Содержание риск-ориентированного банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить становление и развитие банковского надзора в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Выявить сущность и основные элементы банковского надзора;
Рассмотреть историю возникновения и развития базельских принципов банковского надзора;
Рассмотреть содержание риск-ориентированного банковского надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................…3
1 Содержание и принципы банковского надзора в РФ………...…...…4
2 Развитие и реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора в России………………………………………….…….…16
3 Содержание риск-ориентированного банковского надзора….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………..........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..34

Работа содержит 1 файл

новый.docx

— 71.77 Кб (Скачать)
 
 

     Все элементы банковского надзора связаны  между собой. Единство системы надзора  обеспечивается его правовой основой,  выделяемой как самостоятельный  элемент.

     Правовая  основа охватывает, в первую очередь, законодательные акты, определяющие субъекты и сферу надзора, функции  и права органов, осуществляющих надзор.

     Правовую  основу механизма и инструментов надзора составляют нормативные  документы надзорных органов.

       С учетом мирового и российского опыта можно назвать следующие принципы банковского надзора:

       Для системы российского банковского  надзора важным является законодательное  закрепление за Банком России  надзорных функций с предоставлением  ему права издавать соответствующие  нормативные акты, обязательные  для всех банков.

       Единообразный подход к существенным  вопросам банковского регулирования,  унификация и сведение воедино  информационных систем банков  по отдельным направлениям деятельности  и функционирования обеспечивается  посредством соблюдения  принципа  универсальности и обязательности.  Согласие на надзор и  выполнение   пруденциальных норм и предписаний является обязательным условием не только при получении лицензии, но и в последующей банковской деятельности.

     Система предупреждения проблем, с целью  обеспечения более качественной оценки финансовой устойчивости кредитных  учреждений обеспечивается посредством  соблюдения принципа раннего реагирования.  Система мониторинга состояния  банковского сектора  позволяет  определять на ранней стадии нарастание негативных тенденций в российском банковском секторе.

     Наличие у надзорного органа эффективных  процедур, информационных и аналитических  систем мониторинга текущего финансового  состояния кредитных организаций, соблюдения ими законодательства и  регулятивных требований, выявление  на возможно более ранних стадиях  негативных тенденций в деятельности кредитных организаций и принятия предупреждающих мер надзорного реагирования невозможно без соблюдения принципа проактивности.

     Эффективность банковского надзора обеспечивается только в условиях предоставления качественной  информации, полной ответственности  и  соблюдении конфиденциальности. Понятность, уместность, значимость, надёжность, достоверность,  правдивость, приоритетность содержания над формой,  нейтральность, осмотрительность, полнота, сопоставимость или сравнимость, своевременность – это далеко не полный перечень атрибутов принципа качественной информации.

     Устанавливаемая надзорными органами периодичность предоставления информации, форм отчётности учитывает принцип регулярности  предоставления информации.

     Сочетание предупредительного и последующего надзора предполагает своевременное  выявление проблем и оперативное  внесения корректировок в текущую  деятельность кредитной организации.

     Единство  требований органов банковского  надзора ко всем кредитным организация  основано на выработке единых правил для всех. Любая искусственная  дифференциации создаёт предпосылки  для коррупции. Эффективный банковский надзор строится с соблюдением единых и равных подходов ко всем кредитным  институтам, недопущения необоснованных конкурентных преимуществ.

     Единство  количественного и качественного  аспектов  надзора предусматривает  всеобщий и всесторонний подход к  оценке деятельности кредитной организации. Органы надзора  контролируют соблюдение установленных правил, нормативов, требований и указаний, проводят глубокую аналитическую работу, формулируют  мотивированные суждения, акцентируют  внимание на содержа-тельных аспектах деятельности кредитных организаций.

     Принцип сочетания государственного, независимого аудиторского, общественного контроля неразрывно связан с принципом открытости банковского надзора для широкой  общественности.  С целью повышения  прозрачности банковского сектора  и информированности общественности органы надзора  публикуют обобщенные  результаты  банковских инспекционных  проверок, обобщённую информацию о  финансовом состоянии банковского сектора и о перспективах его развития в среднесрочной перспективе.

     Непрерывность внутреннего и внешнего контроля достигается путём  проведения постоянного  мониторинга финансового состояния  кредитных организаций как извне (сторонними организациями, службами), так и внутри (собственной службой  внутреннего контроля).

     Адекватность  банковского надзора величине и  характеру принимаемых банком рисков предполагает выделение  принципа риск – ориентированного  надзора. Надзорные  органы, оценивая деятельность кредитных  организаций и применяя  меры надзорного реагирования,  должны исходить, прежде всего, из содержания и реальной оценки рисков банковской деятельности с позиций их потенциального влияния  на устойчивость кредитных организаций.

     Принцип консолидированного характера банковского  надзора предполагает оценку финансового  положения кредитной организации  с учётом деятельности всех подразделений. В целях консолидированного надзора  банковская группа включает в себя банк и его филиалы, дочерние и  совместные предприятия, в том числе  нефинансовые компании. Этот принцип  обеспечивает качественный  контроль за всеми рисками, принятыми банковской группой, независимо от того, где они были учтены4.

         Организацией  и осуществлением текущего банков-ского надзора в Банке России занимаются два подразделе-ния: 1) Департамент банковского регулирования и надзора и 2) Главная инспекция кредитных организаций. Каждое из них имеет ряд управлений, отражающих основные направления их деятельности5.

         Департамент банковского регулирования и  надзора имеет следующие управления:

         - Управление методологии финансовых  рисков;

         - Управление методологии рисков  внутрибанковских систем;

         - Управление методологии текущего  надзора;

         - Управление анализа банковского  сектора;

         - Управление экспертизы правовых  актов;

         - Управление организации надзора  за кредитными организациями  Московского региона;

         - Управление организации надзора  за кредитными организациями  российских регионов;

         - Организационно-экономическое управление;

         - Управление информационного обеспечения. 

         Главная инспекция кредитных организаций Банка России включает следующие подразделения:

         - Инспекцию № 1;

         - Инспекцию № 2;

         - Управление инспектирования кредитных организаций с преобладающим участием в капитале Российской Федерации нерезидентов;

         - Управление инспектирования кредитных организаций по специальным проверкам;

         - Информационно-аналитическое управление;

         - Управление координации и методологии сопровождения инспекционной.

         Как видно из приведенной структуры, в Банке России особо выделены подразделения, занимающиеся методологическими, аналитическими, организационными, правовыми и информационными вопросами текущего надзора. 

         В территориальных учреждениях Банка  России в основном выдержана укрупненная  схема организации текущего надзора, т.е. в большинстве территориальных  учреждений имеются подразделения, занимающиеся дистанционным надзором и инспектированием. Исключение составляют территории, в которых имеется небольшое количество кредитных организаций. В этих территориальных управлениях Банка России вопросами текущего надзора и инспектирования занимается одно подразделение.

         Если  методологическая работа и макроэкономический анализ главным образом осуществляются в подразделениях Банка России, то первичная работа с отчетностью  кредитных организаций и самими кредитными организациями, в том  числе в процессе их инспектирования, преимущественно проводится на уровне территориальных учреждений с последующей передачей информации соответствующему подразделению Банка России.

         Наиболее  принципиальные вопросы банковского регулирования и надзора выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора Банка России, представляющего собой совещательный орган, созданный по решению Совета директоров.

         В состав Комитета банковского надзора  входят:

         1. Председатель Комитета.

         2. Заместители председателя Комитета.

         3. Департамент банковского регулирования  и надзора.

         4. Департамент лицензирования деятельности  и финансового оздоровления кредитных  организаций.

         5. Главная инспекция кредитных  организаций.

         6. Департамент финансового мониторинга  и валютного контроля.

         7. Департамент финансовой стабильности.

         8. Юридический департамент.

         9. Главное управление безопасности  и защиты информации.

         10. Московское главное территориальное  управление Центрального банка  Российской Федерации.

         Комитет банковского надзора действует  на постоянной основе. Основной формой работы Комитета являются заседания, которые  проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

         В последние годы главной задачей  всех структурных подразделений, занимающихся текущим банковским надзором, является повышение эффективности надзора, т.е. лучшее выполнение ими своих задач, не сопровождающееся пропорциональным увеличением ресурсов, выделяемых на эти цели. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     2 Развитие и реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора в России 

     Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчётов был создан как комитет по банковскому регулированию и надзорной практике президентами центральных банков Группы десяти стран в конце 1974 года в свете тяжелого положения на международном валютном и банковском рынках.

     Первая  встреча состоялась в феврале 1975 года, и с тех пор совещания  проводятся регулярно три или  четыре раза в год.

     Члены Комитета представляют такие страны, как Аргентина, Австралия, Бельгия, Бразилия, Канада, Китай, Франция, Германия, Гонконг, Индия, Индонезия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Россия, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная  Африка, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и Соединенные Штаты. Членами комитета являются высокопоставленные представители центральных банков и органов финансового регулирования стран.

     С 1 июля 2011 года новым главой Базельского комитета по банковскому надзору стал председатель Центрального банка Швеции (Riksbank) Стефан Ингвес. На посту руководителя международного банковского регулятора он сменил главу Центробанка Нидерландов Наута Веллинка.

     За  время своей деятельности Базельский комитет разработал три версии международных нормативов банковских капиталов и ликвидности.

     Комитет проводит форум в целях регулярного  сотрудничества ее стран-членов по вопросам банковского надзора. Первоначально, он обсудил условия международного сотрудничества и, что более важное, поставил цель улучшить само понимание  надзорной деятельности и качество банковского надзора во всем мире. Он стремится сделать это тремя  основными способами: путем обмена информацией о национальных надзорных механизмах; за счет повышения эффективности методов надзора за осуществлением международного банковского бизнеса; а также путем установления минимальных стандартов надзора в тех районах, где они будут считаться более предпочтительными.

Информация о работе Содержание риск-ориентированного банковского надзора