Сбалансированность бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия государственный бюджет, раскрытие сущности дефицита и профицита бюджета и других наиболее важных категорий.
Задачи данной курсовой работы это:
- изучить структуру государственного бюджета;
- дать определение профицита и дефицита бюджета;
- раскрыть такое понятие, как мультипликатор сбалансированного бюджета;
- рассмотреть процесс балансирования бюджета и его особенностей в России;
- изучить основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.

Содержание

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции 5
2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 11
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России 16
4. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита 21
5. Основные характеристики федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов 38
Заключение 44
Список использованной литературы 45

Работа содержит 1 файл

Финансы курсовая.doc

— 521.00 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации

     Федеральное агентство по образованию ГОУ  ВПО

     Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине «Финансы»

     на  тему:

     Сбалансированность  бюджетов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Уфа-2009

 

Содержание 

В в е д е н и е                                                     3

1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции                                                                     5

2.Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета 11                                                                                                       

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России                        16

4. Баланс федерального бюджета и источники финансирования дефицита            21

5. Основные характеристики федерального бюджета  на 2010  год и на плановый период 2011 и 2012 годов                                                                                             38

Заключение                      44

Список использованной литературы                                              45

 

      Введение 

     Государственный бюджет неотъемлемый атрибут любого государства. Без него государство не смогло бы существовать.

     Целью курсовой работы является изучение понятия государственный бюджет, раскрытие сущности дефицита и профицита бюджета и других наиболее важных категорий.

     Задачи  данной курсовой работы это:

     - изучить структуру государственного  бюджета;

     - дать определение профицита и дефицита бюджета;

     - раскрыть такое понятие, как  мультипликатор сбалансированного  бюджета;

     - рассмотреть процесс балансирования  бюджета и его особенностей в России;

     - изучить основные характеристики федерального бюджета  на 2010  год и на плановый период 2011 и 2012 годов.                                                                                            

     Именно  с помощью бюджета государство  имеет возможность сосредоточивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из финансовых звеньев не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных хозяйственных субъектов, показывает, соответствует ли размер ресурсов государства объему его потребностей.

     Возможны  два подхода к разработке государственного бюджета. Первый подход «от доходов» состоит в том, что с учетом исследований определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из этих доходов планируют расходы. Второй подход «от расходов» состоит в том, что определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечить доходы, часто посредством введения новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду и др. Это в свою очередь может приводить к ухудшению социально-экономической обстановки.

       Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

 

      1 Государственный  бюджет, его структура и основные макроэкономические функции

     Центральное место в системе государственных  финансов принадлежит государственному бюджету, представляющему централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

     Бюджет  является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия  на хозяйственную конъюнктуру, осуществления  мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т.д.

     Бюджет  как главный финансовый план страны закрепляет юридические права и  обязанности участников бюджетных  отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Бюджет - это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охватывают практически все сферы экономического и социального развития страны.

     Бюджет современного государства - сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношении социально-экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму по вопросам налогообложения, доходов и заработной платы, по поводу расходов на социальные цели.

     С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных  дотаций, трансфертов; бюджет как экономический  документ отражает политическую и социальную динамику общества. Местные бюджеты - бюджеты штатов, земель, субъектов Федерации. Под влиянием усложнения производства, роста НТП в развитых рыночных странах развивается тенденция повышения и усиления влияния местных органов власти. Растут масштабы и объемы регионального хозяйства, расширяются и усложняются межтерриториальные связи и функции местных властей. Все это усиливает значение, авторитет и удельный вес местных бюджетов. На их долю в федеративных государствах приходится от 40 до 50% всех бюджетных ресурсов, тогда как в унитарных государствах не более 30%.

     Бюджет  центрального правительства и местные  бюджеты тесно взаимосвязаны  как по источникам поступления денежных средств, так и по их расходованию. В главном они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества на принципе компромисса интересов основных групп как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д.

     Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем  перераспределения налогов, бюджетных  дотаций, распределения государственных  заказов и т.д. В этой борьбе складываются распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

     Таким образом, государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального (федерального) правительства, но и  совокупность бюджетов всех уровней  государственных и административно-территориальных властей (штатов, губерний, субъектов Федерации, земель и т.д.).

     К бюджету относятся также различные  внебюджетные фонды или денежные средства, имеющие целевое назначение. По своему количественному составу  они не всегда включаются в состав бюджета. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные фонды, внебюджетные и другие, которые создаются за счет специальных налогов, займов и субсидий из бюджета. Число их постоянно увеличивается по мере усложнения экономических и социальных связей. Так, в рамках федерального бюджета США насчитывается более 800 подобных фондов. В переходной экономике России численность их невелика, но роль значительна. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии северных регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и республиках.

     Большинство государственных фондов формируется  для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д.

     Внебюджетные  фонды расширяют возможность  государственного регулирования и  вмешательства в экономику, минуя  бюджет и парламентский контроль.

     Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

     В любом государственном образовании  выделяется внутренняя структура бюджета  по доходам и расходам. Изобразим  это в таблице 1. 

     Таблица 1. Структура бюджета

     Доходы      Расходы
       Налог с физических лиц (подоходный)        Социальные расходы
       Налог на прибыль    предприятий        Военные расходы
       Налог с оборота (НДС)        Расходы на фундаментальную науку  и научные исследования 
       Акцизы        Расходы на финансирование экономики:

     А) предоставление субсидий, дотаций, займов;

     Б) гос. инвестиции

     В) федеральные программы

       Таможенные пошлины        Содержание гос. аппарата
      Прочее        Обслуживание гос. долга.
 

     Под доходами бюджета понимается часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

     Основными методами перераспределения национального  дохода в пользу государства являются налогообложение, государственные займы, денежная эмиссия.

     Государственным долгом называется вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Под обслуживанием государственного долга понимаются операции по размещению и погашению долговых обязательств и выплате по ним процентов. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным займам называется рефинансированием государственного долга.

     Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций.

Информация о работе Сбалансированность бюджетов