Система показателей рентабельности и их применение

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Дано определение рентабельности, раскрыто его значение для финансового анализа и охарактеризованы основные области его применения. Рассмотрена систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией.
Проведен анализ уровня и динамики доходности хозяйственной деятельности ООО «Час пик». Дана оценка уровня и динамики рентабельности финансовой деятельности анализируемого предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Система показателей рентабельности и их применение 5
1.1. Понятие рентабельности 5
1.2. Система показателей рентабельности и их применение 12
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Час пик» 20
2.1. Анализ имущества предприятия и источников его формирования 20
2.2 Анализ финансового состояния 23
2.3. Анализ финансовых результатов и рентабельности 27
Заключение 31
Библиография 32

Работа содержит 1 файл

Курс_ХакИБ_Финансы организаций_Рентаб.doc

— 325.00 Кб (Скачать)

      Чистая  прибыль (Net Profit) – это разность между  полученной выручкой и всеми затратами  компании за соответствующий период. Учитывает расходы на выплату налогов.

      Активы  предприятия (Assets) – совокупность имущества  и денежных средств, принадлежащих  предприятию, фирме, компании (здания, сооружения, машины и оборудование, материальные запасы, банковские вклады, ценные бумаги, патенты, авторские права, собственность, имеющая денежную оценку). Для проведения расчётов используется среднегодовая величина активов компании (сумма активов на начало и на конец года, делённая пополам).

  1. Рентабельность валовой прибыли (GPM) – другое название этого коэффициента – Gross margin ratio. Демонстрирует долю валовой прибыли в объеме продаж предприятия. Рассчитывается по формуле:

GPM = GP/NS = Валовая прибыль/Суммарная  выручка

  1. Рентабельность операционной прибыли (ОPM) – демонстрирует долю операционной прибыли в объеме продаж. Рассчитывается по формуле:

OPM = ОP/NS = Операционная  прибыль/Суммарная  выручка

  1. Рентабельность чистой прибыли (NPM) – демонстрирует долю чистой прибыли в объеме продаж. Рассчитывается по формуле:

      NPM = NI/NS = Чистая прибыль/Суммарная выручка

      Коэффициенты, оценивающие рентабельность капитала, вложенного в предприятие. Расчет производится для годового периода с использованием среднего значения соответствующих  статей активов и пассивов. Для  расчета за период менее одного года, значение прибыли умножается на соответствующий коэффициент (12, 4, 2), и используется среднее за период значение оборотных активов. Для получения значений в процентах, также как и в предыдущих случаях, необходимо умножить значение коэффициента на 100%.

  1. Рентабельность оборотных активов (RCA) – демонстрирует возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение этого коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства. Рассчитывается по формуле:

    NI/СА = Чистая прибыль/Оборотные  средства

  1. Рентабельность внеоборотных активов (RFA) – демонстрирует способность предприятия обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства. Рассчитывается по формуле:

NI/FА  = Чистая прибыль/Оборотные  средства

     Рост  и развитие предприятия (промышленного  предприятия) тесно связаны с  выработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности,

     Росту рентабельности предприятия содействует  манипулирование тремя переменными, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен.

     В практике работы промышленного предприятия  имеются большие резервы роста рентабельности. Они носят характер традиционных (рост товарооборота, снижение издержек обращения и т. п.). В современных же условиях надо использовать для наращивания рентабельности не только традиционные пути, но и новые, открытые в ходе рыночных преобразований, приватизации. Среди них основными являются: формирование коммерческого ассортимента с учетом рентабельности товаров; новая философия взаимоотношений с контрагентами; инновационная политика; оптимальные масштабы предприятия, выгодное размещение денежных ресурсов и др. 
 
 
 

     2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Час пик»

     2.1. Анализ имущества предприятия и источников его формирования

 

      Компания  ООО «Час пик» - является розничным продавцом канцелярских товаров. Его основная специализация - это товаров для офиса и бизнеса.

      Компания  работает с большим числом российских производителей, и их количество постоянно растет. Компания работает с производителями, чья продукция завоевала народное признание, поэтому может предложить покупателям широкий выбор самых разнообразных товаров.

      К концу отчетного периода ООО «Час пик» располагает активами в размере 5071 тыс.руб. По сравнению с ситуацией на начало года имущество фирмы увеличилось в 2,4 раза (табл. 1).

      Таблица 1 – Анализ структуры и динамики баланса

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменения
  т.р. % к валюте  баланса т.р. % к валюте  баланса т.р. темп прироста, % структуры
1 2 3 4 5 6 7 8
Актив              
1. Внеоборотные активы              
Итого по разделу 1 - - - - - - -
2. Оборотные активы              
2.1 Запасы 549 85,9 312 80,0 -237 -43,2 -5,92
2.2. НДС по приобретенным ценностям 78 12,2 51 13,1 -27 -34,6 0,87
2.3. Денежные средства 12 1,9 27 6,9 15 125,0 5,05
2.4. Дебиторская задолженность - - - - - - -
Итого по разделу 2 639 100,0 390 100,0 -249 -39,0 -
Валюта  баланса по активу 639 100,0 390 100,0 -249 -39,0 -
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7 8
Пассив              
3. Капитал и резервы              
3.1. Уставный капитал 12 1,9 12 3,1 - - 1,2
3.4.Нераспределенная прибыль 6 0,9 7 1,8 1 16,7 0,9
Итого по разделу 3 18 2,8 19 4,9 1 5,6 2,1
4. Долгосрочные пассивы - - - - - - -
5. Краткосрочные пассивы              
5.1. Заемные средства - - - - - - -
5.2. Кредиторская задолженность 621 97,2 371 95,1 -250 -40,3 -2,1
5.3. Прочие пассивы - - - - - - -
Итого по разделу 5 621 97,2 371 95,1 -250 -40,3 -2,1
Валюта  баланса по пассиву 639 100,0 390 100,0 -249 -39,0  

 

      Согласно  представленных данных видно, что все  имущество предприятия (390 тыс.руб.) в размещено в оборотных активах, а именно, в запасах, НДС и денежных средствах. Дебиторская задолженность отсутствует. Необходимо отметить, что по сравнению с прошлым годом произошло значительное его сокращение (на 39%). Основной причиной явилась реализация готовой продукции со склада (на 43,2%).

      Все имущество предприятия в 2009 году было сформировано за счет уставного капитала (1,9% в общей сумме источников), нераспределенной прибыли (0,9%) и кредиторской задолженности (97,2%). В 2010 году структура финансирования осталась без изменения.

      Пассив  баланса, также как и актив, сократился на 39%, прежде всего, за счет гашения  кредиторской задолженности.

      Сопоставляя изменение структуры в активе и пассиве можно сделать вывод, о том, что приток денежных средств и сокращения кредиторской задолженности был обеспечен за счет реализации продукции со склада.

      Данная  ситуация свойственна небольшим розничным магазинам, специализирующимся на перепродаже товаров.

      Рассмотрим  более подробно процесс изменения  запасов (табл.2).

      Таблица 2 – Анализ запасов предприятия

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменения
т.р. % к валюте  баланса т.р. % к валюте  баланса т.р. темп прироста, %
Сырье и материалы - - - - - -
Затраты незавершенном производстве - - - - - -
Готовая продукция 549 100,0 312 100,0 -237 -43,2
Товары  отгруженные - - - - - -
РБП - - - - - -
Прочие  затраты - - - - - -
Итого запасы 549 100,0 312 100,0 -237 -43,2

 

      Как уже было сказано, на долю запасов  приходится 80% от общей суммы активов. Из данной таблицы видно, что запасы предприятия представлены лишь готовой продукцией. Данная ситуация может расцениваться положительно лишь в том случае, если происходит наращивание выручки от реализации. Если же этого не происходит, то это говорит о сворачивании деятельности фирмы, снижении ее деловой активности. Согласно таблицы 3 изменение запасов идет параллельно сокращению кредиторской задолженностей и сокращению товарооборота.

     Таблица 3 – Соотношение дебиторской задолженности, кредиторской задолженности и выручки  от реализации

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменения
т.р. т.р. т.р. темп прироста, %
Дебиторская задолженность  - - - -
Кредиторская  задолженность  621 371 -250 -40,3
Выручка от реализации 1218 114 -1104 -90,6

 

     Данная  таблица также свидетельствует  об отрицательной тенденции в  развитии фирмы. Единственным положительным моментом здесь можно признать лишь гашение обязательств перед кредиторами. Все остальные показатели свидетельствуют о неустойчивости предприятия торговли.

     Для получения полной картины, проведем анализ кредиторской задолженности ООО «Час пик»

     Таблица 3 – Анализ кредиторской задолженности

Показатель 2009 г. 2010 г. Изменения
т.р. % к валюте  баланса т.р. % к валюте  баланса т.р. темп прироста, %
Кредиторская  задолженность всего 621 100,0 371 100,0 -250 -40,3
поставщики  и подрядчики 619 99,7 343 92,5 -276 -44,6
задолженность перед персоналом - - 14 3,8 14 -
задолженность перед внебюджетными фондами - - 5 1,3 5 -
задолженность перед бюджетом 2 0,3 9 2,4 7 350,0
прочие  кредиторы - - - - - -

 

     Как видно из представленной таблицы, кредиторская задолженность по сравнению с прошлым годом значительно сократилась (на 40,3%) Однако, это касается только задолженности перед поставщиками и подрядчиками (на 44,6%), тогда как на конец года зафиксирован рост задолженности перед персоналом предприятия, внебюджетными фондами и налогам. Несмотря на то, что задолженность по данным категориям является текущей, данный факт можно расценивать как отрицательный.

     В заключение можно сказать, что структура  баланса анализируемого предприятия  соответствует небольшой розничной торговой фирме, которая сворачивает свою деятельность, гася обязательства перед кредиторами за счет распродажи остатков товаров на складе.

     2.2. Анализ финансового состояния

     Анализ  ликвидности баланса

     Для представления полной картины о финансовом положении предприятия, а именно эффективности использования оборотного капитала, необходимо начать с анализа общего состояния активов предприятия и источников их возникновения.

      Ликвидность баланса определяется как степень  покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств (табл.5).

      Баланс  считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия: А1 ≥ П1; А2 ≥ П2; А3 ≥ П3;  А4 ≤ П4  

      Таблица 5 - Анализ ликвидности баланса, тыс.руб.

Актив 2009 год 2010 год Пассив 2009 год 2010 год
Наиболее  ликвидные активы А1 12 27 Наиболее срочные  обязательства П1 621 371
Быстро  реализуемые активы А2 - - Краткосрочные пассивы П2 - -
Медленно  реализуемые активы А3 627 363 Долгосрочные  пассивы П3 - -
Трудно  реализуемые активы А4 - - Постоянные  пассивы П4 18 19

Информация о работе Система показателей рентабельности и их применение