Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Бюджетная система государства……………………………………..5
1.2 Формирование бюджета в странах с рыночной экономикой
и в России…………………………………………………………………8
1.3 Значение сбалансированности бюджетов для развития
национальной экономики и финансовой системы…………………..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита
На различных этапах развития бюджетных отношений в России……20
3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1 Профицит бюджета. Плюсы и минусы……………………………..31
3.2 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………49
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный
финансово-экономический
Кафедра финансов, бюджета и страхования
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
Тема №19 «Сбалансированность бюджетов»
Исполнитель: Абулхаирова Динара
№ личного дела: 07ФФБ02408
Специальность: финансы и кредит
Группа: день, 3поток
Курс: 4
Руководитель: Дубровин Ю. П.
Омск – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Бюджетная система государства……………………………………..5
1.2 Формирование бюджета
в странах с рыночной
и в России…………………………………………………
1.3 Значение сбалансированности бюджетов для развития
национальной экономики и финансовой системы…………………..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды и способы
финансирования дефицита
2.2 Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита
На различных этапах развития бюджетных отношений в России……20
3. Бюджетный профицит
и направления его
3.1 Профицит бюджета. Плюсы и минусы……………………………..31
3.2 Динамика трансформации
дефицита федерального бюджета
в профицит……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.
Практическое использование
бюджетных отношений для
Современная экономическая теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный рост государств с огромным дефицитом бюджета.
На современном этапе развития мировой экономики, нет ни одного государства не знакомого с этими явлениями. В мире действуют общие для всех экономические законы и принципы, что позволяет прогнозировать дальнейшую экономическую ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В этом ключе тема данной курсовой работы имеет практическую значимость и актуальность.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Поставленные задачи анализа предопределили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрено устройство бюджетной системы государства, его формирование и значение сбалансированности бюджетов. Во второй главе раскрывается проблема бюджетного дефицита и источники его финансирования. На основе практических материалов проводится анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на различных этапах развития бюджетных отношений в России. Третья глава посвящена изучению бюджетного профицита. На основе материалов федерального бюджета Российской Федерации раскрываются причины трансформации в начале 2000-х гг. дефицита бюджета в профицит.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, Законы о Бюджете, публикации экономических газет, статистические данные Российского статистического ежегодника «Госкомсат России».
Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой. В работе использовались методы статистического и экономико-математического анализа.
Объектом исследования является бюджет Российской федерации, а также бюджеты некоторых других зарубежных стран с - со времени окончания второй мировой войны и по наши дни.
1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
Бюджетная система страны представляет собой сложный механизм, характеризующий особенности взаимоотношений государства и местных органов власти.
Структура бюджета страны зависит от её государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение - государственный и местный бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено - бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.
Бюджет любого уровня представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которыми располагает и распоряжается правительство страны или администрация конкретной территории.
К бюджетам территории относятся: бюджеты крупных регионов - штатов, земель, департаментов; бюджеты местных органов управления - городов, графств, районов и т. д.
Структурно, любой бюджет включает две части: доходы субъекта и его расходы.
Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По своей структуре расходные статьи, например государства, подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социально-экономические цели, расходы на хозяйственную деятельность государства, расходы на осуществление внешнеэкономической деятельности.
Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в ХХ столетии выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 годы расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433.5 млрд. дол. до 877.2 млрд. дол.).
К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счёт их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на социально-культурные нужды, содержание объектов здравоохранения, поддержания экологического равновесия.
Доходы государственного бюджета состоят, в первую очередь, из налогов, собранных как центральными, так и местными органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемых внебюджетных и целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых расходов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера. К числу их относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растёт, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается свыше 800 подобных фондов.
и в России
Государственные финансы, в которые входят бюджеты центрального правительства, местных органов власти всех уровней, а в ряде стран и некоторые внебюджетные фонды, - важнейшая составная часть хозяйственного механизма развитых стран. Это тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на весь процесс производства и распределения. Бюджетная система выполняет при этом три функции:
фискальную - через изъятие налогов обеспечивает необходимые ресурсы для правительственной деятельности, то есть для покрытия расходов на военные, экономические и социальные программы, а также на существование аппарата управления;
экономического регулирования - налоги и расходы используются как рычаги управления хозяйственной деятельностью и осуществления определённых целей экономической политики (стабилизации экономики, стимулирования её роста, структурных сдвигов и т. п.);
выравнивания доходов - то есть перераспределения доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системе трансфертных платежей, мало обеспеченным и безработным гражданам, инвалидам, детям, отсталым регионам и т. п.
Главная особенность стран с рыночной экономикой состоит в том, что с помощью бюджета финансируются по преимуществу только те общественные потребности или сферы народного хозяйства, где частное предпринимательство и рыночные отношения не работают или работают плохо, а также те сферы, где требуется защита интересов отдельных слоёв общества или населения в целом.
Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как: содержание вооружённых сил и государственного аппарата; финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.); финансирование хозяйства; выплата процентов по государственному долгу.
Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.
Государственный бюджет,
как и всякий баланс предполагает
выравнивание доходов и расходов.
Однако, как правило, при принятии
бюджета планируемые
Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.