Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, курсовая работа
Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.
Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
Рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также тенденций его развития.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг, включая вопросы их ценообразования и доходности. Вторая глава посвящена рынку ценных бумаг в Российской Федерации. В ней рассмотрены виды российских ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения, процесс формирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, а также перспективы его развития.
Данная работа выполнена на основе учебной литературы, законодательных актов (Федеральных Законов, Постановлений Правительства, Положений и Писем Центрального Банка, Приказов Министерства финансов), а также периодической литературы, отчетов ММВБ и т.д.
Введение. PAGEREF _Toc211404169 h 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404170 h 4
1.1. Государственные ценные бумаги, их виды и функции. PAGEREF _Toc211404171 h 4
1.2. Особенности ценообразования государственных ценных бумаг PAGEREF _Toc211404172 h 5
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404173 h 6
2. Особенности рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации, состояние и перспективы.. PAGEREF _Toc211404174 h 10
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения. PAGEREF _Toc211404175 h 10
2.2. Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404176 h 15
2.3. Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России и перспективы его развития. PAGEREF _Toc211404177 h 22
Заключение. PAGEREF _Toc211404178 h 25
Список использованных источников. PAGEREF _Toc211404179 h 26
Приложение A.. PAGEREF _Toc211404180 h 28
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумаг направлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностей и сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение к международным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепции создания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумаг продолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают на благо всего российского финансового рынка.
В связи с тем что на рынке госбумаг преобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуют ориентиры в определении стоимости "коротких" денег; у дилеров и инвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлению своими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решения данной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования[17] — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций — используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярности программ стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерству финансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросом краткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочных заимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление нового короткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающееся повышением активности участников рынка, означает формирование индикатора стоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственных ценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитную политику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования
Предложения по
началу работы по программам стрипования ММВБ
были подготовлены и направлены в Министерство
финансов и Банк России. Нужно учесть,
что проект этот долгосрочный, а для его
реализации необходима разработка детальной
нормативной базы по аналогии с опытом
большинства зарубежных стран, где процессы стрипования
В рамках совершенствования механизма проведения расчетов можно говорить о перспективе введения расчетов в реальном времени по крупным сделкам, заключаемым на рынке госбумаг. Необходимо отметить, что аналогичный режим был введен на фондовом рынке Фондовой биржи ММВБ с 17 марта 2008 г.
Важным направлением
в развитии расчетной инфраструктуры
рынка госбумаг является создание филиальной
сети расчетной палаты ММВБ. В рамках
программы создания филиальной сети
РП ММВБ в 2007 году приступили к проведению
операций филиалы в Ростове-на-Дону
и Владивостоке, в 2008 году приступил
к проведению операций филиал в Нижнем
Новгороде. Большие планы по совершенствованию
системы расчетов по сделкам на рынке
госбумаг у ММВБ связаны и с
внедряемой Банком России новой системой
расчетов БЭСП. Создание филиальной сети
РП ММВБ и использование БЭСП создают
предпосылки к кардинальному
изменению механизма
Заключение
Рынок государственных ценных бумаг является одной из важных составляющих национальной финансовой системы ввиду выполнения государственными ценными бумагами значимых функций, таких как покрытие постоянного дефицита государственного бюджета и обслуживание систематической задолженности государства. Государственные ценные бумаги предоставляют возможность привлечения ресурсов для осуществления крупных проектов, для покрытия целевых расходов Правительства, а также в целях привлечения средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам.
Одним из основных критериев развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность. Базой для определения доходности государственных облигаций служит их цена. Определение доходности государственных ценных бумаг с помощью различных методов, приведенных в параграфе 1.3, позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и определить возможность наиболее выгодного вложения денежных средств.
Многообразие государственных ценных бумаг предоставляет возможность выбора наиболее подходящего варианта для приобретателя ценных бумаг по критериям доходности, ликвидности и срокам обращения, а также способствует рациональному распределению привлекаемых денежных средств для нужд государства.
Рынок государственных ценных бумаг в переходный период российской экономики прошел различные этапы, на протяжении которых наблюдались как положительные, так и отрицательные его особенности, обусловленные спецификой макроэкономического развития, постановкой и решением стратегических задач и текущим управлением рынком федеральных облигаций. К возникновению кризиса 1998 года привел комплекс стратегических и тактических ошибок денежных властей, отчасти спровоцированных макроэкономическим развитием России и состоянием государственного бюджета. В основе кризиса лежали такие факторы, как обеспечение неоправданно высокой доходности государственных ценныхбумаг, расширение рынка внутреннего долга без учета располагаемой ресурсной базы, стремление увеличить срок долга без учета структуры привлеченных средств и т.д.
За последние годы основной функцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансового рынка инструментарием для управления ликвидностью Развитие рынка ценных бумаг в последние годы характеризовалось стабильностью до августа 2008, который стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государственных облигаций. В связи с общей тяжелой экономической ситуацией дальнейшее развитие рынка государственных ценных бумаг носит неоднозначный характер. Однако, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ за сентябрь 2008 показывает стабилизацию ситуации на рынке государственных ценных бумаг.
В настоящее
время разрабатываются
Список использованных источников
Законодательные акты:
1. Федеральный закон N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года
2. Федеральный закон N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9. Положение Центрального Банка Российской Федерации N 219-п «Об обслуживании и обращении выпусков федеральных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г.
10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 11 «Об упорядочении работы по формированию и обслуживанию государственного внутреннего долга Российской Федерации» от 19 января 1996 г.
11. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 68н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» от 19 августа2004 г.
12. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 103н «Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 24 ноября 2000 г.
13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 65н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом» от 16 августа 2001 г.
14. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 45н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации» от 15 июня 2001 г.
15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 86н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 сентября 2004 г.
16. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий выпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом» от 18 августа 1998 г.
17. Приказ Министерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга» от 27 апреля 2002 г.
18. Приказ Центрального Банка Российской Федерации N 02-78 «О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 6 мая 1993 г.
19. Письмо Центрального Банка Российской Федерации N 13 «О работе с облигациями государственного республиканского Внутреннего займа РСФСР 1991 года» от 20 мая 1992 г.
20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год Центрального Банка Российской Федерации
Учебная и периодическая литература.
21. Рынок ценных бумаг: учебник под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Финансы и статистика. 2007. 448 с.
22. Ведеев А.,
23. Другов А., Могильницкая М. Рынок государственных ценных бумаг в 2006 г.: тенденции и перспективы. Биржевое обозрение № 12 (38) 2006. Биржевое обозрение //www.iip.ru/
24. Инвесторы режут госбумаги. Газета «Коммерсантъ» № 155/П (3972) от 01.09.2008. //www.kommersant.ru/
25. Итоги работы рынков Группы ММВБ в августе 2008 // www.data.rbc.ru
26. Итоги торгов ГКО/ОФЗ на ФБ ММВБ за 19.09.08 // www.data.rbc.ru
27. Кравченко П.П. Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг Российской Федерации. Менеджмент в России и за рубежом №2 / 2000 //www.mevriz.ru
28. Основной
риск для рынка облигаций – возвращение
крупных российских заемщиков. Приложение
к газете "Коммерсантъ"
№ 86(3903) от 22.05.2008 //www.kommersant.
29. Портрет рынка //www.micex.ru/
30. Результаты работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ на неделю 1-5 сентября 2008 г. //www.micex.ru/
31. Результаты работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ на неделю 15-19 сентября 2008 г. //www.micex.ru/
32. Результаты работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ на неделю 22-26 сентября 2008 г. //www.micex.ru/
33. Чумаченко А. Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования (долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке). РЦБ № 16 2005. //www.rcb.ru
34. Чумаченко А. Стратегия государства на рынке облигаций. //www.rcb.ru
Приложение A
Основные характеристики развития рынка внутреннего долга в России
Годы | Финансовые инструменты | ||
Федеральные облигации (ГКО/ОФЗ) | Муниципальные облигации | Корпоративные облигации | |
Первичное размещение облигаций, млрд. руб. | |||
1995 | 126.6 | – | – |
1996 | 479.5 | – | – |
1997 | 609.8 | 5.33 | – |
1998 | 350 | 2.98 | – |
1999 | 6.5 | 3.67 | 3.6 |
2000 | 19.5 | 5.1 | 25.3 |
2001 | 80 | 10.4 | 19.2 |
2002 | 115 | 18.2 | 53 |
Оборот вторичного рынка, млрд. руб. | |||
1995 | 178.5 | – | – |
1996 | 664.4 | – | – |
1997 | 886 | 8.8 | – |
1998 | 514.5 | 6.2 | – |
1999 | 110.1 | 5.8 | 0.1 |
2000 | 194.8 | 8.9 | 5.8 |
2001 | 111 | 14.9 | 32.8 |
2002 | 150 | 37.5 | 80 |