Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:54, шпаргалка

Описание работы

Валютная система – это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).
Валютная система представляет собой совокупность двух основных элементов – валютного механизма и валютных отношений.

Работа содержит 1 файл

ШПОРА.doc

— 291.50 Кб (Скачать)

[править]По конвертируемости

  • Конвертируемые облигации — долговой инструмент с фиксированной процентной ставкой, дающий держателю право обменять облигации и купоны на определенное число обыкновенных акций или других долговых инструментов данного эмитента по заранее оговоренной цене (цена конвертирования) и не раньше предварительно установленной даты. После конвертирования облигация прекращает существование, а вместе с ней и долговое обязательство эмитента. Конвертируемые облигации выпускают и правительства, и компании[3].
  • Неконвертируемые облигация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

78.Депозитные и сберегательные сертификаты.

Сертификакт - это денежный докумнет по привлечению денежных средтств во вклады. сущ. 2 вида сертификатов:

 Сберегательный (депозитный) сертификат – ценная бумага, удостоверяющая сумму вклада, внесенного в банк, и права вкладчика (держателя сертификата) на получение по истечении установленного срока суммы вклада и обусловленных в сертификате процентов в банке, выдавшем сертификат, или в любом филиале этого банка. 
Действующее законодательство предъявляет к сертификатам определенные требования, в частности: 
– сертификаты могут быть именными и на предъявителя; могут выпускаться как в разовом порядке, так и сериями; 
– выпускаются в валюте РФ; при этом владельцами сертификатов могут быть как резиденты, так и нерезиденты; 
– не могут служить расчетным или платежным средством за проданные товары или оказанные услуги; 
– одностороннее изменение кредитной организацией процентной ставки, обусловленной в сертификате, не допускается; 
– передача прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, другому лицу осуществляется посредством вручения сертификата этому лицу; права, удостоверенные именным сертификатом, передаются в порядке, удостоверенном для уступки требований (цессии);  
– уступка требования по сертификату может быть совершена в течение срока обращения данного сертификата.

Сертификат должен содержать ряд обязательных реквизитов, несоблюдение которых влечет его недействительность, в частности: 
– наименование «сберегательный (или депозитный) сертификат»; 
– номер и серию сертификата; 
– дату внесения вклада или депозита; 
– размер вклада или депозита, оформленный сертификатом (прописью и цифрами); 
– безусловное обязательство кредитной организации вернуть сумму, внесенную в депозит или на вклад, и выплатить причитающиеся проценты; 
– дату востребования суммы по сертификату; 
– ставку процента за пользование депозитом или вкладом; 
– сумму причитающихся процентов; 
– ставку процента при досрочном предъявлении сертификата к оплате; 
– наименование, местонахождение и корреспондентский счет кредитной организации, открытый в Банке России; 
– подписи двух лиц, уполномоченных кредитной организацией на подписание такого рода обязательств, скрепленные печатью кредитной организации. 
Сберегательный сертификат может быть выдан только гражданину РФ или иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.

Право выдачи сберегательного сертификата предоставляется банкам при следующих условиях: 
– осуществления банковской деятельности не менее 2 лет; 
– публикации годовой отчетности (баланса и отчета о прибылях и убытках), подтвержденной аудиторской фирмой; 
– соблюдения банковского законодательства и нормативных актов Банка России; 
– выполнения обязательных экономических нормативов; 
– наличия резервного фонда в размере не менее 15 % от фактически оплаченного уставного капитала. 
Держателем депозитного сертификата является юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ или на территории государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. 
Как правило, сертификаты являются срочными (срок обращения сберегательных сертификатов составляет 3 года, а депозитных – один год (с даты выдачи до даты получения владельцем права востребования депозита или вклада по сертификату).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

81. Производные  финансовые инструменты : варранты, свопы, фьючерсы.

Производные финансовые инструменты представляют собой контракты, дающие право совершить сделку купли-продажи с ценными бумагами на заранее оговоренных условиях.

Производные финансовые инструменты не являются ценными бумагами, так как не дают своему владельцу тех прав и возможностей, которые дают ценные бумаги. К производным финансовым инструментам относятся: опционы, фьючерсы, варранты.

Фьючерс (от англ. future —  будущий) представляет собой контракт, согласно которому один из участников сделки берет на себя обязательство продать (или купить) по окончании срока договора другому участнику определенное количество ценных бумаг по заранее оговоренной цене. В отличие от опциона, в данном контракте реализуется не право, а безоговорочное обязательство лица, заключившего договор, в любом случае исполнить контракт в указанный в нем срок. Финансовый риск при сделке с фьючерсом гораздо выше, чем при операции с опционом.

Варрантом (от англ. warrant — полномочие, доверенность) может  называться:

1) сертификат, дающий  держателю право покупать ценные 
бумаги по оговоренной цене в течение определенного промежутка времени или бессрочно;

2) свидетельство товарного  склада о приеме на хранение  определенного товара.

 

 

  84 понятие первичного  и вторичного рынка ценных  бумаг

 

Понятие первичного и вторичного рынка ценных бумаг

Первичный рынок  – это рынок, на котором происходит первичное размещение ценной бумаги. Любая ценная бумага первый раз продается  на первичном рынке, т.е. термин «первичный рынок» справедлив, когда мы говорим  о продаже новых выпусков ценных бумаг. В результате продажи бумаг на первичном рынке лицо, эмитировавшее их (т.е. выпустившее), получает необходимые ему финансовые ресурсы, а бумаги попадают в руки первоначальных держателей, которые либо оставят их у себя (с целью реализации имущественных или неимущественных прав, которые удостоверяет данная ценная бумага, например, право на получение дивидендов, накопленного купонного дохода, участие в управлении акционерным обществом) или продаст с целью получения спекулятивной прибыли. Первая и последующая перепродажи ценной бумаги происходят на вторичном рынке. Вторичный рынок – это рынок, на котором происходит дальнейшее обращение ценных бумаг.

Вторичный рынок  играет ключевую роль во всем процессе биржевого оборота. Он позволяет  инвесторам активно перепродавать ценные бумаги, фиксировать прибыль, получать краткосрочные доходы, вкладывать денежные средства в ценные бумаги и их производные. Без развитого вторичного рынка дальнейшее обращение ценных бумаг было бы затруднено или вовсе невозможно. А это, в свою очередь, оттолкнуло бы инвесторов, и в итоге общество осталось в проигрыше, т.к. все начинания, особенно новейшие, не получили бы необходимой финансовой поддержки, что в итоге привело бы к стагнации и регрессу в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

85. Биржевые и внебиржевые  рынки ценных бумаг

Фондовая  биржа— место, учреждение, соответственно оснащенное, систематически и регулярно  работающее, где продаются и покупаются ценные бумаги. Биржа является организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг, выполняющих работу по обеспечению необходимых условий для нормального оборота ценных бумаг. Фондовая биржа это организованный рынок ценных бумаг, где операции купли-продажи совершаются в строгом соответствии с установленными правилами.

На биржевом'рынке или фондовой бирже обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовая биржа во всех западных странах выступает в качестве одного из регуляторов финансового рынка. Всего в мире насчитывается около 150 фондовых бирж, крупнейшими признаны Нью-Йоркская, Токийская, Лондонская, Франкфутская, Парижская.

В Росии  сейчас насчитывается 60 фондовых бирж, что слишком много для страны с формирующейся рыночной экономикой.

Для сравнения  в США, стране с самым большим фондовым рынком, с огромными оборотами ценных бумаг, активные сделки совершаются лишь на 7 биржах.

Регулирование деятельности фондовых бирж осуществляют государственные органы, которые  устанавливают правила работы на биржах и защиты инвесторов путем лицензирования профессиональных участников и предъявляемых к ним требований.

Цель  государственного регулирования —  обеспечение надежности и роста ценных бумаг, выработка рациональной модели управления, отвечающей

национальным  интересам и социально-экономическому развитию страны. Методы государственного регулирования дополняются саморегулированием со стороны объединений профессиональных участников фондовой биржи. Они устанавливают обязательные правила для своих членов и следят за их выполнением.

Кроме сделок на фондовых биржах купли-продажи ценных бумаг совершаются и на внебиржевых биржах. Если биржевая торговля происходит в специально отведенном и соответственно оборудованном помещении, то внебиржевой рынок представляет собой широко разветвленную телекоммуникационную сеть, объединяющую участников торговых сделок и обеспечивающую предоставление им необходимой информации.

В зависимости  от установленных правил торговли различают  организованный и неорганизованный биржевой рынки.

Наиболее  простой формой организации фондовой торговли служит стихийный неорганизованный рынок. Продавцы и покупатели, общаясь между собой, определяют уровень спроса и предложения на те или иные ценные бумаги и заключают сделки друг с другом непосредственно.

Организованный  внебиржевой рынок — это рынок, основанный на современных компьютерных системах связи, которые обеспечивают совершение операций купли-продажи ценных бумаг по жестким формализированным нормам, обязательным для каждого участника этого рынка. Современные тенденции таковы, что сделки на организованном внебиржевом рынке опережают количество и объем совершаемых операций на фондовой бирже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

87. . Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Функционирование  рынка ценных бумаг должно регулироваться государством. Цель государственного регулирования заключается в обеспечении надежности и роста ценных бумаг, выработке его национальной модели, которая с учетом существующих в стране условий в наибольшей мере способствовала бы экономическому росту.

Задача государства в развитии регулирования рынка ценных бумаг сводится в основном к следующему:

·   разработке идеологии и законодательной базы работы рынка;

·   концентрации финансовых ресурсов (государственных и частных);

·   установлению "правила игры" для участников рынка;

·   контролю за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка его профессионалов и клиентов;

·   созданию системы информации о состоянии рынка и обеспечению ее открытости для инвесторов;

·   формированию системы страхования инвесторов от возможных потерь;

·   предотвращению негативного воздействия на рынок ценных бумаг других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного);

·   недопущению чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг.

В истории накоплен большой опыт государственного регулирования рынка ценных бумаг. В мировой практике существуют три основные модели его регулирования:

1. Путем прямого правительственного контроля (Ирландия, Нидерланды, Португалия).

2. Путем контроля с помощью финансово-банковских органов (ФРГ, Бельгия, Дания).

3. Через специально созданные учреждения (США, Франция, Италия, Испания, Великобритания).

В Российской Федерации  к органам государственного регулирования  рынка ценных бумаг относятся:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

Министерство  финансов РФ;

Центральный банк РФ;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Антимонопольный комитет РФ;

Министерство  по налогам и сборам РФ;

Министерство  юстиции РФ;

и др.

Государственное регулирование осуществляется в виде прямого вмешательства в его функции, а также в виде мер по косвенному воздействию на рынок.

К направлениям прямого вмешательства относятся:

·   законотворческая деятельность представленных органов власти по вопросам рынка ценных бумаг с целью создания единой правовой основы (Федеральное собрание);

·   меры, принимаемые другими государственными органами, по введению норм, касающихся функционирования рынка ценных бумаг (Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ, Государственным комитетом по имуществу РФ и др.).

Государственное регулирование рынка ценных бумаг  в РФ осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ "О мерах  по государственному регулированию  рынка ценных бумаг в Российской Федерации" (от 4 ноября 1994 г.) и Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (1996 г.). Ими регламентируются основные виды предпринимательской деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и основные виды ценных бумаг, допускаемых к публичному размещению; создание Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг при Правительстве РФ, обеспечивающей проведение в жизнь единой государственной политики на рынке ценных бумаг. Федеральная комиссия для осуществления своих полномочий создает необходимые территориальные органы. Полномочия Федеральной комиссии не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства и субъектов Российской Федерации.

Руководитель  Федеральной комиссии по должности  соответствует федеральному министру. Коллегия комиссии состоит из 15 членов, в том числе представителей Министерства РФ и Центрального банка РФ.

Функции Федеральной  комиссии обширны. Перечислим некоторые  из них:

·   разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам регулирования рынка ценных бумаг;

·   утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг, в том числе иностранных инвесторов;

·   разработка и утверждение единых требований к профессиональной деятельности с ценными бумагами;

·   установление обязательных требований к операциям с ценными бумагами, норм допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию, листингу, расчетно-депозитарной деятельности. Правила ведения учета и составления отчетности участниками рынка ценных бумаг Федеральная комиссия устанавливает совместно с Министерством финансов РФ;

·   определение обязательных требований к порядку ведения реестра; установление порядка лицензирования различных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также приостановление или аннулирование в случае нарушения закона;

·   определение стандартов деятельности инвестиционных, негосударственных пенсионных страховых фондов и их управляющих компаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;

·   контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации всеми субъектами рынка ценных бумаг;

·   создание общедоступной системы раскрытия информации о рынке ценных бумаг, в том числе о выпуске ценных бумаг;

·   проведение квалификационной и научно-методической работы с профессионалами рынка ценных бумаг.

Федеральная комиссия имеет право: квалифицировать ценные бумаги и определять их вид в соответствии с законодательством; устанавливать  для профессиональных участников рынка  ценных бумаг (за исключением кредитных  организаций) нормативы достаточности  собственных средств и иные показатели, ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами; проверять деятельность всех участников рынка ценных бумаг. Таким образом, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг является центром государственного регулирования, контроля и стимулирования всех видов деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Для современного рынка ценных бумаг важное значение имеют решения Министерства финансов РФ о лицензировании деятельности на рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов, инвестиционных фондов, управляющих инвестиционными фондами, о порядке аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж; о лицензировании операций, совершаемых с производными ценными бумагами; о лицензировании производства и ввоза на территорию РФ бланков ценных бумаг и др.

Лицензированием деятельности банков и кредитных  организаций занимается Центральный  банк РФ, страховых организаций – Государственный комитет по надзору за страховой деятельностью.

Немаловажное  значение для рынка ценных бумаг могут иметь секьютеризация внутреннего государственного долга, изменение установленных правил взимания налога на добавленную стоимость, а также меры кредитных учреждений по развитию безналичных расчетов и совершенствованию организации управления потоками наличных денег.

Согласованное управление рынком ценных бумаг со стороны государственных органов  невозможно без постоянно действующей, публичной и оперативной системы  анализа макроэкономических компонентов  этого рынка в увязке с динамикой  общественного производства, изменением цен и т.д. В связи с этим необходима систематическая публикация интегрированных данных о рынке ценных бумаг, оценок складывающейся конъюнктуры и прогнозов развития рынка во взаимосвязи с рынком кредита, состоянием бюджета и другими макроэкономическими факторами, на них воздействующими.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

88. роль и задачи  Банка РФ, Минфина РФ в гос  политике на рынке цен.бум. 

Будучи государственным  органом регулирования рынка, Минфин РФ:

- устанавливает правила  совершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (на практике для всех участников, за исключением банков, депозитариев, регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютных ценностей);

- аттестует специалистов  на право ведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков), контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;

- регистрирует выпуски  ценных бумаг (за исключением  ценных бумаг банков и акций  чековых инвестиционных фондов);

- регулирует совместно с Банком России выпуск и обращение государственных ценных бумаг;

- ведет Единый государственный  реестр зарегистрированных в  РФ ценных бумаг (за исключением  акций банков и чековых инвестиционных  фондов) и обеспечивает его публикацию;

- контролирует приобретение крупных пакетов акций. Кроме того, Минфин РФ:

- лицензирует производство  и ввоз на территорию РФ  бланков ценных бумаг;

- ведет государственный  реестр акционерных обществ;

- ведет реестр инвестиционных  институтов;

- осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовых колледжей.

Центральный банк является профессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции с ценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучи агентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, Банк России по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживанию первичного размещения ценных бумаг. При этом, вкладывая в государственные фондовые ценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Кроме того, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг, выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручению Правительства. Он также выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценных бумаг (например, 30-летний облигационный заем 1991 г., государственные краткосрочные облигации), являясь в этом смысле специализированной организацией по учету, хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.

Осуществляя кассовое исполнение государственного бюджета, Центральный  банк выступает агентом по платежам, связанным с обслуживанием внутреннего  государственного долга в форме  ценных бумаг.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"