Сбалансированность бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов
1.1 Бюджетная система государства……………………………………..5
1.2 Формирование бюджета в странах с рыночной экономикой
и в России…………………………………………………………………8
1.3 Значение сбалансированности бюджетов для развития
национальной экономики и финансовой системы…………………..…9
2. Бюджетный дефицит и источники его финансирования
2.1 Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета…………………………………………………………………..14
2.2 Анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита
На различных этапах развития бюджетных отношений в России……20
3. Бюджетный профицит и направления его использования
3.1 Профицит бюджета. Плюсы и минусы……………………………..31
3.2 Динамика трансформации дефицита федерального бюджета в профицит…………………………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………49

Работа содержит 1 файл

ФИНАНСЫ кр.doc

— 764.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

Кафедра финансов, бюджета  и страхования

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Тема №19 «Сбалансированность бюджетов»

 

 

 

 

 

Исполнитель: Абулхаирова Динара

№ личного дела: 07ФФБ02408

Специальность: финансы и кредит

Группа: день, 3поток

Курс: 4

Руководитель: Дубровин Ю. П.

 

 

 

Омск – 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

1.1 Бюджетная система  государства……………………………………..5

1.2 Формирование бюджета  в странах с рыночной экономикой

 и в России…………………………………………………………………8

1.3 Значение сбалансированности бюджетов для развития

национальной экономики и финансовой системы…………………..…9

2. Бюджетный дефицит  и источники его финансирования

2.1 Виды и способы  финансирования дефицита государственного  бюджета…………………………………………………………………..14

2.2 Анализ регулирования  и финансирования  бюджетного  дефицита

На различных этапах развития бюджетных отношений в России……20

3. Бюджетный профицит  и направления его использования

3.1 Профицит бюджета. Плюсы и  минусы……………………………..31

3.2 Динамика трансформации  дефицита федерального бюджета  в профицит…………………………………………………………………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая  система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.  

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики  и социальной сферы. Функционирование государственного бюджета происходит посредством экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта. Доходы и расходы бюджета – это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

Практическое использование  бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций  позволяет говорить о трех возможных  состояниях бюджетного фонда – дефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.

Современная экономическая  теория уделяет большое внимание проблеме дефицитности и сбалансированности бюджета. Причиной тому, является стремительный  рост государств с огромным дефицитом бюджета.

На современном этапе  развития мировой экономики, нет  ни одного государства не знакомого  с этими явлениями. В мире действуют  общие для всех экономические  законы и принципы, что позволяет  прогнозировать дальнейшую экономическую  ситуацию стран, находящихся на той или иной стадии развития. В этом ключе тема данной курсовой работы имеет практическую значимость и актуальность.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов  сбалансированности бюджета, его значение для развития национальной экономики.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие  задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты сбалансированности бюджетов ;
  • раскрыть понятия дефицита и источники его финансирования;
  • проанализировать динамику трансформации дефицита федерального бюджета в профицит на примере России.

Поставленные задачи анализа предопределили структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрено устройство бюджетной системы государства, его формирование и значение сбалансированности бюджетов. Во второй главе раскрывается проблема бюджетного дефицита и источники его финансирования. На основе практических материалов проводится анализ регулирования и финансирования бюджетного дефицита на различных этапах развития бюджетных отношений в России. Третья глава посвящена изучению бюджетного профицита. На основе материалов федерального бюджета Российской Федерации раскрываются причины трансформации в начале 2000-х гг. дефицита бюджета в профицит.

Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты, Законы о Бюджете, публикации экономических газет, статистические данные Российского статистического ежегодника «Госкомсат России».

Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов  и   как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства – бюджетной системой. В работе использовались методы статистического и экономико-математического анализа.

Объектом исследования является бюджет Российской федерации, а также бюджеты некоторых  других зарубежных стран с - со времени окончания второй мировой войны  и по наши дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты сбалансированности бюджетов

    1. Бюджетная система государства

 

Бюджетная  система  страны  представляет  собой  сложный  механизм,  характеризующий  особенности  взаимоотношений  государства  и  местных  органов  власти.

Структура  бюджета  страны  зависит  от  её  государственного  устройства.  В  странах,  имеющих  унитарное  устройство,  бюджетная  система  имеет  как  бы  двухъярусное построение  -  государственный  и  местный  бюджеты.  В  странах  с  федеративным  государственным  устройством  (США,  ФРГ)  имеется  промежуточное звено -  бюджеты штатов,  земель  и соответствующих им  административных  образований.

Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории.

К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов  -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты  местных  органов  управления  -  городов,  графств,  районов  и  т.  д.

Структурно,  любой  бюджет  включает  две  части:  доходы  субъекта  и  его  расходы.

Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных  ассигнований.  По  своей  структуре  расходные  статьи,  например  государства,  подразделяются  на  расходы  по  государственному  управлению,  на  военные  расходы,  расходы  на  социально-экономические  цели,  расходы  на  хозяйственную  деятельность  государства,  расходы  на  осуществление  внешнеэкономической  деятельности.

Расширение  функций  государства  сопровождается  тем,  что  масштабы  государственных  расходов  увеличиваются  темпами,  значительно  превышающими  темпы  роста  ВНП.  Например,  в  США  государственные  расходы  в  ХХ  столетии  выросли  более  чем  в  350  раз.  Только  за  период  с  1980  по  1989  годы  расходы  федерального  бюджета увеличились в два с лишним  раза  (с 433.5  млрд.  дол.  до  877.2  млрд.  дол.).

К  числу  важнейших  статей  государственных  расходов  относятся  затраты,  связанные  с  созданием  наиболее  благоприятных  предпосылок  для  функционирования  производственных  секторов  экономики.  Всё более значительное  место занимают  и расходы на  создание  объектов  социальной  инфраструктуры,  в первую  очередь -  на  образование и здравоохранение.

Значительный  удельный  вес  продолжают  занимать  военные  расходы.  Рассматривая  военные  расходы,  необходимо  учитывать  не  только  прямые,  но  и  косвенные  затраты,  к  числу  которых  относятся  выплаты  процентов  по  военным  долгам,  пенсии  и  пособия  инвалидам  войны, ветеранам и т. д.

Важной  составной  частью  финансовой  системы  государства  являются  местные  бюджеты.  За  счёт  их  расходов  финансируются,  в  первую  очередь,  объекты  коммунальной  собственности,  строительство  дорог,  школ,  развитие  средств  связи,  а  также  жилищное  строительство.  Бюджеты  местных  органов  власти  используются  также  на  социально-культурные  нужды,  содержание  объектов  здравоохранения,  поддержания  экологического  равновесия. 

Доходы  государственного  бюджета  состоят,  в  первую  очередь, из  налогов, собранных как  центральными,  так  и  местными  органами  власти,  государственных  займов,  а  также  поступлений  так  называемых  внебюджетных  и  целевых  фондов.  Создание  такого  рода  фондов  обусловлено  необходимостью  мобилизации  крупных  финансовых  расходов  для  конкретных  целей,  прежде  всего,  социально-экономического  характера.  К  числу  их  относятся  социальное  страхование,  строительство  дорог,  охрана  окружающей  среды,  подготовка  и  переподготовка  рабочей  силы  и  многое  другое.  Число их  постоянно  растёт,  примером  чего  может  быть  федеральный  бюджет  США,  в  рамках  которого  насчитывается  свыше  800  подобных  фондов.

 

    1. Формирование бюджетов в странах с рыночной экономикой

и в России

 

Государственные  финансы,  в  которые  входят  бюджеты  центрального  правительства,  местных  органов  власти  всех  уровней,  а  в  ряде  стран  и  некоторые   внебюджетные  фонды,  -  важнейшая  составная  часть  хозяйственного  механизма  развитых  стран.  Это тот рычаг,  с помощью которого  правительство оказывает огромное  воздействие на  весь  процесс производства  и распределения.  Бюджетная система выполняет при этом  три функции:

фискальную  -  через  изъятие  налогов  обеспечивает  необходимые  ресурсы  для  правительственной  деятельности,  то  есть  для  покрытия  расходов  на  военные,  экономические  и  социальные  программы,  а  также  на  существование  аппарата  управления;

экономического  регулирования  -  налоги  и  расходы  используются  как  рычаги  управления  хозяйственной  деятельностью  и  осуществления  определённых  целей  экономической  политики  (стабилизации  экономики,  стимулирования  её  роста,  структурных  сдвигов  и  т.  п.);

выравнивания  доходов  -  то  есть  перераспределения  доходов,  благодаря  прогрессивной  системе  налогообложения  и  системе  трансфертных  платежей,  мало  обеспеченным  и  безработным  гражданам,  инвалидам,  детям,  отсталым  регионам  и  т.  п.

Главная  особенность  стран  с  рыночной  экономикой  состоит  в    том,  что  с  помощью  бюджета  финансируются  по  преимуществу  только  те  общественные  потребности  или  сферы  народного  хозяйства,  где  частное  предпринимательство  и  рыночные  отношения  не  работают или работают  плохо,  а также те  сферы,  где требуется защита  интересов отдельных слоёв общества  или населения в целом.

Бюджетные  расходы  идут  на  такие  основные  статьи,  как:  содержание  вооружённых  сил  и  государственного  аппарата;  финансирование  социальной  инфраструктуры  (социальное  обеспечение,  здравоохранение,  просвещение,  наука и пр.);  финансирование  хозяйства;  выплата процентов по  государственному  долгу.

Соотношение  между  этими  глобальными  категориями  определяется  многими  факторами:  социальной  и  экономической  структурой  в  конкретной  стране,  долей  государственного  сектора,  историческими  и  политическими  традициями,  общей  стратегией  регулирования  экономики.

 

    1.  Значение сбалансированности бюджетов для развития национальной экономики и финансовой системы

 

Государственный бюджет, как и всякий баланс предполагает выравнивание доходов и расходов. Однако, как правило, при принятии бюджета планируемые поступления  и расходы не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный профицит (или излишек), превышение расходов над доходами – бюджетный дефицит (недостаток). Обычно бюджетный дефицит выражается в процентах к ВНП (ВВП).

Бесспорно, бюджетный  дефицит - нежелательное для государства  явление: его финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции, с помощью не эмиссионных средств росту государственного долга. Тем не менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с решением острых социальных проблем или с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов