Рынок ценных бумаг основные цели функционирования задача и роль в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 14:54, курсовая работа

Описание работы

Целями моего курсового проекта являются ответы на такие вопросы как: Кто занимается регулированием рынка ценных бумаг? По каким законам осуществляется это регулирование?
Актуальность темы заключается в том, что в наше время ценные бумаги занимают один из важнейших факторов в сфере экономики.
На протяжении долгого времени в нашей стране практически вся сумма понятий и терминов, относящихся к рынку ценных бумаг, употреблялась преимущественно в негативном контексте. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, каким вниманием стали пользоваться у нас акции, облигации, биржи.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………... 4
1 Регулирование рынка ценных бумаг…………………………………... 6
1.1 Понятие и цели регулирования………………………………………. 6
1.2 Принципы регулирования рынка ценных бумаг …………………… 8
1.3 Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг 9
1.4 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг …………… 12
2 Профессиональные участники и банки на рынке ценных бумаг……. 14
2.1 Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг…. 14
2.2 Лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг……………………………………………………. ………. 18
2.3 Роль коммерческих банков на рынке ценных бумаг………………. 19
2.4 Операции коммерческих банков с акциями, облигациями собственной эмиссии на вторичном рынке…………………………………………… 21
2.5 Эмиссия коммерческими банками других видов ценных бумаг…. 21
2.6 Операции коммерческих банков на первичном рынке ценных бумаг. 22
2.7 Операции коммерческих банков на вторичном рынке ценных бумаг. 23
Заключение……………………………………………………………… 25
Список используемой литературы……………………………………… 26
Приложения………………………………………………………………. 27

Работа содержит 1 файл

Работа.doc

— 217.00 Кб (Скачать)

      3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке;

      4. Необходимость обеспечения конкуренции  как механизма объективного повышения  качества услуг и снижения  их стоимости. Этот принцип  реализуется через неприятие  регулятивных документов, делающих  преференции отдельным участникам  рынка. Все 

9

      субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия;

      5. При Разделении полномочий между  регулирующими органами следует  исходить из того, что нормотворчество  и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом;

      6. Обеспечение гласности нормотворчества,  широкое публичное обсуждение  путей решения проблем рынка.  Такой принцип повышает качество  нормотворчества и его объективность;

      7. Соблюдение принципа преемственности  российской системы регулирования РЦБ, имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным.  Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка;

      8. Оптимальное распределение функций регулирования РЦБ между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями). 

      1.3 Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг 

Государство на российском РЦБ выступает в качестве:

  • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
  • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
  • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
  • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
  • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.
 

      Государственное регулирование РЦБ – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

  • государственные и иные нормативные акты;

10

  • государственные органы регулирования и контроля.
 

Формы государственного управления рынка 
 
 
 
 

      Прямое  или административное, управление РЦБ со стороны государства осуществляется путём:

  • установления обязательны требований ко всем участника РЦБ;
  • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
  • лицензирования профессиональной деятельности на РЦБ;
  • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
  • поддержания правопорядка на рынке.

      Косвенное, или экономическое, управление РЦБ осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

  • систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобождённые от них);
  • денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);
  • государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджетные фонды финансовых ресурсов и др.);
  • государственную собственность и ресурсы (государственные предприятия, природные ресурсы и земли).
 

      Структура органов государственного регулирования  российского рынка ценных бумаг  в настоящее время ещё не сложилась.

      На  начало 1996 г. её составляли:

Высшие  органы государственной власти:

      Государственная Дума издаёт законы, регулирующие РЦБ

      Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие РЦБ в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

      Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

      11

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

      Федеральная комиссия по РЦБ (ФКЦБ);

      Министерство  финансов РФ (Минфин);

      Центральный банк РФ (ЦБ);

      Государственный комитет по антимонопольной политике;

      Госстрахнадзор. 

      ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ

      Минфин  РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ЦБ корпораций (кроме кредитных организаций), субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ЦБ, осуществляет выпуск государственных ЦБ и регулирует их обращение.

      ЦБ  РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ЦБ кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ЦБ (в том числе депозитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

      Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

      Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на РЦБ страховых компаний. 

      Основные  законодательные акты, которыми регулируется российский РЦБ:

  • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.);
  • Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.);
  • Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.);

12

  • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.);
  • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
  • Закон "О валютном регулировании и валютном контроле"             (1992 г.);
  • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.);
  • Закон об акционерных обществах (1996 г.);
  • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.);
  • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
  • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.
 

1.4 Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг 

      Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками РЦБ на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

      Количество  и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться  государством, так как один и тот  же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

      Права саморегулируемой организации:

  • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
  • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
  • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
  • информационная деятельность на рынке;
  • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.
 
 

13

      До  принятия Закона о рынке ценных бумаг  в российской практике отсутствовала  юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись  в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      14

  1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ И БАНКИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
 

На основании  Указа Президента от 04.11.94 года №2063 “О мерах по государственному регулированию  рынка ценных бумаг  в Российской Федерации” установлено, что:

      предпринимательская деятельность на рынке ценных бумаг в  Российской Федерации, в том  числе  предоставление  услуг  по  размещению,  купле  и продаже  ценных  бумаг,  осуществляется  исключительно  профессиональными участниками на основании лицензий,  выдаваемых  в  порядке,  определяемом действующим законодательством Российской Федерации; 

2.1 Виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 

      Профессиональные  участники рынка ценных бумаг - юридические лица, в том числе кредитные организации, а также граждане (физические лица), зарегистрированные в качестве предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности:

      а)  Брокерская деятельность.

Брокерской  деятельностью признается  совершение  гражданско-правовых сделок с  ценными  бумагами  в  качестве  поверенного или комиссионера, действующего на  основании договора  поручения или комиссии,  а также доверенности на  совершение  таких сделок  при отсутствии  указаний  на полномочия поверенного или комиссионера в договоре.

          Профессиональный   участник   рынка   ценных   бумаг, занимающийся брокерской деятельностью, именуется брокером.

      В случае если брокер действует  в  качестве  комиссионера, договор  комиссии может предусматривать  обязательство хранить  денежные  средства, предназначенные для инвестирования  в ценные  бумаги  или полученные  в результате продажи ценных бумаг, у брокера на забалансовых счетах и право их использования брокером  до  момента возврата  этих  денежных  средств клиенту в соответствии с условиями договора. 

      б) Дилерская деятельность

Дилерской деятельностью признается совершение  сделок  купли-продажи ценных бумаг  от своего имени и за свой счет путем  публичного  объявления цен покупки  и/или продажи   

15

определенных  ценных  бумаг  с  обязательством покупки  и/или  продажи  этих  ценных   бумаг   по   объявленным   лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Информация о работе Рынок ценных бумаг основные цели функционирования задача и роль в современной экономике