Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:43, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы являются институты общественного сектора.

Предметом исследования выступают социально – экономические отношения, возникающие в общественном секторе по поводу реализацию разнообразных общественно-значимых потребностей.

Целью данной курсовой работы является изучение институтов общественного сектора и их влияние на развитие экономики РФ на примере здравоохранения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Характеристика институтов общественного сектора. 5
1.1 Система институтов общественного сектора 5
1.2 Функционирование и взаимозависимость институтов 18
Глава 2. Влияние институтов общественного сектора на развитие экономики РФ (на примере институтов здравоохранения). 24
2.1 Институты здравоохранения в формировании фонда рабочего времени 24
2.2 Эффективность системы институтов здравоохранения в формировании качества трудовых ресурсов 30
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.doc

— 981.50 Кб (Скачать)

  Являясь центральным элементом общественного сектора, государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты:

   1. правовая функция государства заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики;

Действуя  от имени и в интересах общества в целом, государство устанавливает общеобязательные правила поведения экономических агентов, институционально закрепляет их в форме законов и других нормативно-правовых актов, а также осуществляет контроль за их соблюдением. Для приведения экономических отношений в соответствие с требованиями законодательства государственные власти применяют различные виды санкций (административные, финансовые и т.п.), реализуя тем самым законное право принуждения. К правовой функции государства относится также поддержание традиций экономического поведения, формирование в обществе уважения к законам и преодоление правового нигилизма. Данная функция реализуется на всех уровнях, хотя и имеет свою специфику. Законы и другие нормативные акты, принимаемые центральной властью, действуют на всей территории страны и имеют приоритет перед региональными и местными. Региональные и местные органы власти могут принимать свои законы, которые действуют только на соответствующей территории.

   2. функция распределения;

Эта функция  заключается в выделении государственных  ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др. Государство принимает решения относительно распределения ресурсов, которые могу быть классифицированы следующим образом:

  • решения верхнего уровня, носящие преимущественно политический характер, определяют общие приоритеты и направления использования государственных средств. В Российской Федерации решения верхнего уровня оформляются в виде концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу (на 10 лет), а также среднесрочных программ развития страны, разрабатываемых на период от 3 до 5 лет;
  • решения нижнего уровня, которые являются не стратегическими, а тактическими. Их задачей является конкретизация избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных ресурсов в краткосрочной перспективе.

   Очень важно обеспечить взаимосвязь между решениями стратегического и тактического характера. Данная функция также свойственна различным уровням власти - и центральному, и региональному. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональный средства массовой информации). На региональном и местном уровне должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.

   3. функция перераспределения;

    Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, с целях достижения социальной справедливости. Конкуренция в условиях свободной рыночной экономики представляет собой обезличенный, беспристрастный механизм, а возникающее на ее основе распределение дохода может порождать большее неравенство, чем это желательно для общества. Чрезмерное имущественное расслоение населения может порождать социальные конфликты и, как следствие, несет угрозу для стабильного развития страны.

  Государство может воздействовать на характер распределения  доходов в экономике двумя основными способами:

  • во-первых, путем косвенного регулирования экономики (гарантирование цен сельскохозяйственным производителям, законодательство о минимальных ставках заработной платы, налоговые мероприятия (введение прогрессивного подоходного налога с целью изменить распределение доходов в пользу бедных слоев населения);
  • во-вторых, с помощью трансфертных платежей - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства..

   Перераспределение основано на изъятии доходов у  определенных категорий населения, что в свою очередь предполагает принуждение. Оно не может быть эффективным при отсутствии общественной поддержки. Однако, перераспределительные программы имеют не только позитивные, но и негативные последствия. Они снижают стимулы к труду у получателей социальных пособий. Перераспределение оказывает дестимулирующее влияние на тех, кто трудится с большей производительностью и соответственно получает большие доходы. Определить наиболее эффективные формы перераспределения доходов, вести учет получателей трансфертов и оценить возникающие побочные эффекты можно только обладая очень детальной информацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразно осуществлять на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждан и учет контингента нуждающихся. С другой стороны, эта функция частично реализуется и на общенациональном уровне - например, в форме перераспределения доходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений.

   4. стабилизационная функция государства.

     Заключается в поддержании устойчивости  основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Сама по себе рыночная экономика развивается циклически, проходя стадии спада и подъема. Колебания основных макроэкономических показателей в ходе цикла имеют не только экономические, но и социально-политические последствия. Например, рост безработицы в период кризиса воспринимается обществом не только как негативное экономическое явление, он несет в себе риск роста социальной напряженности. Поэтому задачей государства является сглаживание естественных колебаний рыночной системы с целью обеспечения стабильности в экономике и обществе. Данная функция относится к полномочиям центральных органов власти. Регулировать стабильность денежного обращения можно только на общенациональном уровне, поскольку денежная система едина для страны в целом8.

  • институты решающие локальные задачи (связанные с благоустройством населенных пунктов, развитием соц. инфраструктуры и др. вопросы местного значения): местное самоуправление;

  Такие виды деятельности, как строительство  школ и больниц, организация газоснабжения и водоснабжения в городах и поселках, охрана общественного порядка, благоустройство территории т.п., относятся к категории общественных благ. Они необходимы для нормальной жизни населения, но, поскольку их производство является неприбыльным, частный сектор не может обеспечить его в нужном объеме. Производство общественных благ относится к числу функций государства. Однако, перечисленные задачи не могут эффективно решаться на центральным правительством, ни даже региональными органами власти в силу их удаленности от населения. В силу указанных причин происходило постепенное формирование организованных местных ячеек, которые могли удовлетворять коллективные потребности населения, живущего на определенной территории, в общественных благах с использованием имеющихся в их распоряжении источников доходов. Такое управление на муниципальном уровне, осуществляемое в интересах местного населения, получило название местного самоуправления.

  Российская  Конституция дает следующее определение  местного самоуправления: «признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций 9».

  • институты, выполняющие функцию аккумуляции фин. ресурсов и инвестированием их в социальную сферу:
  • различные благотворительные организации - организации (как правило, неправительственные) создаваемые с целью финансирования различных благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и отдельных граждан.   Благотворительная деятельность характеризуется двумя базовыми признаками: добровольность и бескорыстность. Благотворительная деятельность может осуществляться в следующих формах: передача имущества, выделение денежных средств, бескорыстное выполнение работ и оказание иной поддержки. Реализация целей благотворительной деятельности может осуществляться как прямо, так и опосредованно.
  • В первом случае речь идет о социальной поддержке и защите граждан, предоставлении грантов деятелям науки, культуры, выделении средств организациям здравоохранения, образования, природоохранные мероприятия и т.д.
  • Во втором - об оказании содействия другим лицам в реализации ими целей благотворительной деятельности10.
  • Фонду присущи следующие признаки:

   1) это некоммерческая организация,  не имеющая членства;

   2) учреждается как гражданами, так  и юридическими лицами, также  совместно;

   3) основой создания фонда является  добровольные имущественные взносы учредителей;

   4) должен преследовать социальные, благотворительные, культурные, образовательные и др. цели;

   5) имущество фонда должно использоваться только для целей определенных в его уставе11.

   Многообразие  видов фондов, активно развивающихся  в российской финансовой системе, условно можно объединить в следующие группы:

   • государственные фонды социального  страхования;

   • отраслевые, межотраслевые и специальные  фонды;

   • внебюджетные    фонды    субъектов    Федерации    и    местные внебюджетные фонды;

   • благотворительные фонды12.

  • институты,  решающие проблемы, связанные с различными видами социальной помощи и защиты: молодежные, женские, детские, ветеранские движения, профсоюзные объединения, организации лиц, страдающих различными видами заболеваний, или имеющих какие либо особые проблемы (напр. движения соц. защиты уволенных в запас военнослужащих)13;
  • институты, выполняющие оздоровительную и лечебно-профилактическую функции: институты здравоохранения, предоставления лекарств и медтехники, медстрахования;

  Системы здравоохранения – это системы общенациональных (общегосударственных) социально-экономических и медицинских мероприятий по охране, укреплению и воспроизводству общественного здоровья14. Институт здравоохранения обладает такими учреждениями как больницы, поликлиники, имеет свои органы управления. Для деятельности системы здравоохранения нужны ресурсы в виде помещений, медицинского оборудования, квалификации врачей, доверия со стороны клиентов и т.д. Всё это требует денежных вложений, которые формируются за счет расходов государства и системы обязательного и добровольного медицинского страхования. Основной целью ОМС является гарантия гражданам при возникновении страхового риска получить медицинскую помощь за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия15.

  Услуги  здравоохранения  представляют  собой  результат  полезной  деятельности лечебно-профилактических  и  реабилитационных  организаций,  врачей,  занимающихся  частной  практикой,  и  других     субъектов  индустрии  здоровья,  направленной  на  удовлетворение  потребностей  населения  и  общества  в  квалифицированной  медицинской  помощи. Именно, уровень медицинского обслуживания является показателем благосостояния страны в целом. Поэтому в каждом государстве должна быть эффективная система здравоохранения, которая не только многократно возвратит в казну затраченные на нее средства, но и установит новые, более высокие стандарты жизни и социального согласия в обществе.

  • институты, выполняющие функции, связанные с развитием человеческого потенциала и предоставлением соц. и консультационных услуг в поливариантных формах: институты образования, национально-культурные общества, творческие союзы, научно-образовательные, спортивные объединения, клубы по интересам;

  Образование - это процессы и одновременно результаты этих процессов, представленные в виде определенного набора знаний, навыков, умений, культурных и нравственных установок, приобретаемых личностью16. Применительно к высшему образованию - это процессы и виды деятельности вузов, направленные на подготовку специалистов в той или иной области на основе передачи обучающимся определенной совокупности теоретических и практических знаний, необходимых для реализации успешной профессиональной деятельности17. Кроме того, высшее образование предполагает, что выпускники вуза должны обладать высоким культурным уровнем развития. Но чтобы человек был всесторонне развит, он должен посещать не только высшие учебные заведения, но и другие  различные институты, которые расширят его кругозор. 

Информация о работе Роль институтов общественного сектора в развитии экономики Российской Федерации