Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 11:25, курсовая работа
Развитие российской экономики требует повышения результативности функционирования рынка государственных ценных бумаг, который оказывает непосредственное воздействие на формирование государственного бюджета, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики.
Актуальность вопроса развития рынка государственных ценных бумаг объясняется важной ролью государственных ценных бумаг в мобилизации свободных денежных средств для государственных нужд. Рынок ценных бумаг является неотъемлемой частью национальной финансовой системы, в связи с чем, его позитивные и негативные характеристики напрямую воздействуют как на состояние финансовой сферы, так и на поступательное развитие реального сектора экономики.
Рынок государственных ценных бумаг, государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг и его роли в экономике.
Основными задачами данной курсовой работы являются рассмотрение теоретических аспектов функционирования государственных ценных бумаг, изучение исторических аспектов функционирования рынка государственных ценных бумаг в России, а также тенденций его развития.
В первой главе данной работы рассмотрены теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг, включая вопросы их ценообразования и доходности. Вторая глава посвящена рынку ценных бумаг в Российской Федерации. В ней рассмотрены виды российских ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения, процесс формирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации, а также перспективы его развития.
Данная работа выполнена на основе учебной литературы, законодательных актов (Федеральных Законов, Постановлений Правительства, Положений и Писем Центрального Банка, Приказов Министерства финансов), а также периодической литературы, отчетов ММВБ и т.д.
Введение. PAGEREF _Toc211404169 h 3
1. Теоретические аспекты функционирования рынка государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404170 h 4
1.1. Государственные ценные бумаги, их виды и функции. PAGEREF _Toc211404171 h 4
1.2. Особенности ценообразования государственных ценных бумаг PAGEREF _Toc211404172 h 5
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404173 h 6
2. Особенности рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации, состояние и перспективы.. PAGEREF _Toc211404174 h 10
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг, особенности их эмиссии и обращения. PAGEREF _Toc211404175 h 10
2.2. Исторические аспекты формирования российского рынка государственных ценных бумаг. PAGEREF _Toc211404176 h 15
2.3. Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России и перспективы его развития. PAGEREF _Toc211404177 h 22
Заключение. PAGEREF _Toc211404178 h 25
Список использованных источников. PAGEREF _Toc211404179 h 26
Приложение A.. PAGEREF _Toc211404180 h 28
Рассмотренный
этап развития рынка внутреннего
долга был отмечен
· Произошло относительное восстановление рынка федеральных облигаций – согласно таким формальным параметрам, как объем рынка, оборот вторичных торгов и т.д.
· Поступате
· Рост объема вторичных торгов госбумагами одновременно с уменьшением их доходности (до уровня инфляции) обеспечил общее снижение процентных ставок в экономике, в том числе по банковским кредитам, что частично способствовало увеличению их доступности.
В качестве негативных характерис
· Низкие темпы восстановления рынка внутреннего долга. Несмотря на относительное восстановление рынка федеральных облигаций, его уровень представляется недостаточным с точки зрения потребностей реального сектора и сохранения стабильности финансовой сферы.
· Ограничен
В результате на данном этапе была осуществлена одна из важнейших задач в финансовой сфере – рынок внутреннего долга был "реанимирован". Однако оказался достигнут лишь уровень предкризисного его состояния, тогда как особенности современного экономического развития России и необходимость регулирования ситуации в ее финансовой сфере выдвигали уже совсем другой уровень задач.
5. 2003 – 2004 гг.
В марте 2003 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело доклад Минфина «Об основных направлениях политики правительства на рынке государственного долга». Это был первый документ, определяющий основы долговой политики государства на среднесрочную перспективу.
Были сформированы следующие принципы в области государственного долга:
·
·
· постоянное активное управление государственным долгом с целью снижения рисков, связанных с его структурой, и стоимости его обслуживания;
·
Первое положение
непосредственно связано с
Что касается второго положения, то возможность неисполнения обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга практически нулевая. Для такого утверждения есть целый ряд оснований.
Во-первых, федеральный бюджет исполнялся с профицитом. Во-вторых, Минфину удалось равномерно распределить платежи по годам.
В-третьих, документ,
рассмотренный правительством, определял,
что в среднесрочной
В течение 2004 г. Минфину удалось реализовать те принципы, которые были заложены в долговой стратегии. В условиях исполнения бюджета с профитом увеличился государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, произошло «удлинение» сроков бумажного долга, увеличилась доля рублевых облигаций, торгуемых на рынке.
Среди положительных результатов данной политики:
· государственных ценных бумагах, при снижении государственного внешнего долга; сохранение возможности увеличивать рынок государственных внутренних заимствований в условиях исполнения федерального бюджета с профицитом;
·
· государственных ценных бумаг;
· дюрации торгуемой части рынка государственных ценных бумаг.
Государственный внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, за 2004 г. вырос на 93,26 млрд руб. - с 663,53 млрд до 756,79 млрд руб.[14]
Доходность на рынке государственных ценных бумаг в течение 2003-2004 гг. была стабильно ниже уровня текущих показателей инфляции. Объективными причинами низкого уровня доходности на рынке ГКО/ОФЗ послужило исполнение федерального бюджета со значительным профицитом, позволяющее Минфину России проводить консервативную политику заимствований; увеличение спроса на государственные облигации со стороны новых категорий инвесторов; укрепление национальной валюты, повышающее интерес к рублевым финансовым инструментам, а также увеличение рублевого предложения со стороны банковских институтов, в том числе в связи с ростом валютных резервов.
6. 2005-до настоящего времени
В 2005 и 2006 гг. структура рынка государственных ценных бумаг по номиналу характеризовалась преобладанием облигаций федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД), рост доли рынка которых за год составил более 2%. Чуть менее чем на 6% возросла в 2006 г. доля рынка, занимаемая ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД). Объем рынка ОФЗ с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) стал ниже доли рынка, занимаемой облигациями данного вида в октябре 2005 г., более чем на 8% (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура рынка ГКО-ОФЗ по номиналу (по состоянию на 3 октября 2006 г.)
Источник: Другов А., Могильницкая М. Рынок государственных ценных бумаг в 2006 г.: тенденции и перспективы. Биржевое обозрение № 12 (38) 2006. Биржевое обозрение //www.iip.ru/
Характерной особенностью рынка ГЦБ в течение 3 кварталов 2006 г. являлось также отсутствие в его структуре ГКО.
Результатом эмиссионной политики, проводимой Минфином России в 2006 г., стало дополнительное размещение эталонных выпусков ОФЗ, что в целом соответствует «Плану размещения в 2006 г. облигаций федерального займа со сроками обращения 3, 5, 10, 15 и 30 лет». Проведение такой эмиссионной политики осуществлялось в рамках реализации Министерством финансов РФ программы по построению ликвидного внутреннего рынка госдолга и замещения внешнего долга нашей страны внутренними заимствованиями.
Другим направлением
эмиссионной политики Минфина России
стало увеличение срока заимствования
на внутреннем рынке госдолга, о
чем свидетельствует
С середины 2007 года
из-за кризиса ликвидности дешевели
почти все рублевые облигации, кроме
ОФЗ. Государство всеми способами
препятствовало их обесцениванию. С
этой целью осенью прошлого года Банк
России сам покупал на вторичном
рынке госбумаги. Аукционы Минфина
по доразмещению ОФЗ проходили без премии
за тяжелую рыночную конъюнктуру, поэтому
рыночные игроки перестали в них участвовать.
"Государственный долг был оценен неадекватно
ситуации на мировых рынках — доходность
ОФЗ не отражала уровень ставок денежного
рынка",— говорит начальник отдела
операций с рублевыми долговыми инструментами
ING Wholesale Banking
2.3. Анализ текущего состояния рынка государственных ценных бумаг России и перспективы его развития
Исходя из имеющихся последних данных о рынке государственных ценных бумаг можно сделать вывод, что август 2008 стал рекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутренних государственных облигаций.
За август котировки
наиболее длинных облигаций федерального
займа (ОФЗ) снизились на 5-12 процентных
пунктов. Такого значительного падения
стоимости государственных
Объем рынка ОФЗ а настоящее время составляет более 1 трлн руб. Крупнейшими держателями госбумаг являются Сбербанк, Банк развития и Банк России. Сбербанк держит госбумаг примерно на 300 млрд руб. Согласно отчетности ВЭБа на конец июня, его портфель ОФЗ превышает 160 млрд руб.
Общая экономическая целесообразность вложения средств в ОФЗ для инвесторов снижается, и причиной тому — повышение Банком России ключевых ставок, считают участники рынка. Под ОФЗ можно получать рефинансирование, в частности, в ЦБ по операциям репо. Однако с весны ставка по сделкам репо выросла с 6,25% до 7% годовых. За тот же срок ставка рефинансирования ЦБ выросла с 10,25% до 11% годовых. Удорожание денег Центробанка привело к потере интереса инвесторов к федеральным облигациям. "Июльское повышение Центробанком ставки рефинансирования до 11% стало последней каплей, спровоцировавшей начало продажи госбумаг",— считает аналитик банка "Зенит" Александр Ермак[16]. Менее чем за два месяца самый длинный выпуск ОФЗ с погашением в 2036 году потерял 15 процентных пунктов, из которых 12 — за август.
Падение котировок госбумаг может привести к снижению прибыли держателей. Как правило, бумаги, находящиеся в инвестиционном портфеле, остаются там до погашения. Бумаги в торговом портфеле периодически переоцениваются по текущим котировкам, и в случае их снижения влияют на финансовый результат. Банкиры признаются, что стараются держать ОФЗ в торговых портфелях.
Смягчить эффект
от падения стоимости ОФЗ крупным
держателям этих бумаг позволяет
игра на повышение. В последний рабочий
день месяца, когда держатели бумаг
традиционно проводят переоценку торговых
портфелей, госбумаги неожиданно подорожали. Трейдеры
До конца года ситуация на рынке ОФЗ только ухудшится, считают эксперты. Учитывая отсутствие поддержки госбумаг со стороны крупных игроков и бегство инвесторов из длинных позиций, переоценка доходностей ОФЗ продолжится.
Снижение доходностей ОФЗ ударит прежде всего не по частным управляющим компаниям, в структуре портфелей которых доля этих бумаг незначительна, а по Банку развития. В портфеле ВЭБа, инвестирующего пенсионные накопления, более 60% занимают ОФЗ. Согласно закону "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии Российской Федерации", любая управляющая компания, в том числе ВЭБ, должна обеспечить сохранность пенсионных накоплений, то есть не может показывать отрицательную доходность их инвестирования. По итогам второго квартала ВЭБ показал доходность инвестирования накопительной части пенсии в размере 4,85% годовых. При этом за этот же период котировки ОФЗ в целом снизились на два процентных пункта.
Несмотря на
неблагоприятные прогнозы экспертов,
анализ результатов работы рынков ММВБ
и Фондовой биржи ММВБ за сентябрь
2008 показывает стабилизацию ситуации на
рынкегосударственных ценных бумаг.
Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг России
Рынок госбумаг
является сегодня одним из основных
сегментов российского
Вместе с тем,
за последние годы основной функцией
рынка госбумаг стало обеспечение
Банка России и участников финансового
рынка инструментарием для
К существующим
на рынке госбумаг проблемам можно
отнести недостаточную