обсуждения финансовых организаций всего мира. Целью было унифицировать показатель достаточности банковского капитала и ограничение кредитных рисков. В соответствии с поставленной целью  в июле 1988 года в городе Базель между  представителями центральных банков США, Западной Европы и Японии было заключено соглашение о стандартных коэффициентах достаточности рискового капитала для коммерческих банков – Базельское Соглашение (Basel Capital Accord, Базель I). Сначала оно рассматривалось странами «большой десятки» как рекомендация, однако с 1992 года стало для них обязательной нормой, а впоследствии к Соглашению полностью или частично присоединились более 100 стран, включая Россию.

     В России базельские принципы нашли отражение в Инструкции № 1 от 30 апреля 1991 года «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков».

     Однако, несмотря на наличие Базельского соглашения по достаточности капитала, капитала у многих банков и компаний оказалось недостаточно для покрытия кредитных и прочих рисков. 90-е годы и начало третьего тысячелетия ознаменовались рядом крупных банкротств, связанных с рискованными операциями с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами.

     Так 26 февраля 1995 года потерпел финансовый крах старейший из английских банков – Barings Bank, потерявший 1,4 млрд. долларов на операциях с японскими ценными бумагами. Клиентами банка являлись члены королевской семьи и сама королева Елизавета II.

     Хеджевый  фонд Long-Term Capital Management (LTCM), специализировавшийся на управлении инвестициями привлеченных средств, в 1998 году был спасен от банкротства лишь ведущими банками США, вложившими в него 3,5 млрд. долларов.

     Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Соглашение по достаточности  капитала оказало заметное положительное  влияние на развитие банковской системы. Более того, рекомендации, первоначально  разработанные для крупных международных  банков, стали приемлемыми для  мировой банковской системы в  целом. Их стали учитывать банки  и некоторые другие кредитные  организации вне зависимости  от их размера, структуры, сложности  кредитных операций и особенностей рисков. 

     Вместе  с тем практика применения Базеля I показала, что Соглашение по достаточности  капитала нуждается в дальнейшей разработке, уточнениях и совершенствовании. Так, например, Соглашение принимает  во внимание только кредитный риск, остальные виды риска остаются без  внимания. Предлагается упрощенная градация кредитного риска (четыре категории), не учитывающая разнообразие возможных  реальных ситуаций. Практика применения Базеля I показала, что выполнение требования минимально допустимого размера  капитала не может обеспечить надежность работы банка и всей банковской системы. Помимо этого требования возникла необходимость  в надлежащем надзоре за деятельностью  банков, открытостью информации о  методологии управления рисками  и соблюдением приемлемого уровня рыночной дисциплины. В связи с  этим Базельский комитет занялся совершенствованием документа с учетом критики банковского сообщества и мнения ряда экономистов, вследствие чего в 2004 году на суд общественности был представлен Базель II, содержащий усовершенствованную методику определения кредитного риска, а также учет операционного и рыночного риска.

     Как было сказано ранее, Базельское соглашение перестало быть эффективным в связи с изменениями в деятельности финансовых учреждений. Банки стали активнее использовать сложные финансовые продукты, деривативы, распределять риски среди дочерних структур. В ответ Базельский комитет предложил модернизировать минимальные требования достаточности собственного капитала банков. В 1999 г. комитет обнародовал проект нового соглашения, получившего название «Базель-II». Работа по разработке усовершенствованных принципов регулирования была в целом завершена к 2004 году, когда было опубликовано так называемое Новое базельское соглашение по капиталу (Basel II Capital Accord1, Базель II).

     Новое соглашение основывалось на трех принципах, названных разработчиками «опорами». Три «опоры», о которых здесь  идет речь, — это требования к  минимальному размеру банковского  капитала, банковский надзор и рыночная дисциплина.

Таблица 2- Компоненты «Базель II» 

       
Компонент Характеристика
Расчет  минимальных требований к капиталу Представляет расчет общих минимальных требований к капиталу под кредитные, рыночные и операционные риски. Отношение капитала к активам исчисляется с использованием определения регулятивного капитала и взвешенных по риску активов. Отношение совокупного капитала к активам не должно быть ниже 8%. Капитал второго уровня не должен превышать 100% капитала первого уровня.
надзорный процесс В этом разделе  рассматриваются основные принципы надзорного процесса, управления рисками, а также прозрачности отчетности перед органами банковского надзора, разработанные Комитетом в применении к банковским рискам, включая предложения, касающиеся, среди прочего, трактовки  процентного риска в банковском портфеле, кредитного риска (стресс-тестирование, определение дефолта, остаточный риск и риск концентрации кредитов), операционного  риска, роста трансграничных связей и взаимодействия, а также секьюритизации.
Рыночная  дисциплина Цель третьего компонента – «Рыночная дисциплина»  – дополняет минимальные требования к капиталу (Компонент 1) и надзорный  процесс (Компонент 2). Комитет стремится  стимулировать рыночную дисциплину путем разработки комплекса требований о раскрытии информации, которые  позволят участникам рынка оценить  основные данные о сфере применения, капитале, подверженности риску, процессах  оценки риска и, следовательно, о  достаточности капитала учреждения. Комитет полагает, что такое раскрытие  информации имеет особую актуальность в свете Соглашения, в соответствии с которым опора на внутрибанковские методологии дает банкам более широкую  свободу действий при оценке потребностей в капитале.
 

     Банк  России отреагировал на это появление  Базеля II выпуском двух положений о  порядке формирования кредитными организациями  резервов на возможные потери, а  также рядом писем об организации  управления различными видами рисков.

     По  сравнению с «Базель I», нововведения сводятся к следующему:

    • создание более чувствительной к рискам системы взвешенного расчета регулятивного капитала, основанной по возможности на количественных оценках рисков, проведенных самими банками;
    • более широкое признание инструментов снижения кредитных рисков;
    • новые требования к капиталу под операционный риск;
    • расширение роли органов надзора;
    • всестороннее раскрытие информации и методологии банками.

     Таким образом, отличие соглашения «Базель II» от «Базель I» заключается в определении достаточности капитала не только кредитных, но и всех операционных рисков, а также в высокой информационной открытости банков и транспарентности капитала. Обновленный «Базель» фокусировался не столько на самих математических расчетах, сколько на постоянном контроле над различными рисками. Главными вопросами стали наличие в банках системы управления рисками, а также стремление к повышению ее качества. В результате «Базель II» сконцентрировал внимание банкиров на развитии внутренних методик оценки рисков и систем управления ими.

     Между тем, мировой финансовый кризис 2008 года показал, что различным организациям пришлось столкнуться с множеством рисков, неплатежеспособностью вследствие несения рисков встречной стороны  и рисков «заражения» (contagion risk — риск, возникающий в случае, когда неблагоприятные процессы в одной стране приводят к падению рейтинга или кредитному сжатию не только этой страны, но и других стран), недостатка регулятивной и надзорной интеграции, а также несовершенства режимов принятия решений. В связи с этим Комитет разработал новые положения — Базель III, которые направлены на устранение недостатков регулирования, что, в свою очередь, должно поспособствовать предотвращению наступления нового экономического кризиса.

     В сентябре 2010г. Базельский комитет по банковскому надзору объявил об окончательной выработке новых стандартов банковских капиталов и ликвидности.

     Нормы Базеля III были разработаны в свете  последнего экономического кризиса  с целью укрепить финансовое положение банков. Новый пакет международных банковских нормативов – Базель III – предусматривает последовательное ужесточение минимальных требований к достаточности капитала банков. Требования Базеля III подразумевают увеличение объема качественного капитала для покрытия возможных убытков, а также новые уровни ликвидности и заемных средств.

Информация о работе Содержание риск-ориентированного банковского надзора