Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы являются институты общественного сектора.

Предметом исследования выступают социально – экономические отношения, возникающие в общественном секторе по поводу реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей.

Целью данной курсовой работы является изучение институтов общественного сектора и их влияние на развитие экономики РФ на примере здравоохранения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика институтов общественного сектора. 5
1.1 Система институтов общественного сектора 5
1.2 Функционирование и взаимозависимость институтов 18
Глава 2. Влияние институтов общественного сектора на развитие экономики РФ (на примере институтов здравоохранения). 24
2.1 Институты здравоохранения в формировании фонда рабочего времени 24
2.2 Эффективность системы институтов здравоохранения в формировании качества трудовых ресурсов 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 981.50 Кб (Скачать)
  • институты, выполняющие идеологическую функцию, проявляющуюся в способностях данных институтов выражать интересы конкретных соц. групп, оказывать влияние на органы власти: политические партии и т. д.

  Партии  выполняют роль посредников между  группами населения и государственной властью, обеспечивая сопряжение и учет их интересов в деятельности политических институтов. Партия – это важнейший социально-политический институт, посредством которого осуществляется взаимосвязь гражданского общества и государства18. Именно партия выражает интересы конкретных социальных групп и оказывает влияние на органы власти.

  Обобщая вышесказанное можно сделать  следующий вывод, что общественный сектор - это особая система институтов, с помощью которых обеспечиваются скоординированные действия участников экономических отношений.  Данные институты играют особую роль в развитии экономики России, которая заключается в предоставлении потребителям особого рода благ и услуг, не производимых в частном секторе (либо производимых недостаточно или в неэффективном объеме), в осуществлении перераспределения доходов, в аккумуляции финансовых ресурсов и инвестированием их в социальную сферу, в развитие человеческого потенциала и оказанием людям оздоровительных и лечебно-профилактических услуг, а также в социальной  помощи и защите населения.

 

1.2 Функционирование и взаимозависимость институтов

   Общественный  сектор представляет собой очень сложное и многогранное явление, которое внутренне многообразно структурировано, и эти структуры связаны между собой огромным количеством взаимозависимостей, общих и противоречащих друг другу интересов, ценностей и установок. Каждый институт общественного сектора выполняет свои задачи, успешность которых зависит от согласованности. Задачу согласования берет на себя государство, тем самым, подтверждая важность взаимодействия этих институтов для развития экономики. Схема взаимодействия институтов общественного сектора представлена на рисунке 3.

Рис. 3. Взаимодействие институтов общественного сектора19.

  Рассмотрим  взаимодействие между институтами  общественного сектора подробнее.

  • Местное самоуправление является объективным явлением жизни общества, одной из форм его самоорганизации, а также стабилизирующим фактором в кризисные периоды развития государственности. Государство, так же как и местное самоуправление, является по своей природе социальным институтом и представляет собой одну из форм социальной жизни, одну из форм самоорганизации общества. Между тем едва ли не безразличное отношение государственной власти к жизни населения достигло критической отметки, позволяющей сделать вывод о том, что государственная власть сегодня во многом не выполняет свое социальное назначение. Конечно, местное самоуправление не в состоянии закрыть прорехи в государственной социальной политике. Однако социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государства и местного самоуправления во имя интересов населения Российской Федерации.

   Эффективная и плодотворная деятельность государства возможна лишь при наличии жизнеспособной структуры местного самоуправления. Главная задача государства - создать необходимые правовые и организационные условия, благоприятную политическую атмосферу для становления в обществе самоуправленческих начал, первичным из которых является широкое и повсеместное развитие местного самоуправления. Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством, его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. Согласно Европейской Хартии местного самоуправления государство регулирует распределение финансовых средств между органами местного самоуправления, предоставляет им субсидии на финансирование определенных проектов. Без государственного решения этой задачи местное самоуправление не в состоянии нормально функционировать20.

  Таким образом, взаимодействие государства и местного самоуправления можно трактовать как элементы единой системы социального управления, публичной власти, обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого.

  • Государство и местное самоуправление взаимодействует с институтами здравоохранения при помощи финансирования.  Однако выделяемых бюджетных средств становится недостаточно даже для сохранения сети государственных лечебно-профилактических учреждений и уникальных специализированных центров. Поэтому в настоящее время наряду с бюджетным, возник внебюджетный источник финансирования - обязательное  и добровольное медицинское страхование.

  Государство и местное самоуправление в первую очередь, обязаны четко и однозначно определить гарантии и стандарты предоставления тех или иных бесплатных благ для населения или отдельных его групп с учетом реальных источников финансирования. Должны быть определены четкие правила распределения тех услуг, которые, в силу финансовых ограничений, не могут быть общедоступными. Медицинские учреждения в рамках установленных для них стандартов и правил должны быть наделены самостоятельностью, позволяющей оптимизировать формы и методы предоставления своих услуг. Задача государства при этом – стимулировать в здравоохранении частное финансирование, способствовать тому, чтобы для потребителей, готовых оплачивать услуги самостоятельно, это не замещало государственные гарантии, а на законных основаниях дополняло их21. Следовательно, взаимосвязь государства и институтов здравоохранения  повышает продолжительность и качество жизни граждан.

  • Взаимосвязь государства и образования в современном обществе очевидна. Именно образование является ориентированной в будущее детерминантой, от которой зависит перспективное состояние общества, его потенциал развития. Без массовой общеобразовательной и профессиональной подготовки населения невозможна экономическая независимость, а с ней и государственная самостоятельность любой страны. Государство определяет параметры обязательного образования, соотношение платности и бесплатности образования. Роль государства в институтах образования превратить его в  общенациональный приоритет22. Это достигается множеством государственных факторов, таких как, законодательство, бюджет, налоговые льготы, создание и поддержка специальных фондов, поощрение инициативы по созданию, поддержке и развитию различных образовательных структур и учреждений.
  • Сотрудничество органов государственной власти и местного самоуправления с политическими партиями, благотворительными организациями и фондами, а также с институтами, решающими проблемы, связанные с различными видами социальной помощи и защиты связанно со  способностью инициативно взять на себя решение части социально значимых проблем при поддержке государства, способствовать реализации гражданами своих интересов и за счет привлечения добровольческого труда минимизировать расходы на социальную сферу. В свою очередь государство через законодательные механизмы, экономические рычаги создает среду, которая либо содействует развитию данных институтов, либо является нейтральной или даже враждебной  к развитию этих институтов.
  • Взаимосвязь институтов здравоохранения и образования заключается в подготовке высококвалифицированных кадров, которые в будущем будут работать в здравоохранении, так как именно от качества кадров зависит эффективное функционирование институтов здравоохранения. Также в системе образования следует решать  проблемы связанные со здоровьем, с помощью физического воспитания, пропагандирования здорового образа жизни и изучения правил оказания первой медицинской помощи. В свою очередь от качества здравоохранения зависит здоровье учащихся, а следовательно и их  умственные способности. Чем реже они будут пропускать занятия, тем качественнее они получат знания и тем более квалифицированными они выйдут из учебных заведений. А это гарантирует успешное функционирование экономики.
  • Институты здравоохранения, образования, молодежные, женские, детские ветеранские движения, профсоюзные объединения взаимодействуют с различными благотворительными организациями и фондами в целях получения денежных средств для финансирования  определенных для них мероприятий. В свою очередь  институты здравоохранения, образования, молодежные, женские, детские ветеранские движения, профсоюзные объединения придают огласке действия данных фондов и благотворительных организаций.
  • Институты здравоохранения и образования взаимодействуют с политическими партиями в целях получения спонсорской помощи, либо для привлечения материальных и трудовых ресурсов, виде,  альтернативной воинской службы, отработкой членами партий определенного времени по уборке территории учебного или лечебного заведения (субботников) и т.д. В свою очередь здравоохранение и образование придает огласке действия данных фондов, партий с помощью СМИ, а так же информированности своих посетителей об этом23.

  В следующей главе более подробно будет рассмотрено влияние институтов  здравоохранения на развитие экономики РФ, так как здравоохранение - это система жизнеобеспечения, один из важнейших институтов безопасности нации, ибо речь идет о воистину самом бесценном в мироздании – здоровье и жизни человека24. При этом здравоохранение оказывает воздействие на здоровье как на индивидуальном уровне –  здоровье конкретного человека, так и на групповом (популяционном) уровне –  общественное здоровье. Общественное здоровье, являясь реальным результатом социально – экономического развития выступает в то же время естественным условием дальнейшего роста общественного организма. Хорошее здоровье населения – залог большей продолжительности жизни, более высокой производительности труда, а это в свою очередь приведет к дальнейшему общественному развитию и экономическому росту.

   Таким образом, взаимодействие институтов общественного сектора имеет большое значение для поддержания стабильности, снижения социальной напряженности, успешного проведения государственной политики, в том числе социальных реформ, и для развития экономики в целом.

 

Глава 2. Влияние институтов общественного сектора на развитие экономики РФ (на примере институтов здравоохранения).

2.1 Институты здравоохранения в формировании фонда рабочего времени

   Главной производительной силой общества являются трудовые ресурсы. Здоровье работающего населения — это динамическое состояние (процесс) сохранения и развития их биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни25. Эффективность функционирования рабочей силы определяется такими показателями, как степень вовлечения работников в производство, использование годового фонда рабочего времени, производительность труда. Из-за ухудшения здоровья работников все перечисленные показатели уменьшаются, что снижает эффективность потребления рабочей силы и соответственно падение основного показателя общественного развития — эффективности производства. А это влечет стагнацию и, следовательно, регресс общества.

   В Российской Федерации по болезни  теряется в среднем 10 рабочих дней в год на одного работающего, тогда  как в странах ЕС этот показатель составляет менее 8 дней. Среднее число пропущенных по болезни рабочих дней в Российской Федерации за 2009 г. (вычислено на основании данных РМЭЗ) в сравнении с данными для стран, вступивших в ЕС показано на рисунке 4. 
 
 

 

Рис. 4. Среднее число пропущенных за год по болезни рабочих дней на одного работающего в РФ (2006–2009 гг.) и странах ЕС-15 (2009 г.)26.

   В  странах ЕС количество пропусков  рабочих дней по болезни намного  меньше чем в России, так как  здравоохранение там более развито, лучше условия труда и начальство заинтересовано в сокращении времени простоев по болезни. Для стимулирования прироста капитала здоровья многие фирмы используют премирование к отпускным (“лечебные”) работникам, не болевшим в течение года. А в России, по мнению специалистов, борьба с потерями по болезни рабочего времени пока не очень заботит менеджеров. "Во многих компаниях понимают, что, когда сотрудники болеют, это плохо. Но пока они находятся не на том уровне, чтобы просчитать это экономически и подумать о том, как можно снизить издержки", - считает Марина Баранофф, вице-президент Профессиональной кадровой лиги27.

  Пропуск работы по болезни ведет к значительным убыткам. Суммарные издержки, обусловленные пропуском рабочих дней по болезни в Российской Федерации, составляют 1,37% от ВВП28. Невыходы сотрудников на работу по болезни приводят к сокращению фонда рабочего времени, а это, в свою очередь, влечет за собой прямые издержки на оплату больничных листов (там, где это предусмотрено) и косвенные издержки, обусловленные снижением производительности во время отсутствия работника. В целом же сокращение фонда рабочего времени из-за  невыходов на работу сводится к:

  • переброске работы внутри компании или предприятия (переработки, перегрузки, откладывание в сторону другой, менее срочной работы);
  • увеличению вложений в трудовой процесс с применением других методов (введение сверхурочных, замена нетрудоспособных, привлечение помощи извне);
  • отсутствию возможностей или желания компенсировать остановки рабочего процесса (когда работа откладывается или остается невыполненной, и возможно, что трудовая деятельность других сотрудников при этом нарушается или прерывается)29.

  Увеличение  фонда рабочего времени происходит за счет сокращения целодневных потерь из-за неявки на работу в результате производственной травмы или заболевания, а это в свою очередь зависит от услуг здравоохранения, которое сопровождает человека с самого рождения до его пенсионного возраста. 

   В первую очередь главной целью  институтов здравоохранения является не лечение всевозможных болезней, а создание профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и устранение факторов заболевания. Важнейшей составной частью всех профилактических мероприятий является формирование у населения медико-социальной активности и установок на здоровый образ жизни. Выдающийся хирург Н. И. Пирогов говорил: «Будущее принадлежит медицине профилактической»30. Меры профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, а также от технической оснащенности институтов здравоохранения. В России техническое состояние большинства лечебно-профилактических учреждений находится в плачевном состоянии, о чем свидетельствуют данные таблицы 1.

Информация о работе Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации