Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2011 в 09:16, курсовая работа
Главная цель данной работы - проанализировать порядок формирования и использования средств, поступающих в Пенсионный фонд Российской федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть сущность, порядок формирования, финансирование пенсионных выплат, значение персонифицированного учета и проанализировать деятельность Пенсионного фонда РФ.
ВВЕДЕНИЕ.
Пенсионному фонду Российской Федерации исполняется 20 лет! ПФР сегодня – это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения. Ежедневная работа более 130 000 специалистов Фонда обеспечивает назначение, перерасчеты и своевременную выплату пенсий каждому гражданину России в полном соответствии с его пенсионными правами. В структуру ПФР входят 82 отделения в регионах России и г. Байконуре (Казахстан); свыше 2 400 клиентских служб ведут повседневную работу с населением и работодателями в каждом регионе страны.
Пенсионный фонд был основан 22 декабря 1990 года для государственного управления финансами пенсионной системы России. С созданием ПФР средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились самостоятельной сферой бюджетного процесса. Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов их направление на финансирование выплаты пенсий. В 1992 году ПФР начал объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. С введением единого социального налога функция сбора средств на выплату пенсий была передана налоговым органам.
В середине 1990-х Пенсионный фонд запустил инновационный проект персонифицированного учета пенсионных прав: показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, а в реальном времени их трудовой деятельности.
В 2002 году впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. В период 2005-2007 гг. на ПФР были возложены новые функции по начислению и выплате гражданам различных видов социальных пособий: от ежемесячных денежных выплат ветеранам до материнского (семейного) капитала.
Ключевым годом в истории ПФР стал юбилейный, 2010 год. Впервые в своей истории Фонд в полном объеме объединил две основные функции: администрирование страховых взносов и выплату пенсий. Замена ЕСН на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (с 1 января 2010) задала вектор развития пенсионной системы – к окончательному переходу на страховые принципы. А ПФР стал администратором взносов не только пенсионную систему, но и в систему ОМС.
Сегодня бесперебойная выплата пенсий почти 40 миллионам пенсионеров – только одна из многочисленных функций ПФР. Фонд, в том числе, ориентирован и на молодежь, т.к. именно ПФР формирует будущую пенсию ныне работающих людей и собирает страховые взносы с 10 миллионов работодателей. Выплачивает различные виды пособий 18 миллионам человек, а также работает с 2,5 миллионами семей, получившими материнский капитал.
Фонд ведет учет пенсионных прав более 100 миллионов человек, в т.ч. всех работающих россиян. В его основе лежит система персонифицированного учета, которая является одной из самых высокотехнологичных не только в России, но и в мире.
Уже третий год ПФР является оператором уникальной Программы государственного софинансирования пенсии, которая дает молодому поколению возможность увеличить будущую пенсию при финансовой поддержке государства. К концу 2010 года в Программу вступили почти 4 млн. россиян.
Одно из главных достижений пенсионной системы в уходящем году – повышение уровня пенсионного обеспечения россиян. Так, пенсии были повышены на 23%, а в целом расходы бюджета на выплату пенсий увеличились на 45% по сравнению с 2009 годом. В стране не осталось пенсионеров, чьи доходы были бы меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. Этот шаг по достоинству оценили зарубежные коллеги, назвав его беспрецедентным: в годы мирового финансового кризиса российское Правительство, в отличие от многих европейских стран, выполнило взятые на себя социальные обязательства в полном объеме.
Что касается следующего года, в соответствии с планами Правительства РФ, 1 февраля 2011 года трудовые пенсии 36,6 миллионов пенсионеров будут проиндексированы на 8%. Социальные пенсии в 2011 году в общей сложности увеличатся на 9,1%, в том числе с 1 апреля на 8% для 3,3 миллионов пенсионеров. Тогда же, 1 апреля, размеры единовременной денежной выплаты увеличатся на 6,5% для 17 миллионов человек.
Главная цель данной работы - проанализировать порядок формирования и использования средств, поступающих в Пенсионный фонд Российской федерации.
Для
достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи: рассмотреть
сущность, порядок формирования, финансирование
пенсионных выплат, значение персонифицированного
учета и проанализировать деятельность
Пенсионного фонда РФ.
.
ГЛАВА
I. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ,
ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕНСИОННЫЙ
ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.1. Сущность, задачи и функции Пенсионного фонда.
Пенсионный
фонд и его денежные средства находятся
в государственной
В основные задачи ПФ РФ входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;
-
организация работы по
- капитализация средств ПФ РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
-
межгосударственное и
Указом Президента РФ от 27 сентября 2000г. № 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" предусмотрено:
1)
закрепить за Пенсионным
2)
рекомендовать органам
Таким образом, Президент РФ, издав Указ, наделил Пенсионный фонд РФ полномочием по начислению и выплате государственных пенсий (до Указа это полномочие принадлежало территориальным государственным органам социальной защиты — собесам, а Пенсионный фонд РФ осуществлял передачу средств собесам на финансирование выплат пенсий).
В настоящее время в России используется так называемая распределительная система пенсионного обеспечения. Её суть в следующем: взносы в пенсионный фонд, собираемые сейчас с работающего населения, идут на выплату пенсионерам. Такой механизм называют механизмом солидарности поколений, так как те, кто сегодня содержат пенсионеров, сами в старости окажутся на содержании следующего поколения. Неэффективность распределительной системы особенно ярко проявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и во всем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численности населения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России, численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2 миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек. Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последние годы систематически увеличивается. Однако вследствие постепенного перехода в пенсионный возраст лиц военных лет рождения эта группа c 1999 постепенно уменьшается.
Показатель демографической нагрузки в 2015 году составит примерно 696 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста.
Помимо распределительной системы, современные пенсионные реформы предполагают создание, так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается с распределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. В настоящее время существует даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.
Основные
принципы, по которым все большее
число стран переходит с
а) при накопительной пенсионной системе существует прямая связь между тем, сколько человек зарабатывал, и тем, какой будет размер его пенсии. Деньги на пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;
б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.
в) накопительная система повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения экономического роста, тем более что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики и производительности труда.
Таким
образом, результатом двадцатилетнего
развития Пенсионного фонда является
создание достаточно прочной системы
пенсионного обеспечения населения, при
которой такой важной задачей занимается
не аппарат управления государством из
средств государственного бюджета, а отдельно,
специально созданный для этого государственный
институт, занимающийся только непосредственно
данной задачей, и использующий только
собственные средства не входящие в какой-либо
бюджет. Также при этой системе собираются
необходимые статистические данные необходимые
для дальнейшего развития пенсионного
дела, и обязательные при прогнозировании
необходимых средств, для обеспечения
людей нуждающихся в социальной защите.
1.2 Формирование средств бюджета Пенсионного фонда РФ
Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.
<