Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда ОГАУ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)
 

     Как видно из таблицы 1, численность постоянного населения уменьшается. В 2008 г. на 01.01. г. она составила 2137,8 тыс. чел., а в 2010 г. она составила 2119,0 тыс. чел. То есть за анализируемый период численность населения уменьшилась на 18,8 тыс. чел. Это связано с высоким показателем смертности, а так же из-за механического убытия населения.

     Среднесписочная численность работающих на крупных  и средних предприятиях увеличилась. Особенно низкой она была в 2008 г. по сравнению с 2010 г. – на 27,4 тыс. чел. (1020,3 – 1047,7 тыс. чел.). Это изменение произошло в связи со стабилизацией экономики в стране и в частности в Оренбургской области.

     Так, в 2008 г. среднесписочная численность работающих на крупных и средних предприятиях составила 1020,3,2 тыс. чел. в 2009 г., 1044,2 тыс. чел., в 2010 г. – 179,4 тыс. чел. Численность работающих в 2010 г. по отношению к 2008 г. составила 95,4 %, то есть численность работающих уменьшилась на 8,7 тыс. чел. Достаточно стабильно растет число предприятий и организаций области. Так в 2010 г. по сравнению с 2008 г. число предприятий выросло с 11664 в 2010 г. до 14539 в 2010 г., то есть на 2875 предприятий. Инвестиции в основной капитал за анализируемый период возросли. Так в 2008 г. они составили 3906,9 млн. руб., а в 2010 г. – 7948,6 млн. руб. Нельзя не отметить, что среднемесячная начисленная зарплата работающих на крупных и средних предприятий за анализируемый период возросла почти в два раза, в абсолютном выражении на 2210,10 тыс. руб.

     Так в 2010 г. среднемесячная начисленная заработная плата составила 9619,6 тыс. руб., тогда как в 2008 г. – 6163,5 тыс. руб. Увеличение заработной платы произошло из-за увеличения объема продукции и объема розничного 
торгового оборота. Прирост объема розничного торгового оборота произошел на 140,5 %, в абсолютной величине c 13779,4 млн. руб. в 2008 г. до 19355,7 млн. руб. в 2009 г.

     Промышленность  города не только удержала свои позиции  в области, но и вышла на рынки  других регионов. ПО «Стрела» начало поставки своей продукции в США, Японию, Австралию, ОАО «Стройматериалы» - наладил связи с Казахстаном, ОАО завод «Инвертор» - с Башкортостаном и другими территориями, что положительно сказалось на ситуации рынка рабочей силы. В то же время, основным источником финансирования средств модернизацию и перевооружение производства остаются собственные средства предприятий, которые составляют 60% в общем объеме инвестиций.

     Малое предпринимательство стало структурным  элементом региональной экономики, с отличительными законами развития, большой восприимчивостью к изменениям на рынке товаров и услуг и  значительным инновационным потенциалом. В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не менялась. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговли) остается более привлекательной, чем производственная.

     В анализируемый период малый бизнес в Оренбургской области занимал значительное место в социально-экономической жизни общества. Это объясняется тем, что около 20% жителей города заняты в сфере малого и среднего бизнеса. Больше трети из них имеют статус индивидуального предпринимателя. Малый бизнес составляет 10% налоговых поступлений в бюджет и 30% розничного товарооборота. Благодаря малым предприятиям создаются новые рабочие места для оставшихся без работы и условно безработных, находящихся в административных отпусках.

     Таким образом, несмотря на незначительные изменения объемов промышленного производства в исследуемый период, в социально-экономической ситуации  Оренбургской области можно выделить ряд проблем: в первую очередь это финансовая устойчивость предприятий — более 42% из них - убыточные и лишь 30% являются прибыльными; небольшая отдача от малого бизнеса (в бюджет поступает лишь 10% налогов); низкие доходы населения, не стимулирующие покупательский спрос, и снижение реальных доходов граждан, и как следствие, дальнейшее социальное расслоение населения; сохранение задолженности по заработной плате и т.д. Под влиянием перечисленных экономических изменений и развивается ситуация на городском рынке труда.

     Рынок труда в Оренбургской области находится пока еще в начальной стадии своего становления и не может быть отнесен в настоящее время к разряду гибких, а тем более цивилизованных и регулируемых рынков. То есть для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и  развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда (равно и других рынков), что же касается бирж труды (равно и служб занятости), то они занимаются в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест, регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п. При этом важно отметить, что информация, получаемая данными службами, не всегда полная и всесторонняя, ибо поступает она в эти организации главным образом со стороны государственных предприятий, коммерческие структуры пытаются, как правило, решать вопросы набора рабочей силы, особенно исполнителей интеллектуального труда, посредством своих внутренних каналов. Развитие ситуации на рынке труда показывает, что центры  занятости  и  биржи  труда  должны  заниматься  не только перечисленными выше проблемами, но также и выработкой стратегии и тактики в области занятости, прогнозирования занятости в ее профессионально-квалификационном срезе, регулирование процессов подготовки и переподготовки работников и т.д.

     Формирование  организованного рынка труда  должно опираться на следующие принципы:

     - во-первых, наличие условий для  добровольного выбора между занятостью  и незанятостью в общественном  производстве, свободного выбора  профессии, вида деятельности (кроме тех, что могут нанести ущерб здоровью и безопасности других граждан) с учетом, как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;

     - во-вторых, свобода найма и увольнения всеми работодателями (в лице государственных предприятий и учреждений частных предприятий и т.д.) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов граждан и плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты. Иными словами - свобода спроса на рабочую силу.

     - в-третьих, свободное движение  заработной платы и других  законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума.  Регулирование  доходов  должно  происходить  только  через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале;

     - в-четвертых, свободное перемещение  рабочей силы в пределах государства и за его пределами, для чего необходимо создать цивилизованный рынок жилья, отменить так называемую «прописку».

     Местное сообщество может в значительной степени облегчить функционирование рынка труда, оказывая помощь в подборе работников на рабочие места, разрабатывая политику, направленную на уменьшение безработицы, информационно отслеживая изменения занятости и т. д.

     В таблице 2 проведён анализ спроса и предложения рабочей силы на рынке труда Оренбургской области в 2008—2010гг.

      Таблица 2 - Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Оренбургской области в 2008 – 2010 гг.

 
 
Показатели
 
2008 г.
 
2009 г.
 
2010 г.
Изменения в 2010 г. к 2008 г.

(+, -)

Заявленная  предприятиями потребность в рабочей силе, тыс.чел. 6204 5116 8256 +2052
Численность занятых в экономике, тыс.чел. 1020,3 1044,2 1047,7 102,7
Число безработных, тыс.чел. 8605 10960 8644 +39
Число предложений на одну вакансию 1,38 2,14 1,04 -
 

     Число безработных, состоящих на учете  в ГОСЗН, колебалось по годам, но особенно низким оно было в 2008 г., по сравнению с 2009 г. – последнее было не меньше 272 чел. (1498 - 1226).

     В 2010 г. число безработных, состоящих на учете в ГОСЗН, составило 1244 чел. Число безработных, состоящих на учете которым было назначено пособие по безработице колебалось по годам, но особенно низким оно было в 2010 г. – 976 чел., по сравнению с 2009 г. оно было ниже на 256 чел., а в 2008 г. оно составило 1056 чел.

     В ОГСЗН в 2010 г. было подано 48667 заявок о вакансиях, что значительно больше, чем в 2009 г. и 2008 г. так в 2008 г. была заявлена потребность в 5392 чел., а в 2009 г. – 5400 чел. Это произошло за счет роста числа предприятий и организаций в г. Оренбурге, появляются новые рабочие места для безработных граждан. Число безработных на одну вакансию в 2010 г. составило 0,029 чел., что на 0,206 чел. меньше, чем в 2008 г. и на 0,29 меньше, чем в 2009 г. Получается, что предложение больше спроса, но этот показатель не является точным, так как не известно общее число безработных. 

     В ОГСЗН обратились в 2010 г. 19320 чел., трудоустроены были 91,3 % обратившихся. Численность обратившихся возросла по годам. В 2010 г. она была больше на 4580 чел. по сравнению с 2008 г.

     В приложении 5 проанализированы состав и структура вакансий по отраслям экономики.

     Анализируя  приложение 5, отметим, что в структуре вакансий по отраслям экономики лидирует здравоохранение, социальное обеспечение, культура и наука. Доля занятых в этих отраслях составила в 2010 г. – 14915 чел., то есть 30,6 % от всех занятых по отраслям, что на 17,7 % больше чем в 2008 г. На втором месте стоит промышленность и ее доля составила в 2010 г. – 7650 чел., то есть 15,7 % от всех занятых по отраслям, что на 6779 чел. больше, чем в 2008 г.

     Третье  место по числу вакансий занимают торговля и общепит. Их доля в 2010 г. составила 6206 чел., то есть 12,8 %, что на 5733 чел. больше чем в 2008 г. Далее идет строительство, его доля в 2010 г. составила 4869 чел., то есть 10 % от общего числа, что на 4125 чел. больше, чем в 2008 г. Доля занятых в ЖКХ в 2010 г. составила 4200 чел., то есть 8,6 %, что на 3620 чел. больше чем в 2008 г.

     Число занятых в транспорте и связи составила в 2010 г. 3841 чел., то есть 7,9 %, что на 3176 чел. больше, чем в 2008 г. Наименьшее число вакансий в сельском хозяйстве. Их доля в 2010 г. составила 1,5 %. В кредитовании, финансах и страховании в 2010 г. число занятых составило 412 чел. Отрасль управления стоит на последнем месте по составу вакансий, ее доля составила 263 чел., то есть 0,5 %.

      В таблице проанализируем динамику трудоустройства в 2008-2010гг.

      Таблица 3 – Трудоустройство  в 2008 – 2010 гг.

Категория

населения

Обратились  в службу

занятости, чел.

Трудоустроено в % к числу обратившихся
2008 г. 2009 г. 2010 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Число граждан, всего из них:

- учащиеся, желающие работать

67146 
 

25384

60864 
 

17039

52898 
 

12365

80,3 
 

100,0

73,2 
 

100,0

75,8 
 

100,0

-не  занятые трудовой деятельностью 41723 43702 40349 68,4 62,9 68,7
-пенсионеры 3217 3113 3226 57,5 46,0 49,0
 

     Число учащихся, желающих работать так же возрастало по годам и составило 12365 чел. в 2010 г., что на 13685 чел. меньше чем в 2008 г. Трудоустройство этой категории граждан составило 100 %. Категория населения не занятого трудовой деятельностью, обратившихся в ОГСЗН так же возрастала по годам и составила 40349 чел. в 2010 г., что на 1374 чел. меньше, чем в 2008 г. Их трудоустройство составило 68,7 % в 2010 г., от числа обратившихся, что на 15,1 % больше, чем в 2008 г.

     2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики  

     В таблице 4 проанализируем распределение  численности занятых в экономике по возрастным группам.

Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития