Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:43, курсовая работа
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) представляет собой часть финансового рынка. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Выпуская ценные бумаги, предприятие может получить финансовые средства на длительный период времени: на несколько десятилетий (облигации) или вообще в бессрочное пользование (акции).
Введение
1. Функции и структура рынка ценных бумаг 4
2. Виды ценных бумаг на Российском рынке 7
2.1 Емкость рынка государственных ценных бумаг 14
2.2 Емкость рынков муниципальных ценных бумаг 18
3. Рынок государственных ценных бумаг в зарубежных странах 24
Заключение 26
Список литературы
облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ);
облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВВЗ или ВЭБ);
облигации
РАО «Высокоскоростные
золотые сертификаты;
векселя
Министерства финансов выпуска 1995—1997
гг. в компенсацию коммерческим банкам
просроченной задолженности со стороны
предприятий и организаций
Наибольшее
распространение среди
Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являлись постановления Правительства РФ и приказы Центрального банка РФ.
Эмиссия ГКО осуществлялась периодически в форме отдельных выпусков на срок до 1 года. Размещение их происходило с дисконтом от номинальной цены. Купонов ГКО не имели. Их выпуск производился в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо». Каждый выпуск оформлялся глобальным сертификатом в двух экземплярах, хранящихся в Минфине РФ и ЦБ РФ.
Участники рынка ГКО подразделялись на три категории.
1.
Эмитентом ГКО являлось
2.
Дилером могло выступать любое
юридическое лицо, являющееся в
соответствии с действующим
3.
Инвесторами выступали
Поддержание технологической части рынка — торговой, расчетной и депозитарной — осуществлялось организациями, являющимися техническими посредниками — Российской торговой системой, Расчетной палатой при РТС, Депозитарно-клиринговым центром.
Все операции по размещению и обращению, включая расчеты и учет владельцев облигаций, осуществлялись через учреждения Банка России или уполномоченные организации, определяемые ЦБ РФ.
Условия
выпуска и обращения облигаций
федерального займа с переменным
купоном были утверждены постановлением
Правительства РФ от 15 мая 1995 г. Согласно
этому документу эмитентом ОФЗ-
Владельцами облигаций федеральных займов могли быть юридические и физические лица, которые являются как резидентами, так и нерезидентами России.
В обращении в настоящее время находятся ОФЗ-ПК с годичным и двухгодичным сроками обращения. Номинальная стоимость ОФЗ-ПК — 1 млн руб. (в ценах 1997 г.). Минфин России по согласованию с ЦБ РФ установил для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПК объем, порядок расчета купонного дохода, дату размещения, дату погашения и даты выплаты купонного дохода.
Доход по ОФЗ-ПК в общем случае должен складываться из трех основных составляющих, определяющихся на основе доходности по государственным краткосрочным облигациям:
дисконта
(разницы между номинальной
купонного дохода, который согласно условиям эмиссии должен выплачиваться по каждому выпуску ОФЗ-ПК примерно один раз в квартал (размер купонного дохода не является постоянным, а определяется и устанавливается поквартально как средневзвешенная доходность к погашению выпусков ГКО на вторичных торгах). Кроме того, при досрочной реализации ОФЗ-ПК владельцу должен был выплачиваться накопленный к этому моменту купонный доход;
колебания цен на вторичном рынке (в случае продажи ОФЗ-ПК до наступления срока погашения).
Механизм ГКО-ОФЗ в том виде, в каком он существовал в России во второй половине 90-х гг., работал более или менее эффективно лишь при обязательном сочетании двух условий. Во-первых, приток новых средств на рынок должен был превышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в бюджетных целях. Во-вторых, средства от погашения хотя бы частично должны были вкладываться в новые выпуски, а не выводиться с рынка. В противном случае вся эта система превращается в обузу для государства: вместо источника бюджетных средств появляются дополнительные расходы по погашению обязательств, а в отношении нерезидентов требуются еще и валютные затраты для перевода их средств за границу.
Сейчас рынок ГКО фактически разрушен. Разрушение рынка ГКО-ОФЗ грозит потерей очень важного элемента финансового устройства, используемого всеми цивилизованными странами мира, а именно системы государственного кредита. В результате даже при бездефицитном бюджете может возникнуть очень серьезная проблема покрытия кассовых разрывов, тем более что ситуация, касающаяся сбора налогов, далека от совершенства.
Говоря о реструктуризации долга по ГКО-ОФЗ, следует отметить, что суть и основная привлекательность этих ценных бумаг — в их высокой ликвидности. Их обмен, согласно предлагаемым правилам реструктуризации, на малоликвидные бумаги с дальними сроками погашения вдвойне ущемляет интересы держателей. Во-первых, им не возвращают деньги к тому моменту, который заранее и безусловно был закреплен в обязательства и на который они рассчитывали. Во-вторых, сушествует реальная опасность, что за длительный период отсрочки погашения новые бумаги существенно обесценятся.
Рынок
ОГСЗ — самый молодой сектор на
рынке государственных
Однако эти бумаги оказались настолько привлекательны для институциональных инвесторов, что основными операторами в данном секторе фондового рынка стали коммерческие банки, а преобладающей сферой торговли — внебиржевой межбанковский рынок. Это объясняется рядом причин:
рынок ОГСЗ в меныпей степени регулируется, чем остальные секторы торговли государственными облигациями, и операторы на нем имеют более широкие возможности в проведении спекулятивных операций;
при оплате рблигаций наличными средствами юридические лица могут и не заключать договор и минимизировать формальности по оформлению сделки;
данные облигации очень удобны при использовании в качестве залога.
ОВВЗ были выпущены в 1993 и 1996 гг. для оформления задолженности владельцам «замороженных» счетов во Внешэкономбанке. Рынок ОВВЗ в настоящее время является вторым по объему после рынка ГКО-ОФЗ. Нормативным документом, регулирующим выпуск и обращение ОВВЗ, является постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного займа». ОВВЗ выпущены в документарной форме. Номинал выражен в долларах США (1000, 10 000 и 100 000 долл. США) со сроком погашения в зависимости от выпуска до 2011 г.
Неотъемлемой частью облигаций является комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигаций. По ОВВЗ ежегодно 14 мая выплачивается купонный доход в долларах США в размере 3% годовых к номиналу.
ОВВЗ являются валютными ценностями, могут обрашаться на территории Российской Федерации с учетом требований валютного законодательства без специальных разрешений Банка России.
Денежные обязательства, возникшие в процессе обращения облигаций, могут быть выражены и оплачены в безналичном порядке как в рублях, так и в иностранной валюте.
При приобретении ОВВЗ на вторичном рынке в цену сделки включается часть накопленного купонного дохода, если покупка-продажа валютных облигаций производится через какое-то количество дней со дня начала купонного периода.
2.2 Емкость рынков муниципальных ценных бумаг
Самым
распространенным типом муниципальных
ценных бумаг являются муниципальные
облигации, которые представляют собой
обязательства по возмещению долга
к определенному сроку с
По
целям привлечения средств
Инвестиционные
займы предназначены для
Примером
социального займа является жилищный
заем. Облигации ведомств жилищного
строительства выпускаются для
финансирования строительства домов
с низкой квартирной платой. Выплаты
по ним, если пользоваться опытом развитых
стран, гарантирует государственное
ведомство жилищного
Надежность и ликвидность муниципальных облигаций позволяет сделать их действенным инструментом привлечения инвестиций в реалъное производство.
Большую
группу муниципальных облигаций
составляют так называемые облигации
по общим обязательствам. Обеспечением
этих бумаг служат все налоговые
поступления, находящиеся в распоряжении
организации или
В России местные власти, лишившись существенной финансовой поддержки центра и не располагая тем спектром эмиссионных и фискальных инструментов, которым обладают федеральные власти, в полной мере ощутили необходимость изыскания иных способов привлечения финансовых ресурсов. Один из них — эмиссия ценных бумаг (облигаций), создание и развитие их вторичного рынка. Такой способ привлечения денежных ресурсов при правильной организации работы позволяет решать проблемы финансирования целевых программ, покрытия бюджетного дефицита и усиления контролируемости местного финансового рынка.
Несмотря
на настороженное отношение
Одной из наиболее сложных проблем является выбор способа размещения муниципальных облигаций. Существуют два основных подхода к решению задачи размещения субфедеральных и муниципальных облигаций: посредством андеррайтинга (покупки ценных бумаг нового выпуска инвестиционной компанией у компании-эмитента с целью их последующей перепродажи) с последующим обращением на вторичном внебиржевом или региональном биржевом рынке или посредством первичного размещения в форме аукциона и последующим биржевым обращением.
Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг в зарубежных странах