Социальное страхование в России: состояние, проблемы, пути совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
-описать основные понятия и проблемы социального страхования;
-проследить динамику развития социального страхования в России;
-ознакомиться с системой государственных внебюджетных фондов;

Содержание

Введение 3
1. Сущность и значение внебюджетных фондов 5
1.1. Сущность социального страхования 5
1.2. История развития социального страхования 11
2. Система государственных внебюджетных фондов в РФ 15
2.1. Пенсионный фонд РФ (ПФР) 15
2.2. Фонд социального страхования РФ 16
2.3. Фонд обязательного медицинского стразования РФ 18
Заключение 19
Глоссарий………………………………………………………………….....22
Список литературы………………………………………………………... ..23
Приложения…………………………………………………….……………25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

Оглавление

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

          Становление новой модели социальной  защиты должно обеспечивать преемственность  в социальной политике и соблюдение  принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

           К задачам социального страхования  относятся: формирование денежных  фондов, из которых покрываются  затраты, связанные с содержанием  нетрудоспособных или лиц, не  участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

          Учитывая особую важность социального страхования, его влияние на общественные процессы, государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, дающие возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и тем самым обеспечение надежной социальной защиты населения страны.

          В России обязательное государственное  социальное страхование представлено  тремя внебюджетными фондами:

     • пенсионным;

     • обязательного медицинского страхования;

     • социального страхования.

          В формировании и использовании  этих фондов есть свои особенности.  Задуманные как страховые, они  не всегда соответствуют принципам  формирования и использования страховых фондов. В их деятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативность отчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.    

          Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области социального страхования  в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе.

     Целью данной работы определение места и роли социального страхования в обществе как ведущего института социальной защиты.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

     -описать  основные понятия и проблемы  социального страхования;

     -проследить  динамику развития социального  страхования в России;

     -ознакомиться  с системой государственных внебюджетных  фондов; 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность и значение внебюджетных фондов

     1.1. Сущность социального страхования

 

            Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике. Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7). В соответствии со ст.39 Конституции РФ  каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.  Законом устанавливаются государственные пенсии  и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность»1

        Признавая право каждого гражданина  на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим, правовым и социальным государством. Это означает, что социальные права граждан являются наивысшей ценностью и государство обязано защищать эти права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей»2.

     Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

       Государственное социальное страхование  находится в ведении органов  законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

          Основными видами социального  обеспечения являются: обеспечение  граждан РФ различными видами  пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

          Социальное страхование – это  механизм реализации социальной  политики государства, основа  организации социальной защиты  населения.

          Социальное страхование является  также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба». Государственное социальное страхование – установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, членов семей работников (или потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей3. Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и, в некоторых случаях, работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

            Исторически определились три формы организации  систем социального страхования:

     Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

     Государственное;

    Смешанное (основанное на взаимодействии государства  и профсоюзов).

          Коллективное страхование представляет  собой самую раннюю форму социальной защиты. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наемных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия, где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путем создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

     В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в. Наряду, собственно, с  социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.

          Коллективное социальное страхование  имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако  его объект значительно уже:  он ограничивается трудовым коллективом,  профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности. Ими могут быть страховые компании, общества взаимного страхования, страховые кассы. Управление в системах коллективного страхования осуществляется либо страховой компанией, либо выбираемыми страхователями органами самоуправления, либо доверенными лицами на основе договора траста.

            Государственное социальное страхование  имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

        Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих  граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

            Субъектами обязательного социального  страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

            Страхователи - организации любой  организационно-правовой формы,  а также граждане, которые должны  в соответствии с федеральными  законами конкретных видах обязательного  социального страхования уплачивать  страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

            Страховщики - некоммерческие организации,  создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

     Застрахованные  лица — граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

           Различают следующие виды социальных  страховых рисков:

    • необходимость получения медицинской помощи;
    • временная нетрудоспособность;
    • трудовое увечье и профессиональное заболевание:
    • материнство;
    • инвалидность;
    • наступление старости;
    • потеря кормильца;
    • признание безработным;
    • смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

              Отношения по обязательному социальному  страхованию возникают:

     -у  страхователя-работодателя — по  всем ведам обязательного социального  страхования с момента заключения  с работником трудового договора; у других страхователей с момента  их регистрации страховщиком;

     -у  страховщика — с момента регистрации  страхователя;

     -у  застрахованных лиц — по всем  видам обязательного социального  страхования с момента заключения  трудового договора с работодателем;

Информация о работе Социальное страхование в России: состояние, проблемы, пути совершенствования