Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы являются институты общественного сектора.

Предметом исследования выступают социально – экономические отношения, возникающие в общественном секторе по поводу реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей.

Целью данной курсовой работы является изучение институтов общественного сектора и их влияние на развитие экономики РФ на примере здравоохранения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика институтов общественного сектора. 5
1.1 Система институтов общественного сектора 5
1.2 Функционирование и взаимозависимость институтов 18
Глава 2. Влияние институтов общественного сектора на развитие экономики РФ (на примере институтов здравоохранения). 24
2.1 Институты здравоохранения в формировании фонда рабочего времени 24
2.2 Эффективность системы институтов здравоохранения в формировании качества трудовых ресурсов 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

Таблица 1

Техническое состояние лечебно-профилактических учреждений

здравоохранения в России. 

  1995 2001 2003 2007 2008
 

Больничные  учреждения и стационары

Всего зданий, тыс. 27,0 24,8 23,8 23,0 24,0
находятся в аварийном состоянии 5,2 3,4 3,3 2,7 2,6
требуют реконструкции 7,7 6,1 6,4 6,0 6,2
требуют капитального ремонта 31,9 29,6 28,5 27,2 45,6
 

Амбулаторно-поликлинические  учреждения

Всего зданий, тыс. 19,7 19,9 20,0 19,1 19,3
находятся в аварийном состоянии 3,6 2,0 1,6 1,4 1,4
требуют реконструкции 5,5 4,8 4,8 4,2 4,4
 

Источник: Здравоохранение в России, 2009: статистический сборник. М., 2009. С.425. 

   Плохое  техническое состояние лечебно-профилактических учреждений является одной из причин, по которой население не хочет  ложиться в больницу, а остается дома и занимается самолечением, в результате чего здоровье населения постоянно ухудшается.

     В зависимости от состояния  здоровья работающего человека, наличия факторов риска заболевания  или выраженной патологии можно  рассмотреть три вида профилактики.

   Первичная профилактика — система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное качественное питание, физическая активность, охрана окружающей среды и т. д.). Основным элементам первичной профилактики надо учить детей дошкольного и школьного возраста, внедрять в систему санитарного просвещения, которое все больше ориентируется на пропаганду здорового образа жизни, занятий физкультурой и спортом. Осуществление мер первичной профилактики должно быть обязанностью всей сети лечебно-профилактических учреждений, и особенно амбулаторно-поликлинических служб, скорой и неотложной помощи, родовспоможения, санитарно-противоэпидемических станций, участковых больниц и т. д.

   Вторичная профилактика — комплекс мероприятий, направленных на устранение выраженных факторов риска, которые при определенных условиях (стресс, ослабление иммунитета, чрезмерные нагрузки на любые другие функциональные системы организма) могут привести к возникновению, обострению заболевания. Наиболее эффективным методом вторичной профилактики является диспансеризация как комплексный метод раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, направленного лечения, рационального последовательного оздоровления.

   Некоторые специалисты предлагают термин третичная профилактика как комплекс мероприятий, по реабилитации больных, утративших возможность полноценной жизнедеятельности. Третичная профилактика имеет целью социальную (формирование уверенности в собственной социальной пригодности), трудовую (возможность восстановления трудовых навыков), психологическую (восстановление поведенческой активности) и медицинскую (восстановление функций органов и систем организма) реабилитацию31.

   Если  профилактика болезней проводится регулярно, то, благодаря ей, в организме запускаются скрытые процессы, которые повышают иммунитет и очищают организм от вредных соединений, которые могут образовываться и откладываться на стенках органов, провоцируя развитие хворей. Лечить уже запущенный недуг намного сложнее, чем предупредить его появление. Раннее выявление патологии на начальных стадиях развития заболевания, своевременное лечение, восстановительные и реабилитационные мероприятия способствуют сохранению здоровья, жизни и профессионального долголетия работающих.  В результате проведения  успешных профилактических мероприятий институтами здравоохранения, работники будут меньше болеть, и фонд рабочего времени будет больше.

   Также институты здравоохранения влияют на увеличения фонда рабочего времени  путем лучшего оказания лечения, лучшего выхаживания  больного, тем самым, уменьшая количество времени пребывания работающего человека в больнице.

   Таким образом, сокращение годового фонда  рабочего времени из-за увеличения сроков временной нетрудоспособности приведет к падению основного показателя общественного развития — эффективности производства. Это повлечет за собой  стагнацию и, следовательно, регресс общества. Именно развитость институтов здравоохранения, способных оказать качественную и своевременную помощь, могут улучшить здоровье населения, что приведет к уменьшению потерь рабочего времени и трудовых ресурсов в связи с заболеваемостью, инвалидностью, преждевременной смертностью. А это, в свою очередь, приведет к дальнейшему общественному развитию и к экономическому росту.

 

2.2 Эффективность системы институтов здравоохранения в формировании качества трудовых ресурсов

   Здоровье  является важнейшим элементом качества рабочей силы. У человека оно генетически обусловлено, закладывается в период внутриутробного развития, формируется в детстве и сохраняется во всем периоде трудовой жизни32.

     За состояние здоровья, прежде  всего, ответственен сам человек.  Однако это является и зоной  ответственности государства, и  специальной группы институтов. Институты медицинских услуг впрямую влияют на здоровье человека.

   Во-первых, во время курирования беременности, родовспоможении, патронировании ребенка от младенчества до вступления в ряды взрослых.

   Во-вторых, в обеспечении профилактики заболеваний,

   В-третьих, в период лечения болезней.

   Институты здравоохранения формируют у  человека интеллектуальное, физическое здоровье, его уравновешенность и  способность к напряженной работе.  Они обеспечивают отчасти и количественные параметры ресурсов труда: увеличивая продолжительность трудоспособного периода, предотвращая инвалидность, сокращая время болезней и их переодичность, уменьшая затраты времени на получение медицинских услуг.

    Финансирование институты здравоохранения  получают отчасти за счет прямого  государственного финансирования  и субсидирования, отчасти за счет получения средств из фондов обязательного медицинского страхования, отчасти  из личных средств самих пациентов или страховых компаний по добровольному медицинскому страхованию. Посредником в получении средств фондов обязательного медицинского страхования и контролером эффективности их использования,  контроля объема и качества медицинской помощи является система ОМС. Она включает Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Страховые медицинские организации (СМО).

    Модель взаимосвязи этих институтов и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) показана на рисунке 5.

Рис. 5. Взаимосвязи элементов  системы здравоохранения33.

     Государство взимает налоги и специальные платежи,  образует с помощью данных средств Фонд ОМС. Фонд нанимая СМО и контролируя их передает им средства.  СМО осуществляя контроль качества медуслуг,  оплачивает счета ЛПУ за лечение застрахованных. ЛПУ оказывает медуслуги и выставляет счета за лечение застрахованных в СМО. Человек лечится, сохраняет здоровье в ЛПУ и передает свой труд предприятию или организации. Предприятие, организация передает налоги и платежи государству. Средства федерального фонда ОМС, передаваемые бюджетам территориальных фондов ОМС на 2009 год составили 2239,825500 млн. руб. Структура доходов бюджета СОФОМС за 2008-2009 гг. представлена в таблице 2. 
 
 

    Таблица 2

    Структура доходов бюджета  СОФОМС за 2008-2009 гг., млн. руб.

Источники поступления 2008 2009
Страховые взносы на ОМС неработающего населения 6172 6767
Единый  социальный налог и др. налоговые  платежи 3147 3091
Прочие  неналоговые поступления 154 101
Дотации и субсидии из ФОМС на ОМС 1741 1641
Прочие  безвозмездные поступления федеральных средств 919 1040
 

Источник: Министерство здравоохранения и социального развития РФ  –   www.minzdravsoc.ru

   Расходы фонда на финансирование Территориальной программы ОМС составили 10 млрд. 939 млн.руб., что на 2 млрд. 455 млн.руб. или на 29 процентов больше, чем в 2008 году.Для придания финансовой устойчивости системы ОМС был обеспечен соответствующий рост тарифов на медицинские услуги. В течение года Законодательным Собранием области четырежды пересматривался бюджет фонда, что позволило увеличить его доходы с 10 млрд. 885 млн.руб. до 12 млрд. 834 млн.руб., и повысить подушевой норматив финансирования Территориальной программы ОМС с 2434 руб. до 2664 рублей (на 230 рублей). Таким образом, даже столкнувшись проявлениями финансового кризиса, фонд в целом сумел в 2009 году обеспечить достойное финансирование системы ОМС34.

  В целях совершенствования системы  ОМС требует решения проблема выявления эффективности деятельности страховых медицинских организаций. Поскольку эффективность есть соотношение результатов и затрат, то встает вопрос что считать результатом? Если бы речь шла обо всей системе, то, безусловно, это сохранение качества и количества трудовых ресурсов для экономики и качество и количества населения для общества в целом. Затраты определяются легче. Это средства ФОМС + приведенные затраты времени и денежные затраты населения вообще и трудоспособного населения в частности. Есть и предложения о выборе страховой компании по ее эффективности для людей. Это  коэффициент заболеваемости  застрахованных по каждой страховой компании. При выборе СМО можно опираться на данный коэффициент. Чем  ниже заболеваемость – тем лучше страховая компания. Однако  на уровень такого коэффициента могут влиять и другие факторы, кроме деятельности страховой компании. Это состав населения на территории по возрасту, это размещение отраслей на данной территории, состояние среды обитания, территориальные различия в насыщенности и качестве ЛПУ – все это повлияет на сравнение СМО разных территорий,  в рамках одной территории на показатель повлияет и состав клиентов предприятий (они различаются по вредности производства, возрастных, половых характеристик работающих и т.д. Для корректного сравнения придется вводить поправочные коэффициенты по «качеству застрахованных», иначе коэффициенты заболеваемости не столько будут отражать качество работы СМО, сколько качество контингента застрахованных35.

  В информации Министерства здравоохранения Саратовской области о выполнении Национального проекта «Здоровье» в качестве показателей качества работы системы используются показатели:  рождаемости, смертности (общий и по классам заболеваний), естественной убыли. Данные показатели по всей России приведены в таблице 3.  
 
 
 
 
 
 

Таблица 3

Родившиеся, умершие и естественный прирост населения  РФ.

Годы Всего, тыс. человек На 1000 человек  населения
родившихся умерших естественный прирост, убыль (-) населения родившихся умерших естественный  прирост, убыль (-) населения
  Все население
1995 1363,8 2203,8 -840,0 9,3 15,0 -5,7
2000 1266,8 2225,3 -958,5 8,7 15,3 -6,6
2005 1457,4 2303,9 -846,5 10,2 16,1 -5,9
2007 1610,1 2080,4 -470,3 11,3 14,6 -3,3
2008 1713,9 2075,9 -362,0 12,1 14,6 -2,5

Информация о работе Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации