Рынок ценных бумаг РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг - отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на большое количество акционерных обществ.

Содержание

Введение
1. Понятие ценных бумаг. Виды и классификация ГЦБ в Казахстане..…………………………………………………………………………..5
1.2 Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане………………...10
2.Анализ рынка ценных бумаг в Казахстане.....………………………………….14
2.1. Состояние рынка ценных бумаг на современном этапе…………………….14
2.2. Анализ современного рынка государственных ценных бумаг……………..17
2.3 Анализ корпоративных ценных бумаг в Казахстане…………………...……21
3. Проблемы и перспективы развития ГЦБ Казахстана………………...……….32
Заключение………………………………………………………………………….37
Список литературы……….…………………………………………………………….…...39

Работа содержит 1 файл

Финансы Курсовая.docx

— 277.62 Кб (Скачать)
    • Среднесрочные казначейские валютные обязательства ГСКВО (МЕОКАВМ);

Название "государственные среднесрочные  казначейские валютные обязательства" на государственном языке - " Мемлекеттiк орта мерзiмiдi казьшашылык валюталык, шндеттеме" (МЕОКАВМ). Цели выпуска - расширения видов инструментов, используемых для финансирования дефицита республиканского бюджета. Казначейские валютные обязательства выпускаются в бездокументарной форме, размещаются аукционным методом и обращаются путем ведения соответствующих записей на счетах "депо" их держателей в закрытом акционерном обществе "Центральный депозитарий ценных бумаг" (далее - Депозитарий) и на счетах "депо", открытых у первичных дилеров на рынке государственных ценных бумаг по их инвесторам. Номинальная стоимость казначейского валютного обязательства -100 долларов США. «Правила выпуска, размещения, обращения, погашения и обслуживания государственных среднесрочных казначейских валютных обязательств Республики Казахстан со сроком обращения один год и более» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от "18" апреля 2000 года N 597.

    • Специальные валютные государственные облигации СВГО (АВМЕКАМ);

Специальные валютные государственные облигации (АВМЕКАМ) номинальной стоимостью 100 долларов США выпускаются Министерством  финансов Республики Казахстан от лица Правительства Республики Казахстан.Цель выпуска - защита пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. Срок обращения пять лет. «Правила выпуска, обращения и погашения специальных валютных и государственных облигаций со сроком обращения пять лет» утверждены постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 апреля 1999 года N 363

    • Национальные сберегательные облигации (НСО);

Национальные  сберегательные облигации выпускаются  Министерством финансов Республики Казахстан в дематериализованной форме сроком обращения 364 дня (52 недели). Проценты по доходности выплачиваются ежеквартально.

    • Ноты Национального банка РК (специальные, краткосрочные валютные и краткосрочные ноты (в тенге) [3];

Представляют  собой инструмент денежно-кредитной  политики, предназначенный для регулирования  денежной массы в обращении. Краткосрочные ноты со сроком погашения до 90 дней первоначально продаются по цене ниже номинальной стоимости, а погашаются по номинальной стоимости. Выпускаются в бездокументарной форме с номинальной стоимостью 100 тенге, цена отсечения - минимальная дисконтированная цена. Удовлетворение заявок начинается с наименьшего дисконта и заканчивается при том дисконте, при котором исчерпывается объем эмиссии.

Преимущества  ГЦБ перед другими финансовыми  инструментами  проявляется в  том, что эмиссия ГЦБ и доход  от ГЦБ не облагаются налогом. Высокий  относительный уровень надежности и соответственно минимальный риск потери капитала и доходов по нему.  

 

Классификация ГЦБ :

По  эмитенту

· Правительство  РК (Министерство финансов);

· Национальный Банк РК;

· Местный  исполнительный орган.

 

По  срокам обращения 

· Краткосрочные - до 1 года;

· Среднесрочные - от 1 года до 10 лет;

· Долгосрочные - свыше 10 лет.

 

По  условиям покупки 

· По дисконтированной стоимости;

· По номинальной стоимости.

 

По  способу получения доходов 

· Процентные ГЦБ;

· Дисконтные ГЦБ;

· Выигрышные ГЦБ;

· Комбинированные  ГЦБ.

 

ГЦБ могут приобретаться на первичном  или вторичном рынках.

На  первичном рынке Инвестор (юридические  и физические лица) приобретает ГЦБ  непосредственно у Эмитента  путем  покупки на аукционе, первичных торгах или подписки при размещении.

Вторичный рынок ценных бумаг - это сфера  обращения ценных бумаг, куда они  попадают после того, как их начинает продавать первый владелец, купивший их у Эмитента. Вторичный рынок делится на организованный (Казахстанская Фондовая биржа, Котировочные системы) и неорганизованный. [4]

Рынок ценных бумаг имеет целый ряд  функций, которые условно можно  разделить на две группы: общерыночные функции, присущие каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

1. коммерческая  функция, т.е. функция получения  доходов от операций на данном  рынке;

2. ценовая  функция, т.е. рынок обеспечивает процесс складывания цен, их постоянное движение и т.д.;

3. информационная  функция, т.е. производит и доводит  до своих участников рыночную  информацию об объектах торговли  и ее участниках;

4. регулирующая  функция, т.е. рынок создает правила торговли и участие в ней, порядок разрешения спора между участниками, устанавливает приоритеты и органы контроля, или даже управления и т.д.

К специфичным  функциям рынка ценных бумаг можно  отнести следующее:

· функции страхования ценовых и финансовых рисков;

· перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

· перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

· финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без выпуска в обращение дополнительных средств

Вывод: В настоящий период времени в  Казахстане имеется большое количество различных видов ценных бумаг, в  особенности ГЦБ, которые играют очень важную роль в становлении  экономики Казахстана: рынок ценных бумаг служит важнейшим механизмом оздоровления финансовой системы и  преодоления спада производства, а также в преодолении инфляционных процессов. РЦБ позволяет реализовать  основное направление бюджетной  политики по безинфляционному покрытию государственного бюджета.

 

         1.2. Становление и развитие рынка ценных бумаг в Казахстане

Казахстанский рынок ценных бумаг существует более 10 лет. Первые его элементы появились  в 1991 году, когда на базе законодательства СССР, стали создаваться акционерные  общества, брокерские фирмы, фондовые биржи.

Особенность развития рынка ценных бумаг в  РК в начале 90-х гг. заключалась в том, что рынок наполнялся ценными бумагами довольно хаотично, что было обусловлено замедленными масштабами приватизации, а также отсутствием систематизированного выпуска государственных ценных бумаг по линии Министерства финансов и Национального банка РК. Отсутствие спроса на эти бумаги объяснялось рядом причин. Во-первых, тогда еще не был создан реальный рынок ценных бумаг, т.е. не было сравнительно широкого акционирования или интенсивного выпуска акций. Во-вторых, доверие к государственным процентным бумагам со стороны населения и юридических лиц было утрачено в связи с началом спада производства и отсутствием разработки конкретной экономической программы правительства.

В этой связи следует отметить, что НБ РК необходимо было создать свой рынок  государственных ценных бумаг, его  структуру и классификацию государственных  ценных бумаг. Это необходимо прежде всего для укрепления казахстанской финансовой системы, так как с помощью различных видов бумаг и различных сроков их реализации может быть обеспечено частичное покрытие бюджетного дефицита.

В начале 90-х гг. рынок ценных бумаг не был единым цельным организмом: размещение и покупка государственных и частных ценных бумаг производились разрозненно, независимо друг от друга, механизм конкуренции по существу не действовал. Это объяснялось ограниченностью выпуска как государственных, так и частных ценных бумаг на рынке.

В 1991--1992 гг. рынок государственных ценных бумаг РК был еще довольно аморфным, поскольку не сложилась структура  самого рынка. Дело в том, что на первом этапе не было четкого разграничения  между первичным рынком и вторичным (биржевым).

В 1992 году начали свою деятельность на рынке  ценных бумаг первые профессиональные участники - юридические и физические лица, осуществляющие посредническую деятельность на рынке ценных бумаг. Выдача им разрешений (лицензий) осуществлялась Министерством финансов на основании  Временной инструкции о порядке  выдачи разрешения (лицензии) на право ведения посреднической деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением коллегии Министерства финансов от 26 марта 1992 года № 3.

К концу 1994 года такие разрешения (лицензии) получили 1.460 физических и 98 юридических  лиц. При этом предусматривалось, что "юридическое лицо в любой организационно-правовой форме не имеет права осуществлять посредническую деятельность на рынке  ценных бумаг без специалиста, имеющего лицензию на право совершения операций с ценными бумагами", а правом заключения сделок от имени юридического лица обладал только специалист, имеющий  лицензию.

Пока  рынок в основном был представлен  фондовыми и товарными биржами, которые поглощали основной поток  частных ценных бумаг. Развитие же первичного рынка ценных бумаг в структуре  всего рынка возможно лишь при  условии развития следующих основных элементов: более широкой и активной приватизации предприятий, компаний и  ассоциаций; создания системы первичного рынка и его посредников в  лице инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и инвесторами так, как это  принято в мировой практике, в  частности в США, Канаде, странах  Западной Европы и в Японии.

Объектом  реализации на первичном рынке должны были стать не столько акции, сколько облигации компаний и предприятий.

Фондовая  биржа также нуждалась в определенных структурных изменениях. Ее деятельность в значительной степени зависит  от массы поступления ценных бумаг. При этом не следует забывать, что  биржа -- вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т.е. уже прошедших через первичный рынок. Дело в том, что в РК новые выпуски государственных ценных бумаг, в основном акции, поступали на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. В то же время, как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Европы) реализуются также и эмиссии акций. Однако это обусловлено прежде всего огромным объемом выпускаемых ценных бумаг.

Важной  стороной совершенствования рынка  государственных ценных бумаг являлось его правильное регулирование с  помощью эффективного и эластичного  законодательства, которое было бы способно создать объективные правила  игры на рынке. Дело в том, что первым казахстанским законом о рынке  ценных бумаг стал закон Казахской  ССР "Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР" от 11 июня 1991 года, содержавший  всего 14 статей и введенный в действие с 1 октября этого же года. Однако не был принят всеобъемлющий закон  о государственных ценных бумагах  и биржах, как это было сделано  в свое время в западных странах. Так, в США такой закон был  принят в 1933 г. и скорректирован в 1934 г., но действует по настоящее время. В Японии такой закон был принят после войны и в последующие  годы неоднократно корректировался  в соответствии с качественной и  структурной динамикой рынка  ценных бумаг.

20 марта  1994 года был принят указ Президента  Республики Казахстан "О мерах  по формированию рынка ценных  бумаг" № 1613, в соответствии  с которым была создана Национальная  комиссия Республики Казахстан  по ценным бумагам, Председатель  и четыре члена которой первоначально  осуществляли свои функции без  отрыва от основной работы. Указом  было утверждено Положение о  Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам  и предусмотрено создание Центрального  депозитария ценных бумаг Республики  Казахстан в ведении Национальной  комиссии Республики Казахстан  по ценным бумагам. Кроме того, согласно данному указу закон  "Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР" от 11 июня 1991 года был признан  утратившим силу.

11 января 1995 года Президент Республики  Казахстан издал указ "Вопросы  Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам"  № 2019, в соответствии с которым  была исключена ранее действовавшая  норма о том, что Председатель  и члены Национальной комиссии  по ценным бумагам осуществляют  свои функции без отрыва от  основной работы, и утвержден  персональный состав Национальной  комиссии.

21 апреля 1995 года Президент Республики  Казахстан издал указ, имеющий  силу закона, "О ценных бумагах  и фондовой бирже", который  ликвидировал правовой вакуум  в государственном регулировании  рынка ценных бумаг, возникший  после прекращения действия закона "Об обращении ценных бумаг  и фондовой бирже в Казахской  ССР" от 11 июня 1991 года. В данном  указе:

  Национальная комиссия по ценным  бумагам была определена как  центральный орган государственного  управления в составе Кабинета  Министров, осуществляющий государственное  регулирование рынка ценных бумаг  Республики Казахстан, а также  контроль за функционированием рынка и обеспечением (в рамках предоставленных ей полномочий) защиты прав и интересов его участников.

28 марта  1996 года постановлением Правительства  № 370 было утверждено Положение  о Национальной комиссии Республики  Казахстан по ценным бумагам.  При этом, несмотря на то, что указом Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 21 апреля 1995 года Национальная комиссия была определена как центральный орган государственного управления в составе Кабинета Министров, вновь утвержденное Положение устанавливало статус Национальной комиссии как центрального исполнительного органа, не входящего в состав Правительства. Это дало толчок к более быстрому и эффективному развитию рынка государственных ценных бумаг в Казахстане.

 

Из  всего сказанного выше необходимо сделать  вывод об особенностях развития рынка  государственных ценных бумаг в  Казахстане.

Обычно  развитие эффективных рынков государственных  ценных бумаг сопровождает рост всей национальной экономики. В Казахстане зарождение и становление фондового  рынка, его довольно динамичное развитие происходит на фоне постоянного спада  производства. Такая диспропорция в  динамиках рынка государственных  ценных бумаг и общеэкономических  процессов вызывает кризисные явления  на этом рынке. С другой стороны, недоразвитость и несовершенство самого фондового  рынка препятствуют преодолению  тенденции к сужению воспроизводства.

Зарубежный  опыт свидетельствует, что негативное воздействие инфляции в определенной мере преодолевается путем выпуска  индексируемых ценных бумаг. Доход  по таким бумагам индексируется  с поправкой на темп инфляции. В  Казахстане рынок индексируемых  фондовых инструментов пока не создан, что усугубляет пагубное воздействие  инфляции на рынок ценных бумаг.

Информация о работе Рынок ценных бумаг РК