Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы
и особенности формирования
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема
регулирования российского
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы ……………………………………………… 31
Приложения …………………………………………………………………………. 33
Введение
Одной из коренных социально-экономических проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости и безработицы.
Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей, не давая им реализовать свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности, в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее не зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны, следовательно, тема данной работы является актуальной.
Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.
Вследствие многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.
Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран. Все вышесказанное и определяет актуальность темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
Объектом изучения является рынок труда г. Оренбурга.
Предметом – динамика занятости и безработицы на рынках труда России и г. Оренбурга.
Работа основана на трудах отечественных экономистов по вопросам занятости и безработицы, материалы периодической печати. Также были использованы законодательные и нормативные акты, материалы практики.
При
подготовке работы были использованы
следующие методы: нормативный метод;
статистический метод; экономико-математический
метод; метод экстраполяции;
метод парных сравнений.
Глава 1. Рынок труда и его компоненты
Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:
Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.
Рынок
труда – это место пересечения
различных экономических и
С
позиции предприятий рынок
Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда [15, c. 26].
Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:
где: СР – совокупный рынок труда;
ТР – текущий рынок труда.
Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механического движения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:
Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установить его основные элементы:
Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники [16, с. 39].
В отечественной литературе по экономике и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны.
В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.
Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).
Под трудовыми ресурсами понимают часть населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.
Возрастные
границы и социально-
Так,
в первой пятилетке (1929-1932гг.) нижняя
граница трудоспособного
Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:
- лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);
- лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;
- лица старше трудоспособного, т.е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.
Во-вторых,
в зависимости от способности
к труду различают
Исходя из сказанного, к трудовым ресурсам относятся [15, c. 271]:
1)
население в трудоспособном
2) работающие лица пенсионного возраста;
3)
работающие подростки в
Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:
во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;
в-четвёртых, программы по социальному страхованию безработицы т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.
В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работ).
Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития