Содержание риск-ориентированного банковского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 06:46, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучить становление и развитие банковского надзора в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
Выявить сущность и основные элементы банковского надзора;
Рассмотреть историю возникновения и развития базельских принципов банковского надзора;
Рассмотреть содержание риск-ориентированного банковского надзора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................…3
1 Содержание и принципы банковского надзора в РФ………...…...…4
2 Развитие и реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора в России………………………………………….…….…16
3 Содержание риск-ориентированного банковского надзора….………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………..........32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..34

Работа содержит 1 файл

новый.docx

— 71.77 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….................…3

     1 Содержание и принципы банковского надзора в РФ………...…...…4

     2 Развитие и реализация Базельских принципов эффективного банковского надзора в России………………………………………….…….…16

     3 Содержание риск-ориентированного банковского надзора….………26

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………..........32

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………..34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Одним из средств, обеспечивающих стабильность функционирования банковской системы  любого государства, является банковский надзор, так как ослабление банковской системы страны представляет угрозу финансовой стабильности, как в данной стране, так и за ее пределами.

     Банковский  надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского  надзора в рамках установленной  компетенции и, как правило, в  соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами  в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы  и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

     Целью работы является изучить становление  и развитие банковского надзора в Российской Федерации.

     Для реализации поставленной цели потребовалось  решить следующие задачи:

  1. Выявить сущность и основные элементы банковского надзора;
  2. Рассмотреть историю возникновения и развития базельских принципов банковского надзора;
  3. Рассмотреть содержание риск-ориентированного банковского надзора.

       Объектом исследования является организованная Банком России система банковского надзора.

     Предметом написания работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контрольно-надзорной деятельности Центрального банка РФ. 
 
 

     1 Содержание и принципы банковского надзора в РФ 

     Банковский  надзор – это разновидность государственного регулирования кредитных организаций, осуществляемого надзорными органами посредством специфических процедур, методов и инструментов с соблюдением  выработанной мировой и отечественной  практикой принципов с целью  поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов1.

     Необходимость регулирования банковской деятельности обусловливается особой экономической  и социальной природой банков, их значимостью  для развития экономики страны.

     В широком смысле банковский надзор представляет собой регулирование, поскольку, во-первых, охватывает определенные сферы и  инструментов государственного регулирования  банковской деятельности; во-вторых, сопровождается принятием решений, регулирующую количественную и качественную структуру банковской системы, а так же организационные  и экономические аспекты текущей  деятельности кредитных институтов, в том числе системы управления банковскими рисками2.

     Именно  поэтому банковский надзор следует  определить как разновидность государственного регулирования, осуществляемого надзорными органами посредством специфических  процедур, технологий и инструментов.

     В ряде российских публикаций банковский надзор сводиться к контролю за соблюдением кредитной организацией законодательных актов и регулятивных норм надзорного органа. Надзор действительно присущ надзору, но как проявление одной из его функций.

     Всего у надзора можно выделить три  функции: превентивную, сигнализирующую  и контрольную.

     Превентивная  функция выражает способность надзора  располагать специальными инструментами, регулирующими процесс вхождения  кредитных институтов в банковскую среду и  деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

     Сигнализирующая функция надзора выражает его  способность обладать диагностическим  инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в  деятельности бнков. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникших проблемах. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

     Контрольная функция призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и  требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих  проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, является проверки кредитного института на месте.

     Банковский  надзор следует рассматривать как  систему, включающую следующие элементы:

     - субъекты надзора; 

     - сфера банковского надзора(предмет);

     - стадии банковского надзора; 

     - методы надзорной деятельности;

     - принципы банковского надзора. 

     В качестве субъектов надзора выступают  две стороны:

     1) орган, осуществляющий надзор;

     2) поднадзорная кредитная организация3.

     Как отмечено выше, орган, выполняющий надзор за банковской деятельностью, определяется соответствующим законодательством.

     Базельский комитет по банковскому надзору формулирует ряд требований к этому органу. Он должен:

    • иметь четко сформулированные задачи и обязанности, зафиксированные в законодательстве;
    • обладать оперативной самостоятельностью и соответствующей материальной базой, позволяющей выполнять свои функции;
    • располагать адекватной юридической базой надзора, включающей регулирование процедуры получения разрешения на банковскую деятельность и последующий надзор за ней, полномочиями выявлять соответствие деятельности поднадзорной организации требованиям законодательства, безопасности и устойчивости;
    • иметь механизм сбора соответствующей информации, обмена ею между надзорными органами, обеспечение конфиденциальности такой информации.

     Поднадзорными кредитными институтами являются все  кредитные организации, зарегистрированные Банком России либо на основании его  решения уполномоченным регистрирующим органом, а также внутренние и  обособленные структурные подразделения  кредитных организаций.

     Под банковский надзор подпадают не только банки, но и банковские группы.

     Предметом (сферой) банковского надзора являются:

     - процессы вступления кредитных  организаций в банковский сектор;

     - текущая деятельность кредитных  организаций; 

     - процессы управления кредитными  организациями; 

     - процедуры оздоровления кредитных  организаций; 

     - процедуры ликвидации кредитных  организаций. 

     Методы  банковского надзора определяют специфику контактного и бесконтактного надзора, т.е. надзора, опирающегося на изучение состояния соответствующего кредитного института непосредственно на месте, и надзора, осуществляемого методом внешнего наблюдения.

     Использование первого метода лежит в основе контактного надзора, использование  второго-в основе дистанционного надзора.

     Условием  реализации этих методов является:

    • наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков;
    • наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов;
    • разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норма и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер;
    • хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности.

     При проведении надзорной деятельности соответствующий орган, прежде всего, опирается на дистанционный надзор, дополняемый в дальнейшем контактным надзором.

     Механизм  надзора как совокупность действий надзорного органа можно рассмотреть  в разных аспектах.

     С точки зрения направлений надзорной  деятельности выделяют:

     1. Лицензирование и государственная регистрация банковской деятельности;

     2. Дистанционный или документарный надзор – надзор за соблюдением установленных требований без выхода непосредственно в банк на основе получения и анализа банковской отчётности;

     3. Контактный надзор

     С точки зрения содержания надзорной  деятельности выделяют следующие направления:

    • разработка методологических документов, определяющих требования к кредитным институтам для лицензирования; преденциальные нормы и требования к действующим кредитным институтам; основание для отзыва лицензии; программы аналитических и институциональных проверок;
    • аналитическая работа по изучению представляемой банками отчетности и материалов инспекционных и аудиторских проверок; по оценке перспектив финансовой устойчивости кредитных институтов;
    • оценочная работа, осуществляемая на основе аналитических и контрольных процедур и имеющая результатом классификацию банков по степени проблемности;
    • контрольная работа, охватывающая оценку достоверности представляемой банком отчетности, его финансового состояния и качества управления;
    • организация дифференцированных отношений с каждым банком: предоставление права на получение от центрального банка определенных кредитов или введение режима предписаний и ограничений, обусловленного выявленными недостатками в деятельности банка.

       Инструменты надзора определяются основными  направлениями, по которым он осуществляется. 
 

Таблица 1 – Основные инструменты банковского  надзора 

       
Направление надзора Инструменты
Лицензирование  и государственная регистрация
  • Требования к КО для получения лицензий и государственной регистрации;
  • Виды лицензий
  • Требования к порядку предоставления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения
  • Основания для отказа в выдаче лицензий или ее отзыва
Дистанционный надзор
  • Пруденциальные нормы и требования к действующим КО
  • Методы и методики анализа отчетности и другой информации о КО
  • Система принудительных и предупредительных мер воздействия на КО
Инспектирование
  • Программа инспектирования
  • Методы и методики комплексных и тематических проверок банков
  • Рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки
  • Процедуры рассмотрения результатов проверки и принятия соответствующих решений

Информация о работе Содержание риск-ориентированного банковского надзора