Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа
Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. К ним, прежде всего, следует отнести ценные бумаги, приобретающие массовый и стандартизированный характер, которые обуславливают определенные финансовые права и обязанности.
Введение…………………………………………………………………………….3-4
1. Рынок ценных бумаг и его место в структуре финансового рынка……………5
1.1 Понятие рынка ценных бумаг ценных бумаг и его место в структуре финансового рынка…………………………………………………………..5-7
1.2 Функции рынка ценных бумаг ……………………………………………...7-10
1.3 Задачи рынка ценных бумаг…………………………………………………10-11
1.4 Структура рынка ценных бумаг……………………………………………...11-15
1.4.1 Структура рынка ценных бумаг…………………………………..11-15
2. Основные понятия фондового рынка. Виды ценных бумаг и их классификация...15
2.1 Первичный и вторичный фондовые рынки………………………………….15-21
2.1.1 Первичный рынок ценных бумаг…………………………………..15-16
2.1.2 Вторичный рынок ценных бумаг…………………………………..16-21
2.2 Участники рынка ценных бумаг………………………………………………21-22
2.3 Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг……………… …22
2.3.1 Лицензирование профессиональной деятельности…………..…..22-23
2.3.2 Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг..23-25
2.4 Виды ценных бумаг и их классификация…………………………………….25
2.4.1 Понятие ценной бумаги…………………………………………….25-26
2.4.2 Виды и классификация ценных бумаг……………………………..26-28
2.4.3 Определения видов ценных бумаг, краткая характеристика….…28-31
3. Анализ современного состояния рынка ценных бумаг в России……………..…32-39
Заключение…………………………………………………………………………..40
Прпиложение№1……………………………………………………………………41-44
Приложение№2………………………………………………………………….…..45-46
Библиографический список…………………………………………………………47
Российский фондовый рынок имеет исключительно сложную и противоречивую структуру государственных органов, регулирующих рынок. Эта сложность объясняется тремя причинами:
1) смешанная модель рынка ценных бумаг (центральный банк и небанковские государственные органы в качестве регулирующих инстанций;
2)
активное вмешательство в
регулирование рынка ценных
3) неустойчивость и конкуренция властных структур.
.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФОНДОВОГО РЫНКА. ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.
2.1 Первичный и вторичный фондовые рынки.
2.1.1 Первичный рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг подразделяется на две составные части – это первичный рынок (сфера реализации ценных бумаг их первым владельцам или сфера первичного размещения ценных бумаг) и вторичный (все последующие операции с ценными бумагами, их дальнейшее обращение)
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:
Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.
Существует две формы первичного рынка ценных бумаг:
Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
Публичное предложение
- это размещение ценных бумаг
при их первичной эмиссии путем
публичных объявления и продажи
неограниченному числу
Относительно небольшая доля ценных бумаг после первичного распределения остается в портфелях держателей до истечения срока облигаций или в течение всего срока существования предприятия, если речь идет об акциях. Ценные бумаги в большинстве случаев приобретаются для извлечения дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.
2.1.2 Вторичный рынок ценных бумаг.
Рынок, где ценные бумаги многократно перепродаются, то есть обращаются, называют вторичным. Уровень развития именно вторичного рынка, его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных бумаг. Без активного вторичного рынка и первичный рынок обычно бывает вялым, узким и неразвитым.
По сложившейся традиции
и коммерческому праву
Механизм вторичного рынка весьма сложен и многоступенчат. Рынок распадается на две большие части - биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок очень пестрый: здесь и соответствующие отделы банков, дилеры, брокеры, соответствующие конторы и фирмы. Вторичное обращение ценных бумаг уже ничего не прибавляет к капиталам, которые эмитенты однажды уже приобрели на первичном рынке. Внешне вторичный рынок выглядит, и в значительной мере действительно является, чисто спекулятивным процессом, размах которого может показаться излишним и предосудительным. В действительности именно процесс перепродажи создает механизм перелива капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.
Также как составные части рынка ценных бумаг можно рассматривать организованные и неорганизованные рынки. Рынок является тем более организованным, чем более четко определены круг субъектов и объектов этого рынка и правила взаимодействия между участниками. Наиболее организованный рынок ценных бумаг – фондовая биржа. Могут существовать и достаточно организованные внебиржевые рынки – например, NASDAQ в США или РТС в России.
В 1995 году основным
направлением развития ММВБ стало создание
современной торгово-
В рамках проекта «электронного финансового
рынка (ЭФИР)», реализуемого под патронажем
ЦБ РФ и Минфина, с 1996 года к торгово-депозитарной
системе ММВБ подключились региональные
биржи в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге,
Владивостоке, Нижнем Новгороде и Самаре,
где начались торги по ГКО-ОФЗ. ЦБ РФ либерализовал
порядок доступа нерезидентов на рынок
ГКО-ОФЗ, доля инвестиций которых к концу
года увеличилась до 17%. Кроме того, в торговой
системе начали проводиться операции
«репо» и ломбардного кредитования. А
число дилеров ГКО увеличилось до 300 организаций,
включая 120 региональных. На ММВБ начались
торги по корпоративным облигациям (РАО
ВСМ), шла подготовка к торгам акциями
ведущих российских предприятий.
Изначальной задачей НАУФОР была организация
общероссийской электронной системы торговли
ценными бумагами. И до последнего времени
ассоциация успешно совмещала в себе как
функции саморегулируемой организации
участников рынка ценных бумаг, так и организатора
внебиржевых торгов. Однако вступившие
в 1996 году в силу Федеральный закон «О
рынке ценных бумаг» и временное положение
ФКЦБ «О требованиях, предъявляемых к
организаторам торговли на рынке ценных
бумаг» потребовали от ассоциации разделения
этих направлений и лицензирования каждого
вида деятельности. Для выполнения этих
требований НАУФОР в 1997 году приступила
к реорганизации структуры управления.
Совет директоров НАУФОР принял решение
исключить из компетенции НАУФОР вопросы,
связанные с организацией торговли в РТС.
Все полномочия по их решению были переданы
созданному под эгидой НАУФОР «Некоммерческому
партнерству «Российская торговая система».
В январе прошло собрание учредителей
«Некоммерческого партнерства «Торговая
система РТС», в собственность которого
была передана Российская торговая система,
а в начале марта 1997 года ФКЦБ приняла
решение выдать лицензию организатора
торговли «Некоммерческому партнерству
«Торговая система РТС». Таким образом
Российская торговая система стала первым
в истории российского фондового рынка
официально признанным внебиржевым организатором
торговли. В октябре 1997 г. индекс РТС достиг
570 пунктов. Но тогда рост на рынке оказался
непродолжительным, финансовый кризис
в Азии спровоцировал вывод средств иностранцев,
задававших тон на российском рынке, из
развивающихся стран.
В этом же году ММВБ удалось заложить основу
для формирования на базе своего торгово-депозитарного
комплекса общенациональной системы биржевых
торгов ценными бумагами. Новой страницей
в истории биржи стало начало торгов субфедеральными
облигациями и акциями ведущих российских
эмитентов, число которых к концу года
превысило 20. ММВБ получила от ФКЦБ лицензию
№ 1 на организацию торгов по ценным бумагам
на период до 2007 г. По итогам сделок стал
рассчитываться фондовый индекс ММВБ
(диаграмма 2), который точно отразил резкое
падение рынка ценных бумаг в России, вызванное
международным фондовым кризисом. К торгам
по облигациям субъектов РФ и акциям подключились
региональные валютно-фондовые биржи
в Самаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Расчеты
по биржевым сделкам были переведены в
Расчетную палату. В 1997 году совместно
с ЦБ РФ было учреждено некоммерческое
партнерство «Национальный депозитарный
центр» (НДЦ), который создан для оказания
депозитарных услуг на организованном
рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
А потом наступил 1998 год. В августе Россия
вступила в период финансово-банковского
кризиса. В соответствии с заявлением
от 17.08.98 г. правительство РФ и Банк России
объявили об изменении границ валютного
коридора, приостановке торгов по ГКО-ОФЗ
и их реструктуризации в новые государственные
ценные бумаги и о введении временного
моратория на валютные выплаты нерезидентам.
Оборот торгов по корпоративным и субфедеральным
ценным бумагам резко снизился, но торговым
площадкам все-таки удалось сохранить
ликвидный рынок акций ведущих эмитентов.
В итоге в октябре 1998 г. индекс РТС упал
до 38,53 пункта, а индекс ММВБ – до 18,53 пункта.
В 1995 году основным
направлением развития ММВБ стало создание
современной торгово-депозитарной системы
для обслуживания рынка государственных
ценных бумаг. Это было связано с тем, что
рынок ГКО приобрел макроэкономический
масштаб, став самым крупным сектором
финансового рынка РФ и одним из главных
инструментов правительства РФ по проведению
жесткой финансовой политики на основе
неинфляционного финансирования дефицита
госбюджета. Создавая условия для расширения
инвестиционной базы этого рынка, ММВБ
начала установку в офисах ведущих коммерческих
банков и финансовых организаций удаленных
рабочих мест (около 100 к концу 1995 г.), а
также подключение к торгово-депозитарной
системе ММВБ региональных торговых площадок
(Новосибирск, Санкт-Петербург). ММВБ приступила
к торгам новыми видами государственных
ценных бумаг (ОФЗ-ПК и ОВВЗ), а также начала
подготовку к организации торгов по корпоративным
ценным бумагам и фьючерсам. Быстрое развитие
фондового направления на бирже отразилось
в структуре ее оборота – доля операций
с ценными бумагами составила 71%. С учетом
образования на базе ММВБ универсальной
биржевой структуры была принята новая
редакция устава биржи, который придал
ей статус саморегулируемой организации.
В рамках проекта «электронного финансового
рынка (ЭФИР)», реализуемого под патронажем
ЦБ РФ и Минфина, с 1996 года к торгово-депозитарной
системе ММВБ подключились региональные
биржи в Ростове-на-Дону, Екатеринбурге,
Владивостоке, Нижнем Новгороде и Самаре,
где начались торги по ГКО-ОФЗ. ЦБ РФ либерализовал
порядок доступа нерезидентов на рынок
ГКО-ОФЗ, доля инвестиций которых к концу
года увеличилась до 17%. Кроме того, в торговой
системе начали проводиться операции
«репо» и ломбардного кредитования. А
число дилеров ГКО увеличилось до 300 организаций,
включая 120 региональных. На ММВБ начались
торги по корпоративным облигациям (РАО
ВСМ), шла подготовка к торгам акциями
ведущих российских предприятий.
Изначальной задачей НАУФОР
была организация общероссийской электронной
системы торговли ценными бумагами.
И до последнего времени ассоциация
успешно совмещала в себе как функции
саморегулируемой организации участников
рынка ценных бумаг, так и организатора
внебиржевых торгов. Однако вступившие
в 1996 году в силу Федеральный закон «О
рынке ценных бумаг» и временное положение
ФКЦБ «О требованиях, предъявляемых к
организаторам торговли на рынке ценных
бумаг» потребовали от ассоциации разделения
этих направлений и лицензирования каждого
вида деятельности. Для выполнения этих
требований НАУФОР в 1997 году приступила
к реорганизации структуры управления.
Совет директоров НАУФОР принял решение
исключить из компетенции НАУФОР вопросы,
связанные с организацией торговли в РТС.
Все полномочия по их решению были переданы
созданному под эгидой НАУФОР «Некоммерческому
партнерству «Российская торговая система».
В январе прошло собрание учредителей
«Некоммерческого партнерства «Торговая
система РТС», в собственность которого
была передана Российская торговая система,
а в начале марта 1997 года ФКЦБ приняла
решение выдать лицензию организатора
торговли «Некоммерческому партнерству
«Торговая система РТС». Таким образом
Российская торговая система стала первым
в истории российского фондового рынка
официально признанным внебиржевым организатором
торговли. В октябре 1997 г. индекс РТС достиг
570 пунктов. Но тогда рост на рынке оказался
непродолжительным, финансовый кризис
в Азии спровоцировал вывод средств иностранцев,
задававших тон на российском рынке, из
развивающихся стран.
В этом же году ММВБ удалось заложить основу
для формирования на базе своего торгово-депозитарного
комплекса общенациональной системы биржевых
торгов ценными бумагами. Новой страницей
в истории биржи стало начало торгов субфедеральными
облигациями и акциями ведущих российских
эмитентов, число которых к концу года
превысило 20. ММВБ получила от ФКЦБ лицензию
№ 1 на организацию торгов по ценным бумагам
на период до 2007 г. По итогам сделок стал
рассчитываться фондовый индекс ММВБ
(диаграмма 2), который точно отразил резкое
падение рынка ценных бумаг в России, вызванное
международным фондовым кризисом. К торгам
по облигациям субъектов РФ и акциям подключились
региональные валютно-фондовые биржи
в Самаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге,
Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Расчеты
по биржевым сделкам были переведены в
Расчетную палату. В 1997 году совместно
с ЦБ РФ было учреждено некоммерческое
партнерство «Национальный депозитарный
центр» (НДЦ), который создан для оказания
депозитарных услуг на организованном
рынке ценных бумаг (ОРЦБ).
А потом наступил 1998 год. В августе Россия
вступила в период финансово-банковского
кризиса. В соответствии с заявлением
от 17.08.98 г. правительство РФ и Банк России
объявили об изменении границ валютного
коридора, приостановке торгов по ГКО-ОФЗ
и их реструктуризации в новые государственные
ценные бумаги и о введении временного
моратория на валютные выплаты нерезидентам.
Оборот торгов по корпоративным и субфедеральным
ценным бумагам резко снизился, но торговым
площадкам все-таки удалось сохранить
ликвидный рынок акций ведущих эмитентов.
В итоге в октябре 1998 г. индекс РТС упал
до 38,53 пункта, а индекс ММВБ – до 18,53 пункта.
Динамика индекса
ММВБ
2.2. Участники рынка ценных бумаг.
На любом рынке существует две главные категории участников: продавцы и покупатели. Кроме них, на развитом рынке могут существовать еще посредники и рыночная инфраструктура (вспомогательные организации, обслуживающие других участников рынка).
На рынке ценных бумаг в роли продавцов выступают, прежде всего, эмитенты (на первичном рынке) и инвесторы (на вторичном), в роли покупателей – инвесторы.
Профессиональные участники
Эмитенты – лица, выпускающие ценные бумаги и реализующие их инвесторам. В России - это, прежде всего юридические лица, а также государственные и муниципальные образования. Физические лица могут выпускать только векселя. Главная цель эмитента – привлечь средства путем продажи своих ценных бумаг.
Инвесторы – лица, приобретающие ценные бумаги, как правило, с целью получения дохода по ним (как в форме процентов или дивидендов, так и в форме дохода от перепродажи по более высокой цене).
Мотивация инвестора – сбережение своих средств и их преумножение. Кроме того, возможна и другая мотивация, - например, получение контроля над фирмой путем скупки крупного пакета ее акций.
Главным государственным регулирующим органом на российском рынке ценных бумаг в настоящий момент является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России). По своему статусу она аналогична министерству, поскольку подчиняется непосредственно Правительству РФ и при этом объединяет как регулирующие, так и контрольно-надзорные полномочия.
Деятельность ФСФР регулируется Законом «О рынке ценных бумаг» и Положением о ФСФР России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 317. Согласно Положению ФСФР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности.
ФСФР осуществляет регулирование всех основных субъектов фондового рынка: эмитентов, профессиональных участников, институтов коллективного инвестирования. В осуществлении своей деятельности ФСФР России обладает функциональной самостоятельностью, то есть не согласовывает свои действия с другими органами.