Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Рынок государственных ценных бумаг - важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Содержание

Введение
Раздел 1. Этапы становления и развития рынка ценных бумаг РФ
Раздел 2. Общая характеристика государственных ценных бумаг
2.1.Государственные ценные бумаги: сущность, функции и сроки обращения
2.2.Виды государственных ценных бумаг

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

     Второй  по важности нормативный акт - приказ ЦБР No 02-78 от 6 мая 1993 года “ О проведении операций с государственными краткосрочными бескупонными облигациями“ . В нём, в частности, определено, что конкурсы и вторичные торги по ГКО осуществляются на ММВБ.

     Третий  нормативный акт “Положение об обслуживании и обращении выпусков ГКО” устанавливает, что обращение облигаций может  происходить только после заключения договора купли-продажи. Переход права  собственности на облигации от одного владельца к другому наступает в момент перевода их на счёт “депо” их нового владельца.

     Размещение  облигаций происходит на конкурсе, организованном ЦБР по поручению минфина РФ. Дата его проведения, предельный объём выпуска, место и время объявляются банком Российской Федерации не позднее чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.

     Министерство  финансов РФ, выпуская в обращение  ГКО, получает денежные средства , необходимые  для финансирования бюджетного дефицита. Следует отметить, что эти средства заимствуются на рыночных условиях. В 1993 году осуществление дополнительного выпуска гос облигаций позволило перечислить на счёт министерства финансов РФ чистую выручку в размере 150,5 млрд. Российских рублей.

     ЦБР, обеспечивая организационную сторону  функционирования рынка ГКО (тендеры, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки. Практически ЦБР открыто проводит свой курс. Данное обстоятельство даёт возможность оказывать целенаправленное воздействие на рынок в зависимости от событий, происходящих непосредственно на нём и вокруг него. При это ЦБР не ставит своей целью извлечение профита от операций на рынке, ориентируясь на поддержание определённого уровня некоторых показателей рынка ГКО, поскольку сохранение этих характеристик на достаточно высоком уровне определяет для инвесторов привлекательность рынка облигаций Федерального Займа. Контрольную функцию он реализует только в той степени, в какой это необходимо для стабильного бесперебойного функционирования и развития рынка ГКО.

     В качестве официальных дилеров выступают  частные банки, финансовые компании, брокерские фирмы, преследующие собственные  инвестиционные цели и цели своих  клиентов.

     ГКО - высоко ликвидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надёжно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные затраты (комиссия дилеру, бирже - 0,1% от суммы каждой сделки , налог на покупку ГКО - 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно невелики. Дополнительное преимущество инвестиций в ГКО состоит в том, что все виды прибылей от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на выгода. Таким образом, несмотря на сравнительную молодость рынок ГКО постепенно приближается к масштабам тех задач, решение которых он должен обеспечивать,

     Со  времени первого продажи с молотка (18 мая 1993г.) рынок ГКО, успешно миновав стадию становления, вступил в пору стабильного существования. Об этом свидетельствуют показатели по первичному и вторичному рынкам.

     Эволюция  рынка привела к тому, что ГКО  при первичном размещении в известном  смысле играют определённую макроэкономическую роль. Если раньше они не фигурировали в инструментарии банка Российской Федерации по проведению денежной политики, то теперь операции на открытом рынке могут занять заметное место в спектре рычагов регулирования предложения денег со стороны ЦРБ. Приобретая или продавая облигации, ЦБР тем самым будет соответственно увеличивать дополнительную ликвидность либо изымать избыточную с денежного рынка. Складывающаяся доходность по ГКО станет важнейшим денежным ориентиром денежного рынка. Вторым следствием, обусловленным характером структурного свойства, стало расширение рынка ГКО, закономерно вызывающее существенное перераспределение оборотов и финансовых средств между валютными, кредитным и облигационными секторами денежного рынка в пользу последнего.

     Что касается вторичного размещения ГКО, то анализ его базовой характеристики строится на оценке средневзвешенной эффективной доходности по отношению к погашению действующих выпусков - учётной ставке. Если в данный период происходит ускорение или торможение роста котировок ГКО, то оно затрагивает все обращающиеся выпуски независимо от текущего срока до погашения каждого из них.

     В декабре 1993 года произошло размещение первого выпуска ГКО сроком обращения  в шесть месяцев. Успех в проведении конкурса свидетельствует об укрепившемся доверии и возрастающему интересов дилеров и других инвесторов к этому инструменту государственного займа. 26 октября 1994 года на ММВБ состоялся конкурс по размещению первого выпуска двенадцатимесячных государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ, которые имели следующие основные параметры:

     номинал - 1 миллион российских рублей;

     период  обращения - с 26 октября 1994 г. по 25 октября 1995 г. ;

     объявленный объём дополнительного выпуска - 200 млрд. Российский рубль. В ходе тендера было размещено 60,5 млрд. Российский рубль. по номиналу, что составляет 30,25% объёма дополнительного выпуска;

     спрос на тендере составил по номинальной  стоимости 274,26 млрд., превышение его над предложением-37%;

     доходность  первого выпуска годовых ГКО  составила 450%, максимальная доходность - 529,55%.

     В конкурсе приняло участие 53 банка-дилера, но лишь 34 из них приобрели облигации  нового выпуска, т.к. в основном заявки подавались ими на доходность более 600% годовых. Согласно извещениям о проведении продажи с молотка доля неконкурентных заявок могла достигать 50% от общего объёма заявок дилеров. По вне конкурентным заявкам было приобретено облигаций на 3,5 млрд. Деревянных по номиналу(около 5,8% всех реализованных заявок). Соотношение средств клиентов и дилеров составили соответственно 55,7% и 44,3%. Всё это говорит о явном нежелании банков приобретать одногодичные облигации.

     Население Российской Федерации может покупать ГКО. Для этого надо только прийти в банк, являющийся дилером на рынке ГКО, и совершить через него куплю или продажу. Но экономически оправдано это будет только для профессионалов, т.к. эта работа требует полной отдачи, чтобы получить положительный результат.

     Центральный банк разработал инструкцию об инвестиционных счетах частных банков, которым будет разрешено брать деньги у населения для включения их в рынок ГКО. Оператором этих денег будет являться соответствующий частный банк, который будет зарабатывать деньги на операциях с пакетами ГКО для себя и для населения.

     И в этом случае ни достоинства ГКО, ни тщательная проработка инструкции резервного банка, ни специально заблокированные счета не есть гарантия стопроцентной надёжности вложений физических лиц, обещанной банком доходности

     Вложение  денежных средств в государственные  ценные бумаги выгодно отличается от размещения в банковские депозиты: надежность таких инвестиций пока не вызывает сомнений, поскольку активное привлечение денежных средств как на внутреннем, так и на внешнем рынке является важнейшей частью государственной политики Российской Федерации. Крах того или другого российского банка, пусть даже крупнейшего, не вызовет таких последствий, как потеря доверия западных финансовых структур к проводимой правительством финансовой политике. Помимо соображений надежности, следует учитывать и ликвидность государственных ценных бумаг: в отличие от банковского депозита бумаги можно продать в любой момент без существенных потерь накопленных процентов. Нелишне будет вспомнить и о возможности спекулятивной игры. Сильнейшее снижение доходности ОСЗ (до 14-16 % годовых) сделало этот инструмент непривлекательным как раз для тех категорий инвесторов, на которые он был рассчитан. Вместе с тем растет число банков, существенно не ограничивающих минимальный размер инвестиций для частных лиц, желающих работать на рынке ГКО - ОФЗ.

     Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

     Заём  осуществляется в виде государственных  долгосрочных облигаций сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 1 июля 2021 г. Облигации  выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.

     Общий объём кредита в 80 млрд. Деревянных разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной ценой, кратной 10 тысячам деревянных. Их номинал равен 100 т. Рубликов.

     Разряды объединены в четыре группы:

     1-й  - 4-й разряды - группа “Апрель”

     5-й  - 8-й разряды - группа “Июль”

     9-й-12-й  разряды - группа “Октябрь”

     13-й-16-й  разряды -группа “Январь”

     Обслуживание  возложено на учреждения банка Российской Федерации. Для каждой группы разрядов он может устанавливать особые условия  обращения. По облигациям один раз в  год 1 июля выплачивается профит путём  погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% от номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путём зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.

     Операции  по продаже и выкупу облигаций  производятся учреждениями банка Российской Федерации во все рабочие дни , кроме последнего рабочего дня. Котировка облигаций определяется на каждой предшествующей неделе в течение всего года, за исключением “особой ” недели. Особые недели в соответствующих группах приходятся на вторые недели апреля, июля, октября и января. Цены на эту неделю определяются за 13 месяцев до её наступления, т.е. владелец облигаций может планировать их доходность исходя не из тридцати лет, а одного года.

     Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года. При погашении ГДО банк Российской Федерации выплачивает их номинальную цена, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой профит до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.

     Владельцы ГДО могут использовать их в качестве обеспечения долга при получении  займа. Частные банки могут получить такую ссуду в банке Российской Федерации на срок до 3 месяцев в  размере до 90% от номинальной стоимости заложенных облигаций. В случае не возврата займа в срок банк Российской Федерации имеет право реализовать заложенные облигации, направив профит на покрытие обязательства.

     Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных  облигаций так и не развился. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.

     Золотые сертификаты (ЗС)

     Золотые сертификаты обращались на рынке ценных бумаг в течение года, с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г., т.е. относятся к числу погашённых ценных бумаг. Процентный профит по золотым сертификатам выплачивался ежеквартально в размере трёхмесячной долларовой ставки ЛИБОР (ежедневно публикуемая средняя % ставка, по которой банки Лондона размещают свои депозиты в других банках, играющая роль международного ориентира) плюс 3% годовых.

     Стоимость на золотой сертификат в виде цены первичного размещения устанавливалась мин фином РФ исходя из золотого эквивалента сертификата на основе второго фиксинга цены желтого металла пробы 0,9999 на Лондонском рынке. Пересчёт этой цены в российские рубли осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому центробанком Российской Федерации. К цене, определённой таким образом, добавлялась премия в виде накопленного процента за период, прошедший с начала квартала, с тем чтобы дифференцировать квартальный профит в зависимости от срока приобретения сертификата.

     От  налога освобождались процентный квартальный  профит и маржа между стоимостью первичной продажи сертификата и его погашения. Тем самым формально выгода от перепродажи становилась объектом налогообложения.

     Обращение золотых сертификатов не было ограничено, но сделки подлежали обязательной сертификации в мин фине. Несмотря на отсутствие ограничений на перепродажу, вторичный рынок золотых сертификатов не сформировался, во всяком случае, информация о нём отсутствовала. Таким образом, вместо свободной рыночной цены на ЗС имела место единственная исходная стоимость продажи, назначаемая мин фином РФ, или стоимость первичного размещения.

     Облигации внутреннего валютного  кредита.

     В результате банкротства банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались “замороженными” средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего валютного задолженности бывшего СССР было определено, что погашение долга физическим лицам происходит с 1 июля 1993 г. в полном объёме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутренней валютного ссуды со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает министерство финансов РФ, валюта кредита - американские доллары, ставка % - 3% годовых.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг: современное состояние, проблемы и основные тенденции развития