Сбалансированность бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Бюджетная система государства……………………………………..5
1.2 Формирование бюджета в странах с рыночной экономикой
и в России…………………………………………………………………8
1.3 Значение сбалансированности бюджетов для развития
национальной экономики и финансовой системы…………………..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита
На различных этапах развития бюджетных отношений в России……20
3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1 Профицит бюджета. Плюсы и минусы……………………………..31
3.2 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ кр.doc

— 764.50 Кб (Скачать)

Основную роль в вопросах урегулирования госбюджета играет правительство. На уровне президента и Министерства финансов решаются вопросы по корректировке бюджетной политики и ведутся поиски источников финансирования.

Однако для нормализации бюджетного дефицита необходимо также  «лечение» самой экономики, так  как без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры не принимались при этом.

Основными направлениями  повышения эффективности бюджетной  политики в области дефицита (профицита) станет:

-в первую очередь  снижение долговой нагрузки, которая  позволила существенно сократить  долю государственного долга  в ВВП;

-во-вторых, дальнейший  рост профицита, который  привел  к формированию значительного  финансового резерва, что дает возможность проведения активной инвестиционной политики и позволит в будущем увеличить непроцентные расходы.

В связи с этим, основными  задачами правительства будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач. В свете поставленных задач  приоритетными направлениями по дальнейшему совершенствованию останутся следующие направления бюджетно-налоговой политики: политика государственных расходов, налоговая политика, профицит бюджета, фискальный федерализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как  дефицит, так и профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.

На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны  расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.

Государственные финансы  оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.

Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.

В современном мире нет  государства, которое в те или  иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Его наличие не всегда свидетельствует  об отрицательных моментах в экономической  жизни страны. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств.

Однако чаще всего, как  это не печально, дефицит отражает кризисные явления в экономике, ухудшение показателей финансово-хозяйственной  деятельности субъектов хозяйствования, нарушение экономических связей, неэффективность налоговой системы.

В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком  денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.

Более рациональным с  позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с  дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.

Проблемой должна быть не только сбалансированность бюджета, но и содействие экономическому росту, использованию экономического потенциала, полной занятости. Государственный  бюджет должен быть инструментом поддержания  обеспечения макроэкономической стабильности независимо от того, достигается это в данный период на основе дефицита или профицита. На первом плане должна быть общая стратегия экономического развития, глобальные цели и направление на их достижение программы развития.

Развивающийся мировой  финансовый кризис, который коснулся и Россию, отражается и на бюджетных  показателях. Нефть дешевеет, производство падает, прибыль сменилась убытками, поступление налогов резко снизилось. Накопленные средства из резервных фондов на протяжении последних месяцев тратились на поддержку рубля, чтобы не допустить резкой девальвации.

Основными направлениями  повышения эффективности бюджетной  политики в области дефицита (профицита) станет:

-в первую очередь  снижение долговой нагрузки, которая позволила существенно сократить долю государственного долга в ВВП;

-во-вторых, дальнейший  рост профицита, который  привел  к формированию значительного  финансового резерва, что дает  возможность проведения активной  инвестиционной политики и позволит  в будущем увеличить непроцентные расходы.

В связи с этим, основными  задачами правительства будут поддержание высоких темпов экономического роста и борьба с бедностью. Именно бюджетная политика государства, как наиболее значительная составляющая экономической политики правительства, должна быть направлена на выполнение данных задач. В свете поставленных задач  приоритетными направлениями по дальнейшему совершенствованию останутся следующие направления бюджетно-налоговой политики: политика государственных расходов, налоговая политика, профицит бюджета, фискальный федерализм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста/ С.А. Анисимов, В.А. Максимов // Финансы. – 2006.
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации – 2006. – 486 с
  3. Бюджетная система России: Учебник /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  4. Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы: Курс лекций. М. «Центр», 2002. с.121.
  5. «Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики», «Банковское дело» №6, 2001
  6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Учебник. М.: «Инфра-М», 2004.
  7. Организация исполнения бюджета: Учебное пособие/ Учебное пособие/Под ред. Г.Б.Поляка – М.:ЮНИТИ, 2007.
  8. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политика налогов: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2007.
  9. Российский статистический ежегодник, 2004: Стат.сб./ Госкомстат России. – М.,2001.-с.531.
  10. Финансы, денежное обращение и кредит/ Под ред. В.С.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: «Проспект», 2006.
  11. Финансовая стабилизация в России. М.: «Прогресс-Академия»,2001 год
  12. Фишер С., Дорнбуш Р.,Шмалензи Р., Экономика. Пер. с англ. – М.: «Дело ЛТД», 2001.

13. Финансы: Учебник. – 2е изд., переработано и дополнено./Под ред.В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2004. – 634 с.

14. Интернет-ресурсы:

www.minfin.ru

www.budget.tu




Информация о работе Сбалансированность бюджетов