Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5
Понятие и классификация рынка труда ……………………………………….. 5
Основные институты рынка труда …………………………………………….. 9
Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15
2.1 Факторы и особенности формирования российского рынка труда …………..15
2.2 Развитие рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22
2.3 Проблема регулирования российского рынка труда …………………………. 26
Заключение ………………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы …………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок труда ОГАУ.doc

— 412.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  ………………………………………………………………………………3

Глава 1. Рынок труда и его компоненты …………………………………………….5

    1. Понятие и классификация рынка труда ………………………………………..  5
    2. Основные институты рынка труда ……………………………………………..  9

Глава 2. Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития …….15

2.1 Факторы  и особенности формирования российского  рынка труда …………..15

2.2 Развитие  рынка труда – неотъемлемый элемент государственной политики .22

2.3 Проблема  регулирования российского рынка  труда …………………………. 26

Заключение  ………………………………………………………………………….. 29

Список  использованной литературы ……………………………………………… 31

Приложения …………………………………………………………………………. 33

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Одной из коренных социально-экономических  проблем современного этапа развития российского общества является проблема занятости и безработицы.

     Немалый урон безработица наносит жизненным интересам людей,  не давая им реализовать  свои созидательные потенциалы, приложить свое умение в том роде деятельности,  в котором человек может наибольшим образом проявить себя и, что самое главное,  резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя  социальную напряженность в обществе.

     Занятость населения составляет необходимое  условие для его воспроизводства, так как от нее не зависит уровень жизни людей, издержки общества на подбор, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны, следовательно, тема данной работы является актуальной.

     Проблема занятости и безработицы нуждается в глубоком научном исследовании, всестороннем  теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть  использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня. 

     Вследствие  многообразия внутренних регуляторов, а также в силу социальной важности эффективного функционирования рынка рабочей силы он нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ. Надо сказать, что кое-что в этой области уже сделано. Принят закон о занятости, создаются биржи труда (службы содействия найму), началась регистрация безработных.

     Здесь разумно обратиться к апробированному опыту многих развитых стран. Все вышесказанное и определяет актуальность темы курсовой работы.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие особенностей формирования рынка труда в экономике РФ.

     Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

  • раскрытие теоретических основ государственного управления сферы труда и занятости на современном этапе;
  • рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
  • оценка уровня занятости и безработицы в г. Оренбурге;
  • изучение Российского и Оренбургского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.

     Объектом изучения является рынок труда г. Оренбурга.

     Предметом – динамика занятости и безработицы на рынках труда России и г. Оренбурга.

     Работа  основана на  трудах отечественных  экономистов по вопросам занятости и безработицы, материалы периодической печати. Также были использованы законодательные и нормативные акты, материалы практики.

     При подготовке работы были использованы следующие методы: нормативный метод; статистический метод; экономико-математический метод; метод экстраполяции; метод парных сравнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Рынок труда и его компоненты

      1.1 Понятие и классификация рынка труда

 

     Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

     В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

      Рынок труда – это совокупность экономических  отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

      Рынок труда – это место пересечения  различных экономических и социальных и интересов и функций.

      С позиции предприятий рынок труда  – это сфера взаимоотношений  его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

     Главными  составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда [15, c. 26].

     Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечения совокупного спроса и совокупного предложения, носит название удовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуют текущему рынку:

                                  ТР = СР-УС,                                                        (1) 

     где: СР – совокупный рынок труда;

     ТР  – текущий рынок труда.

     Текущий рынок труда образуется за счет естественного  и механического движения рабочей  силы и рабочих мест. Он состоит  из отдельных элементов:

    • открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
    • скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.

     Исходя  из определения и характеристики рынка труда, можно установить его  основные элементы:

    • субъекты рынка труда;
    • правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
    • конъюнктура рынка;
    • службы занятости населения;
    • инфраструктура рынка труда;
    • система социальной защиты населения и др.

     Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемные работники [16, с. 39].

       В отечественной литературе по экономике  и статистике труда широко распространен термин «трудовые ресурсы», который возник в первые годы советской власти и использовался для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны.

       В условиях, когда наряду с правом на труд была законодательно закреплена обязанность каждого трудоспособного гражданина трудиться (или учиться с отрывом от производства), когда люди, длительное время не работающие без уважительных причин (таких, например, как инвалидность первой и второй групп) считались ведущими «паразитический образ жизни» и преследовались по закону, строгий статистический учет трудоспособного населения, т.е. трудовых ресурсов (наряду с ресурсами природными и финансовыми) был основой централизованного планирования административно-командной экономики.

       Понятие «трудовые ресурсы» можно встретить и в настоящее время, хотя, как об этом будет сказано ниже, требования рыночной экономики делают необходимым переход нашей статистики к принятому в международной практике иному учету рабочей силы, рекомендованному Международной организацией труда (МОТ).

       Под трудовыми ресурсами понимают часть  населения, обладающую физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

       Возрастные  границы и социально-демографический  состав трудовых ресурсов определяются системой законодательных актов. Они (границы и состав) менялись в разные периоды истории нашей страны.

       Так, в первой пятилетке (1929-1932гг.) нижняя граница трудоспособного возраста была установлена в 14 лет. К. концу  второй пятилетки (1935- 1937 гг.) эта граница была повышена до 16 лет. В годы Великой Отечественной войны она вновь опустилась до 14 лет. В настоящее время граница трудоспособного возраста - 16 лет.

       Для уяснения понятия «трудовые ресурсы» необходимо знать, что, во-первых, в  зависимости от возраста все население может быть разделено на три группы:

       - лица моложе трудоспособного возраста (в данное время - от рождения до 15 лет включительно);

       - лица в трудоспособном (рабочем)  возрасте: в России женщины от 16 да 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно;

       - лица старше трудоспособного,  т.е. пенсионного возраста, по  достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины с 55, а мужчины с 60 лет.

       Во-вторых, в зависимости от способности  к труду различают трудоспособных и нетрудоспособных. Иначе говоря, люди могут быть нетрудоспособны в трудоспособном возрасте (например, инвалиды I и II групп допенсионного возраста) и трудоспособны в нетрудоспособном возрасте (например, работающие подростки и работающие пенсионеры по старости).

       Исходя  из сказанного, к трудовым ресурсам относятся [15, c. 271]:

       1) население в трудоспособном возрасте  за исключением инвалидов войны  и труда I и II групп и неработающих  лиц, получающих пенсии на льготных  условиях;

       2) работающие лица пенсионного  возраста;

       3) работающие подростки в возрасте  до 16 лет. По российскому законодательству подростки до 16 лет принимаются на работу по достижении ими 15-летнего возраста в исключительных случаях. Допускается также, в целях подготовки молодежи к труду, прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений по достижении ими 14-летнего возраста с согласия одного из родителей или заменяющего его лица при условии предоставления им легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не мешающего процессу обучения.

     Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда:

     во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

     во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

     в-третьих, программы содействия найму рабочей  силы;

     в-четвёртых, программы по социальному страхованию  безработицы т.е. правительство выделяет средства на пособия безработным.

     В рамках этих программ в США, например, в послевоенный период были созданы сотни тысяч рабочих мест в государственном секторе (в сфере общественных услуг – образование, медицинское обслуживание, коммунальное хозяйство, а также в строительстве общественных зданий и сооружений и ремонтно-восстановительных работ).

Информация о работе Рынок труда РФ на современном этапе экономического развития