Социальное страхование в России: состояние, проблемы, пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение внебюджетных фондов 5
1.1. Сущность социального страхования 5
1.2. История развития социального страхования 11
2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ 15
2.1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) 15
2.2. Фонд социального страхования РФ 16
2.3. Фонд обязательного медицинского стразования РФ 18
Заключение 19
Глоссарий………………………………………………………………….....22
Список литературы………………………………………………………... ..23
Приложения…………………………………………………….……………25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     -у  лиц, самостоятельно обеспечивающих  себя работой, и иных категорий граждан  с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

         Рассмотрим процесс управления  системой обязательного социального  страхования. 

            Обязательное социальное страхование  проводят страховщики, создаваемые  Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

     1.2. История развития социального страхования

 

     До 1917 г. социальное страхование в России отражало европейские тенденции, но имело и некоторые черты, определявшиеся особенностями российской истории.

  1. XVII-XIX   вв.    возникновение   и   развитие   социального 
    страхования как общественного института;
  2. вторая половина XIX в. -  1917 г. - принятие страховых 
    законов и формирование обязательного социального страхования и 
    его учреждений;
  3. с 1917 г. до начала 1930-х гг. - свертывание и огосударствление 
    социального    страхования    в    соответствии    с    политической    и 
    экономической ситуацией в стране;
  4. начало 1930-х - 1980-е гг. - преобладание государственного 
    социального обеспечения, передача социального страхования в ведение 
    профсоюзов;
  5. с начала  1990-х гг. - формирование системы социального 
    страхования    адекватного   требованиям   формирующейся   рыночной 
    экономики.

           Зарождение добровольного  пенсионного обеспечения   относится ко второй   половине  XIX   в.,   когда   в   России   стали   образовываться эмеритальные (пенсионные) кассы.

     Эмеритальная  касса - это организация, в которую человек вносил деньги и из которой через определенное время участия или по выслуге лет выплачивалась ежегодная пенсия (иногда заменяемая единовременным пособием) как самому участнику, так и членам семьи в случае смерти кормильца. Первая эмеритальная касса, устав которой впоследствии был взят за образец для пенсионных касс других учреждений, была основана при Морском ведомстве в 1858 г.

     Обязательное  устройство страховых касс в России восходит к  1861 г., когда был принят Закон "О вспомогательных товариществах". Эти кассы возникли при казенных заводах. В 1901 г. были приняты Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах.

     Наряду  с городской и земской медициной  во второй половине XIX в. уже существовала фабрично-заводская медицина. В этот период наибольшее значение для охраны здоровья рабочих имели законы: 1866 г., устанавливающий обязанность предпринимателей обеспечивать рабочих медицинской помощью; 1882 г., утвердивший фабричную инспекцию; 1903 г., устанавливающий ответственность работодателей при несчастных случаях. Этот последний вводил необходимость компенсации потерпевшим и их семьям за увечье и смерть в промышленных заведениях. Основанием права на вознаграждение пострадавших от несчастных случаев на производстве являлось понятие профессионального риска. Фабрично-заводская медицина полностью зависела от владельцев фабрик и заводов. Врачи получали жалованье от заводоуправления и должны были информировать предпринимателей о состоянии здоровья рабочих.

     Наряду  с развитием фабрично-заводской  медицины во второй половине XIX в. в России как и в других странах Европы, получает развитие общественная система страхования ремесленников и наемных рабочих, основой которой становятся больничные кассы. К 80-м гг. XIX в. относятся первые проекты государственного социального страхования рабочих. Революция 1905 г. ускорила решение вопросов, связанных с введением обязательного социального страхования.

     Данная  система социального обеспечения  и социального страхования существовала в бывшем СССР с начала 30-х до конца 80-х и характеризовалась высокой степенью централизации и интеграции в государственный бюджет.

     Возрождение социального страхования в России началось в 1921 г. в связи с новой  экономической политикой (НЭП). Появление  в период НЭПа различных форм собственности  на средства производства потребовало новых подходов к социальному страхованию. Постановлениями СНК 1921-1923 гг. были определены страховые взносы работодателей различных форм собственности по отдельным видам социального страхования. Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность и другие виды обеспечения: на инвалидность, вдовство и сиротство, на безработицу и лечебную помощь. Размер страхового взноса по всем, кроме безработицы, видам страхования зависел от опасности и вредности производства. В 1922 г., например, этот взнос составлял от 21 до 28,5% по отношению к оплате труда, в которую включались все виды выплат.

     Для государственных учреждений взнос  был меньше, он составлял на все  виды социального страхования 12% от фонда оплаты труда. Для государственных  промышленных предприятий взнос на все виды страхования составлял 16% от фонда оплаты труда. Были установлены страховые тарифы трех видов: нормальный, временный и льготный, что позволяло учитывать в системе социального страхования интересы государства и реальное экономическое положение отдельных предприятий. Кроме того, с помощью прогрессивных тарифов, на 25% превышающих нормальные, и льготных тарифов, на 25% ниже нормальных, стимулировалась работа по улучшению условий труда, уменьшению опасности и вредности производства.

     Установленные законом взносы на лечебную помощь передавались непосредственно органам  здравоохранения: 10% Наркомздраву и 90% непосредственно губернским и местным  органам - для улучшения медицинской  помощи застрахованным. Страховые взносы в 1925 г. давали 1/3 средств, необходимых для медицинского обслуживания застрахованных.

     После окончания периода нэпа отдельные  элементы медицинского страхования  продолжали существовать в советской  системе социального страхования. За счет страховых средств частично финансировались санаторно-курортное лечение, отдельные виды профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях. В целом в 30-х гг. был осуществлен переход к государственной системе социального обеспечения и страхования в стране. В 1933 г. социальное страхование в СССР было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы ликвидированы, бюджет государственного социального страхования был консолидирован в государственный бюджет.

     Социальная  политика в Российской Федерации, помимо разработки социальных программ, включает формирование нового социального законодательства на основе принятия новой Конституции. Российский парламент в течение 1990-1996 гг. утвердил ряд новых законов в области социальной сферы: о минимальных заработной плате, пенсии и социальных пособиях, КЗОТ РФ, Кодекс о браке и семье РФ, Основы законодательства РФ в области здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, законы об образовании, о высшем и послевузовском образовании, о государственных пенсиях в РФ, о занятости населения РФ, о медицинском страховании граждан в РФ, о социальной защите инвалидов, о благотворительной деятельности и благотворительных организациях, о некоммерческих организациях и др.

     Вопросы социальной политики являются совместной компетенцией Федерации и ее субъектов. Важнейшая цель государственной социальной политики - стабилизация жизненного уровня российских граждан. Общий объем государственных социальных   расходов   (бюджетных   и   внебюджетных)   в    1994   г. составлял 18% ВВП.

2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ

     2.1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) 

     Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) образован постановлением Правительства России от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в стране.

     ПФР обеспечивает:

  • аккумуляцию страховых взносов и финансирование расходов, 
    предусмотренных Положением о нем;
  • контроль за своевременным и полным поступлением в ПФР 
    страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием его 
    средств;
  • международное сотрудничество по вопросам, относящимся к 
    компетенции ПФР;
  • проведение   научно-исследовательской    работы    в   области государственного пенсионного страхования.

     ПФР может принимать участие в  финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

     Средства  ПФР направляются на:

     • выплату государственных пенсий;

     • выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

     • оказание      материальной      помощи      престарелым      и 
      нетрудоспособным гражданам;

     • обеспечение деятельности ПФР.

     В России осуществляется постепенный  переход от распределительной пенсионной системы к накопительной, суть которой  состоит в том, что каждый работник в течение трудовой деятельности осуществляет взносы, в пенсионный фонд средства которого длительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Аккумуляция финансовых ресурсов в пенсионном фонде и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам.  

     В соответствии с  Федеральным законом  «О государственном пенсионном обеспечении  в Российской Федерации»  назначаются  следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

     пенсия  за выслугу лет;

     пенсия  по старости;

     пенсия  по инвалидности;

     социальная пенсия.   

     2.2. Фонд социального страхования РФ

     Фонд  социального страхования  Российской Федерации  управляет средствами государственного социального страхования России.  Он является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве      РФ.     

     Основные  задачи фонда:

  • обеспечение гражданам государственных пособий,  санаторно- 
    курортного лечения, оздоровления работников и членов их семей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ 
    охраны здоровья работников;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость 
    фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов;
  • подготовка и повышение квалификации специалистов системы 
    государственного социального страхования;
  • сотрудничество с аналогичными фондами других государств и 
    международными организациями по вопросам социального страхования.

     Средства  ФСС направляются на:

  • выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
  • оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком - инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
  • оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения;
  • частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
  • частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря;
  • частичное содержание детско - юношеских спортивных школ;
  • оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
  • обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
  • проведение научно - исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
  • участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.

Информация о работе Социальное страхование в России: состояние, проблемы, пути совершенствования