Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда ОГАУ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

     Таблица 4- Распределение численности занятых  в экономике по возрастным группам, %

  Всего В том  числе в возрасте, лет Средний возраст, лет
До 20 20-24 25-29 30-49 50-54 55-59 60-72
Занято  в экономике, всего                  
2008г. 100 2,6 10,8 13,2 54,8 10,7 5,4 2,5 38,5
2009г. 100 2,7 11,0 12,0 53,0 11,3 6,2 3,8 39,2
2010г. 100 2,7 11,3 13,0 51,5 12,0 6,2 3,3 39,0
Мужчины                  
2008г. 100 3,0 11,7 13,9 53,0 10,0 6,0 2,4 38,0
2009г. 100 3,7 11,9 12,6 51,1 9,9 6,6 4,2 38,6
2010г. 100 2,9 12,8 13,9 50,1 10,7 6,4 3,3 38,2
женщины                  
2008г. 100 2,1 9,9 12,5 56,7 11,5 4,8 2,5 39,0
2009г. 100 1,7 10,0 11,4 55,1 12,7 5,7 3,4 39,8
2010г. 100 1,8 10,6 11,5 55,2 12,5 5,7 3,3 39,7
 

      Средний возраст занятых в экономике  составил примерно 39 лет с  2008 по 2010гг. Экономически активное население за четыре года абсолютно уменьшилось на 2525 тыс. чел., а доля занятых за этот же период сократилась на 3,6 пункта, в том числе: мужчин – на 3,7 пункта, женщин – на 3,3 пункта. Количество безработных возросло с 3594 тыс. чел. в 2008 г. до 6040 тыс. чел. в 2010 г., в том числе безработных мужчин за этот период увеличилось на 1454 тыс. чел., безработных женщин – на 989 тыс. чел. За рассматриваемый период изменилась отраслевая структура занятого населения. В 2010 г. по сравнению с 2008 г. заметно сократился удельный вес занятых в промышленности, строительстве, науке и возрос удельный вес занятых в сельском хозяйстве, торговле, транспорте и связи, в ЖКХ, здравоохранении, в кредитовании, т.е. в основном (за исключением сельского хозяйства) в непроизводственной сфере.

     Такое положение нельзя назвать негативным, кроме снижения доли занятых в  науке, так как в России длительные годы существовала структура занятости населения по отраслям экономики, деформированная в сторону гипертрофированной доли промышленности и отставания сферы обслуживания, то есть всей инфраструктуры, обеспечивающей современные процессы функционирования и развития общества.

     Снижение  удельного веса промышленности в  структуре занятости населения должно сопровождаться ростом экономической эффективности промышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, научной организации труда и производства, чего на самом деле в промышленности не происходит. Эти требования в равной степени относятся и к строительству и к другим отраслям экономики.

     В таблице 5 проанализирована динамика структуры безработных по уровню образования.

     Таблица 5 - Динамика структуры безработных по уровню образования в Оренбургской области, %

Уровень образования 2008г. 2009г. 2010г. 2010г. к 2008г.
Высшее  профессиональное 8,0 10,5 10,3 _2,3
Неполное  высшее образование 2,5 1,5 5,3 +2,8
Среднее профессиональное 20,8 21,5 23,0 +2,2
Среднее (полное) общее 30,0 17,6 18,8 -11,2
Основное  общее 15,0 16,2 11,3 -3,7
Начальное общее, не имеют начального общего обучения 21,7 32,3 30,5 +8,8
Всего в экономике 100 100 100 -
 

     В ближайшие годы возрастет доля населения трудоспособного возраста вследствие вхождения в него сравнительно многочисленного поколения молодежи, родившейся в 80-е годы, и выбытия из него многочисленного поколения, родившегося в годы войны.

     Указанный прогноз разработан в двух вариантах: 1) среднем и 2) пессимистическом. По обоим вариантам, общая численность населения России до 2022 г. будет снижаться. По первому варианту численность населения с 2009 г. по 2022 г. уменьшится почти на 10 млн. чел., по второму – на 16,5 млн. чел. и составит 131,5 млн. чел. Прогнозируется также снижение средней продолжительности жизни населения России до уровня, значительно уступающего средней продолжительности жизни в большинстве развитых стран мира.

     В таблице 6 проанализировано распределение численности безработных по возрастным группам.

     Таблица 6 - Распределение численности безработных по возрастным группам

  2008г. 2009г. 2010г. 2010г. к 2008г.
Безработные - всего 100 100 100 -
В том числе в возрасте, лет:        
До 20 13,7 11,7 6,6 -7,1
20-24 24,4 23,6 21,0 -3,4
25-29 9,2 18,1 13,6 +4,4
30-34 7,4 9,4 13,5 +6,1
35-39 6,3 7,0 10,7 +4,4
40-44 14,6 6,9 11,4 -3,2
45-49 11,1 13,6 15,8 +4,7
50-54 6,8 4,4 5,6 -1,2
55-59 4,1 3,7 1,8 -2,3
60-72 2,4 1,6 - -2,4

     Становление рыночных отношений приводит к естественному перемещению занятости из производственной сферы в сферу обслуживания. Однако, чтобы уровень производства обеспечивал потребность экономики и населения, необходима высокая производительность труда, а этим отечественная промышленность похвастаться не может. Снижение удельного веса промышленности в структуре занятости населения должно сопровождаться ростом экономической эффективности промышленного производства на основе достижений научно-технического прогресса, научной организации труда и производства, чего на самом деле в промышленности не происходит. Эти требования в равной степени относятся и к строительству и к другим отраслям экономики.

     В таблице 7 проанализируем распределение численности безработных по обстоятельствам незанятости.

     Таблица 7 - Распределение численности безработных по обстоятельствам незанятости

  2008г. 2009г. 2010г. 2010г. к 2008г.
Безработные - всего 100 100 100 -
В том числе:        
Ранее имели работу 68,9 76,1 79,7 +10,8
Из  них оставили прежнее место работы в связи:        
С высвобождением по причине сокращения штатов, ликвидации организации, собственного дела 20,0 21,0 29,2 +9,2
С увольнением по собственному желанию 22,3 24,0 23,7 +1,4
Ранее не имели работы 31,1 23,9 20,3 -10,8
 

     Среди региональных проблем необходимо отметить особенно низкую рождаемость в европейской части России, а также деформированную в сторону увеличения доли населения старших возрастов половозрастную структуру населения Нечерноземной зоны и абсолютное преобладание в этой структуре женщин в возрастных группах старше 55 лет.

      2.3 Проблема регулирования  российского рынка  труда

     Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

     Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

     Гарантии  государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах.

       Первая - гарантия стабильного источника  дохода на определенное законом  и социально-экономической  необходимостью время.

     Вторая - гарантия свободы выбора способа  своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития