Сбалансированность бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия государственный бюджет, раскрытие сущности дефицита и профицита бюджета и других наиболее важных категорий.
Задачи данной курсовой работы это:
- изучить структуру государственного бюджета;
- дать определение профицита и дефицита бюджета;
- раскрыть такое понятие, как мультипликатор сбалансированного бюджета;
- рассмотреть процесс балансирования бюджета и его особенностей в России;
- изучить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Содержание

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 5
2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 11
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 16
4. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита 21
5. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 38
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 521.00 Кб (Скачать)

     Структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они  обусловлены не только национальными  традициями, организацией образования и здравоохранения, но и главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

     Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение - государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено - бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

     Роль  государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в  первую очередь тем, что с помощью  государственною бюджета (расходной  части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% - валового внутреннего продукта, 10% - валового общественного продукта. Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

     В хозяйственной практике бюджет рассматривается  и используется государством как  важнейший инструмент финансового  регулирования.

     Бюджетное регулирование – процесс распределения  доходов и перераспределения  средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемых с учетом государственных минимальных социальных стандартов. Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разных уровней. В составе бюджетов может создаваться целевые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осуществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут передаваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей государство оказывает также через систему налогообложения, государственные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т.п.

     Бюджетное регулирование - одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества. Бюджетное регулирование достаточно развито в различных экономических системах. Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ресурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

     Сущность  государственного бюджета как экономической  категории реализуется через  его макроэкономические функции: аккумулирующую, распределительную, контрольную, функцию по обеспечению существования государства, информационную, функцию общественных предпочтений и регулирующую функцию.  

     2  Профицит и дефицит  бюджета. Мультипликатор  сбалансированного  бюджета

     В любом бюджете доходы и расходы  должны быть сбалансированы. Когда  расходы бюджета превышают его  доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.

     Расходы и доходы государственного бюджета  на всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная  ситуация, т.е. превышение доходов над  расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком.

     Профицит  бюджета - это превышение доходов федерального правительства над его общими расходами. Увеличение в доходах увеличивает бюджетный избыток и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный избыток и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный избыток, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

     Профицит  бюджета при допущении полной занятости - это такой избыток бюджета, который может образоваться в случае, если экономика находится в состоянии полной занятости. Это важное понятие и лучший метод управления фискальной политикой, чем метод предусматривающий простой учет бюджетного избытка и бюджетного дефицита при любом уровне экономической активности. Бюджетный профицит при допущении полной занятости предусматривает средства оценки политики, не зависящие от конкретного состояния цикла деловой активности. Применяя такой подход, вырабатывающие политику могут оценивать уровень избытка или дефицита, вызванного фискальной политикой в условиях полной занятости.

     Разница между фактическим бюджетным профицитом и бюджетным профицитом при полной занятости предоставляет собой налог. Разница указывает на присутствие экономического спада.

     Если  производство ниже уровня полной занятости, бюджетный избыток при полной занятости будет превышать фактический избыток (возможно также, что при объемах производства ниже уровня полной занятости будет иметь место дефицит бюджета).

     Дефицит бюджета - эта сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результаты этих изменений.

     Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.

     Принято также различать фактический, структурный  и циклический дефицит государственного бюджета.

     Фактический дефицит – это отрицательная  разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.

     Структурный дефицит - это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства) и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита.

     Изменение структурного и циклического дефицитов  находятся в зависимости от состояния  экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

     Основная  причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению  с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:

  • кризисные явления в экономике;
  • неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
  • чрезвычайные обстоятельства (войны,крупные стихийные бедствия)
  • милитаризация экономики в мирное время;
  • осуществление крупных централизованных вложений в развитие производства и изменение его структуры;
  • чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.

     В экономических системах с фиксированным  количеством денег в обращении  правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и усиление налогообложения. Для экономических систем с нефиксированным количеством денег есть и третий способ - это печатанье денег.

     Несомненно, бюджетный дефицит относится к так называемым «отрицательным» экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, однако они являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию.

     При дефиците бюджета должны быть указаны  источники финансирования дефицита.

     . Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис.1.

            G

 

                                                              E                   Профицит

                     Дефицит 

                                                                                                  Y

Рис. 1. Государственные расходы, налоговые поступления и дефицит 
государственного бюджета

     G – государственные расходы; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам Y=G

     Мультипликатор - сбалансированного бюджета -- воздействие  равных приростов (сокращений) правительственных  расходов, связанных с приобретением товаров и услуг, а также повышения (снижения) налогов на равновесный чистый национальный продукт (ЧНП), выражающееся в его увеличении (уменьшении) на величину этих равных приростов (сокращений).

     Многие  экономисты изучали вопрос, каков мог бы быть результат объединения эффектов увеличения налогов и увеличения государственных расходов. Первый и, как кажется, наиболее очевидный ответ состоит в том, что равный по величине прирост и государственных закупок и налогов не должен оказать какого-либо влияния на уровень доходов. Однако этот вывод является ошибочным.

     Предположим, что объем государственных закупок  увеличивается от нуля до 100 и на такую же величину возрастают налоги. Инвестиции равны 250, а показатель MPC составляет 0,75. Прирост правительственных расходов почти сразу вызывает увеличение совокупного спроса на 100 единиц. И одновременно прирост налогов сокращает величину располагаемого дохода на 100 единиц.

     Однако - и этот пункт является здесь  ключевым - сокращение располагаемого дохода на 100 единиц уменьшает совокупный спрос только на 75 (0,75 * 100), т.е. на величину равную произведению MRC и суммы сокращения располагаемого дохода.

     Таким образом, спрос на товары при первоначальном равновесном уровне доходов вырос  на 100 единиц (из-за увеличения государственных закупок) и одновременно снизился на 75 (из-за увеличения налогов).

     Итак, при исходном уровне доходов равном 1000, совокупный спрос показывает чистый прирост в 25 единиц.

     Следовательно, выпуск продукции увеличился. И этот прирост равновесного выпуска продукции равен величине мультипликатора 4, помноженной на сумму прироста спроса при исходном уровне выпуска продукции в 1000 единиц.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных расходов, сопровождаемый равными по величине приростом налогов - имеет своим результатом увеличение выпуска продукции.

     Причина того, почему объем выпуска продукции  увеличивается, состоит в том, что  прирост государственных расходов приводит к незамедлительному увеличению совокупного спроса на величину этого прироста, в то время как прирост налогов, как только что могли видеть в приведенном примере, сокращает уровень потребительского спроса на гораздо меньшую величину. Эти два эффекта взятые вместе, действительно приводят к увеличению совокупного спроса и, следовательно, являются причиной роста выпуска продукции. При неизменном данном уровне инвестицией результат действия мультипликатора сбалансированного бюджета будет еще более специфичен. Как и предполагалось в приведенном выше примере, величина мультипликатора сбалансированного бюджета в этом случае будет в точности равна 1. А это означает, что объем выпуска продукции будет увеличиваться ровно на величину прироста правительственных расходов. 

     3 Балансирование госбюджета и его особенности в России

     В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной частей бюджета  явление обычное. Связано это  с тем, что существует рынок капиталов, на котором бюджет может выступить  в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов функционирует по своим внутренним законам, один из которых - прибыльное размещение средств инвесторами и кредиторами. Таким образом, становясь участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов