Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:05, реферат
Понятия фондового рынка и рынка ценных бумаг совпадают.
Согласно определению, товаром, обращающимся на данном рынке, являются ценные бумаги, которые, в свою очередь, определяют состав участников данного рынка, его местоположение, порядок функционирования, правила регулирования и т.п.
Следует отметить, что практически все рынки находят отражение в инструментах рынка ценных бумаг. Так, например, рынок вновь произведенной продукции и услуг представлен коносаментами, товарными фьючерсами и опционами, коммерческими векселями; рынок земли и природных ресурсов - закладными листами, акциями, облигациями, обеспечением которых служат земельные ресурсы и т.д.
Рынок ценных бумаг соотносится с такими
объем эмиссии — 1 млрд. рублей;
номинальная стоимость облигации 500 рублей;
общее количество облигаций — 2000000 штук;
дата начала выпуска — 22 апреля 1998 года;
дата начала погашения — 22 апреля 1999 года;
дата окончания погашения — 22 октября 1999 года;
срок обращения облигаций — 1 год... ''
Владельцами ОСЗ могут быть юридические и физические лица, являющиеся по российскому законодательству резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно совершать сделки купли-продажи в течение одного года — срока их обращения.
Облигации выпускаются в документарной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости при их погашении. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Таким образом, процентный доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При этом владельцу выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОСЗ, в течение 60 дней с момента начала выпуска обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных ими у эмитента облигаций.
II.3.6 Облигации золотого федерального займа
Президентом РФ был подписан Указ «О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом» №899 от 5 95 г. В соответствии с этим документом Правительством РФ принято Постановление «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» № 1091 от 5 ноября 1995 г.
Условия эмиссии
облигации золотого
II.3.7 Облигации государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК)
Выпускаются в
бездокументарной форме
ОФЗ-ПК — процентная ценная бумага, т. е. владелец облигации имеет
право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на доход в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом.
Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков. Владельцем облигаций может быть и физическое, и юридическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено условиями выпусков. Право собственности на облигации устанавливается с момента осуществления приходной записи по счету депо, который служит для учета и хранения облигаций в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации федеральных займов.
Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый выпуск в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.
Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средне-взвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).
II.4 Муниципальные облигации
Наряду
с центральным правительством
и его органами ценные бумаги
для кредитования
II.5 Прочие ценные бумаги - иные финансовые инструменты, которые Минфин РФ вправе квалифицировать в качестве новых видов ценных бумаг (коносаменты и т.п.).
II.6 Защита ценных бумаг
Для защиты многих ценных бумаг от подделки их бланки имеют водяные знаки; специальные волокна в бумажной массе; добавки в типографской краске, реагирующие на магнитный датчик. Для заполнения бланков рекомендуется использовать флуаресцентные фломастеры или флуаресцентные штемпельные краски (возможно с магнитной меткой или специальными чернилами, проявляющимися в определенных условиях).
Не признаются ценными бумагами по российскому законодательству следующие ценные бумаги:
- документы,
подтверждающие получение
- документы, подтверждающие внесение суммы в депозиты банков (за исключением депозитных и сберегательных сертификатов);
- долговые расписки;
- завещания;
- страховые полисы;
- лотерейные билеты;
- суррогаты
ценных бумаг ("чековые карты",
коммерческие сертификаты,
III РЕГУЛЯТИВНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ФОНДОВОГО РЫНКА
Регулятивная инфраструктура рынка - система регулирования рынка ценных бумаг, включающая:
- регулятивные
органы (государственные органы
и саморегулирующиеся
- регулятивные
функции и процедуры (
- законодательную
инфраструктуру рынка ценных
бумаг (регулятивные нормы, действующие
на рынке ценных бумаг,
- этику
фондового рынка (правила
ведения честного бизнеса,
- традиции и обычаи.
Регулятивная
инфраструктура является одной
из обеспечивающих систем
Существуют следующие модели регулятивной инфраструктуры, используемые в международной практике.
1. По критерию "субъект регулирования" можно выделить следующие подходы:
а) основная регулирующая роль на рынке ценных бумаг принадлежит государству. Пример-Франция;
б) регулирование
разделено между государством
и саморегулирующимися органами
2. По критерию
"жесткость регулирования"
возможно выделить следующие
модели регулятивной
а) основанные на жестких, детально расписанных правилах и формальных процедурах, детальном контроле за их соблюдением (США);
б) базирующиеся
на широком использовании, наряду
с жесткими предписаниями, неформальных
договоренностей, традиций, рекоммендаций,
согласованного стиля поведения
В зависимости
от выбора модели рынка ценных
бумаг характер регулятивной
инфраструктуры может быть
Регулятивная инфраструктура фондового рынка в России характеризуется:
- смешанной моделью инфраструктуры;
- гипертрофированной
ролью государства в
- значительными пробелами в законодательстве о ценных бумагах;
- жесткими предписаниями и слабым контролем за их исполнением;
- отсутствием правил
честной практики на рынке
ценных бумаг, формально
- отсутствием
традиций и обычаев (в связи
с 70-летним перерывом в
III.1 Государственное регулирование
Государственное
участие в регулировании
Основные
функции государства в
а) идеологическая и законодательная (концепция рынка, программа ее реализации и т.п.;
б) концентрация ресурсов на цели создания рынка и его инфраструктуры;
в) установление "правил игры" (требований к участникам, операционных и учетных стандартов);
г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
д) создание
системы информации о
е) формирование
системы защиты инвесторов от
потерь (в т.ч. государственные
или смешанные схемы
ж) предотвращение
негативного воздействия на
з) предупреждение
чрезмерного развития рынка
государственных ценных бумаг
(отвлекающего часть денежного
предложения инвестиционных
Другим
аспектом роли государства на
рынке ценных бумаг является
то, что оно выступает крупнейшим
эмитентом (финансирование
Российский
фондовый рынок имеет исключите
1) смешанная
модель рынка ценных бумаг
(центральный банк и
2) активное
вмешательство в
III.2 Саморегулируемые организации
Саморегулируемыми организациями признаются предпринимательские ассоциации, добровольные объединения, устанавливающие для своих членов формальные правила в ведении бизнеса.
В странах
с рыночной экономикой обязательно
существует одна или несколько
ассоциаций инвестиционных институтов,
действующих в национальном