Роль государства в условиях перехода к рынку

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 06:59, курсовая работа

Описание работы

Одним из главных вопросов рыночной экономики, неизменно вызывающим бурные споры, как среди экономистов различных направлений, так и среди политиков, является проблема правильного соотношения рыночных сил и государственного регулирования. К началу ХХI века он оказался актуален не только для стран, недавно вступивших на путь рыночных преобразований, но и для стран с устоявшимися рыночными структурами, незыблемыми институтами частной собственности и развитой системой государственного регулирования.

Задачи:

1.Изучить материалы и работы по проблеме государственного регулирования рыночной экономики;
2.Изучить механизм перехода к рыночной экономике;
3.Выяснить степень необходимости государственного регулирования экономики в условиях перехода к рынку

Содержание

Введение. 3

1.Рыночная экономика и государство. 4

1.1 Рыночная экономика, её характеристика и структура. 4

1.2 Типология рынка. 7

1.3 Условия перехода к рыночной экономике в России. 10

2.Роль государства в рыночной экономике. 14

2.1 Эволюция взглядов на роль государства в обществе. 14

2.1 Методы и организация государственного регулирования экономики. 21

3.Рыночная экономика России. 26

3.1 Развитие рыночных отношений. 26

3.2 Развитие экономической свободы и рыночных институтов. 29

Заключение 32

Список литературы: 34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ роль госва в условиях перехода к рынку (готово).docx

— 236.12 Кб (Скачать)
 

    К середине 21 века, экономисты, исповедующие рыночные отношения, во многом утратили влияние на выработку социально-экономической политики и поддержку общественного мнения. На первый план вышли теоретики активного государственного вмешательства в экономику, прежде всего кейнсианцы. Несмотря на традиционную приверженность ценностям экономической и личной свободы, большинство американцев разделяли в тот период многие положения теории и практики социально ответственного государства или так называемого государства всеобщего благоденствия. Такие направления вмешательства государства, как поддержание определенных стандартов уровня жизни для неимущих слоев, особенно пенсионеров, инвалидов, сирот, признавались необходимыми повсеместно. Это же касалось и гарантий прав расовых и этнических меньшинств. В течение по крайней мере 40 лет после Великой депрессии активное участие государства в экономической жизни трактовалось большинством ученых-экономистов как необходимый и уже встроенный элемент общественного развития. В этот период государственные предприятия весьма успешно функционировали в разных отраслях экономики Европы - от транспорта (Великобритания) и автомобильной промышленности (Франция и Италия) до рекламы (Франция). Даже в США, несмотря на традиционно негативное отношение американцев к роли государства в экономике и безусловную приверженность большинства принципам свободного предпринимательства, многие стали воспринимать активное регулирующее вмешательство государства в общественно-политические процессы как данность и необходимость. Государство взяло на себя ответственность за уменьшение масштабов бедности в стране, развитие образования и в значительной степени здравоохранения, предоставление многих других социальных услуг, оно проводило все более активную макроэкономическую политику, причем как косвенными мерами, так и нередко мерами административного характера.

  Провозглашенная президентом Джонсоном задача построения "великого общества", по сути, мало чем отличалась от патерналистских  государственных программ в социалистических странах. Совокупные расходы государства  в процентном отношении к ВВП  в большинстве развитых стран  достигли к концу 70-х годов огромных размеров - от 57% в Швеции и Дании, 46-47% в Италии и Греции, 42% в Германии, Канаде и Ирландии, до 37% в Великобритании, Португалии и Финляндии, 34% в США  и 28% в Японии. Вместе с тем многие экономисты и политики уже тогда видели недостаточную эффективность ряда государственных программ в социально-экономической области.

  Экономисты  стремились к определению точных условий, при которых невидимая  рука направляет экономику по пути эффективности. Сейчас известно, что  утверждение об эффективности рыночной экономики действительно только при строго ограниченных условиях. Существует много проблем, с которыми рынок не справляется адекватным образом. Но по-прежнему существуют значительные расхождения относительно того, насколько  ограниченной и насколько активной должна быть роль государства. Некоторые  экономисты, такие как профессор  Гарвардского университета Джон Кеннет Гэлбрейт, считают, что государство  должно играть более активную роль, тогда как другие, такие как  лауреат Нобелевской премии Милтон Фридмен из Гуверского института  Станфордского университета и Джордж Стиглер из Чикагского университета, полагают, что роль государства должна быть менее активной.

  Примерно  с начала 80-х годов стало очевидным, что экономическая роль государства  в рыночной экономике имеет свои пределы, свою нишу, где она дает максимальный эффект: государственное  вмешательство не должно подавлять  сами основы рыночного механизма, конкуренцию, самостоятельность товаропроизводителей, нарушать экономические и социально  оправданные пропорции между  накоплением и потреблением. Вопрос может быть поставлен таким образом - каково оптимальное с точки зрения интересов экономики и общества соотношение между государственным и частным секторами экономики. Где проходят, с одной стороны, границы приватизации и эффективного частного сектора экономики и государства - с другой, а также какова роль, и главное - каков вектор ответственности государства в современной экономике и обществе. Это отнюдь не теоретические вопросы, они продолжают оставаться предметом острых политических дебатов и общественных дискуссий в США и других развитых странах на рубеже ХХI века.

  В целом, трудно переоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и де регулирование, что и было сделано в 1986 году. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.

  2.1 Методы и организация государственного регулирования экономики.

 

  Государственное регулирование экономики в тех  или иных масштабах присуще любой  экономической системе. В экономике, основанной на рыночной конкуренции  и макроэкономическом регулировании, государству отводится весьма значительная роль. Вмешательство государства  в экономические процессы осуществляется с целью обеспечения прогрессивных  сдвигов в пропорциях воспроизводства, условий для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий.

  Государство в современных условиях,  как  показывает опыт развитых индустриальных стран, все шире применяет прогнозирование, программирование и планирование на макроэкономическом уровне. Не исключаются  и традиционные средства: пошлины, налоги, преференции отечественным производителям, субсидирование ряда отраслей и т.д. Без этих рычагов регулирования  нельзя обеспечить структурную перестройку  экономики, определить приоритеты развития, выправить платежный баланс, сохранить  на должном уровне обороноспособность страны.

  Воздействие государства на экономические процессы базируется на сочетании рыночного  саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие  функции,  как  обмен  продуктами  труда  обособленных  товаропроизводителей; стимулирование повышения ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.

  Государство применяет определенные регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является контрольная  функция, например разработка различных  стандартов (экономических, социальных и др.). Налоги позволяют государству  регулировать определенные виды предпринимательской  деятельности,  а через государственные  расходы оно стимулирует фирмы  и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Государством применяются  методы прямого и косвенного регулирования  экономики.

  К методам прямого государственного воздействия относятся:

  - определение стратегических целей  развития экономики и их выражение  в индикативных и других планах, целевых программах;

  - государственные заказы и контракты  на поставки определенных видов  продукции, выполнение работ,  оказание услуг;

  - государственная поддержка программ, заказов и контрактов; нормативные  требования к качеству и сертификации  технологий и продукции;

  - правовые и административные  ограничения и запреты по выпуску  определенных видов продукции  и т.п.;

  - лицензирование операций по экспорту  и импорту товаров, т.е. внешнеторговых  операций.

  Прямые  методы государственного регулирования  экономики не связаны с созданием  дополнительного материального  стимула или опасностью финансового  ущерба и базируются на силе государственной  власти.

  Методы  косвенного государственного регулирования  экономических процессов опираются, в основном, на товарно-денежные рычаги, определяют «правила игры» в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности. К ним следует отнести:

  - налогообложение, уровень обложения  налогами и систему налоговых  льгот;

  - регулирование цен, их уровня  и соотношений;

  - платежи за ресурсы, ставки  процента за кредит и кредитные  льготы;

  - таможенное регулирование экспорта  и импорта, валютные курсы и  условия обмена валют.

Рис.2 Способы, методы и инструменты государственного регулирования рыночной экономики.

  

  Сфера применения косвенного регулирования  по мере развития рыночной экономики  значительно расширяется, сужая  возможности прямого вмешательства  государства в процессы расширенного воспроизводства.

  Важнейшей предпосылкой государственного регулирования  экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех  или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование  приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это связано с тем, что в  условиях рынка меняются траектории развития, увеличивается выбор его  вариантов, усиливается интенсивность  поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Достигается это с помощью  развитой системы альтернативных прогнозов. Кроме того, в рыночной экономике  увеличивается число субъектов, которые самостоятельно, под свою ответственность, принимают те или  иные решения (государственные предприятия  и предприятия с иностранными инвестициями, кооперативы, фермерские хозяйства, местные органы власти республик, краев, областей). Каждому из этих субъектов  необходимо предвидеть изменения рыночной конъюнктуры, возможные последствия  своих решений.

  К числу важных методов государственного регулирования экономики относится  планирование. Оно осуществляется путем  разработки заданий по целенаправленному  воздействию на процесс воспроизводства. Планы представляют собой документы, в которых в форме заданий  и показателей отражены основные цели намеченных преобразований по развитию экономики страны. Они могут носить директивный и индикативный характер. В условиях рыночной экономики планирование не может принимать форму всеобщего  охвата сторон экономической и социальной деятельности. Однако рыночная экономика  ни в коем случае не отвергает планирование, поскольку план есть не что иное, как надлежаще оформленное управленческое решение. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта  управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях.

  Для обеспечения в экономике необходимых  стоимостных пропорций составляются финансовые (или стоимостные) балансы, которые характеризуют процесс  формирования и использования денежных доходов и фондов участников расширенного воспроизводства. К числу наиболее важных следует отнести баланс доходов  и расходов государства, сводный  финансовый баланс, платежный баланс и др. Каждый из них решает конкретные задачи, однако все они взаимосвязаны  через показатели друг с другом.

  Именно  поэтому взаимодействие государства  и рыночных процессов определяет во многом устойчивость тех или иных форм функционирования отдельных элементов  рынка, таких, как организации, фирмы, предприниматели, и определяет их отдельные  действия в рамках, экономической  деятельности. Однако необходимо учитывать, что взаимодействие государства  и рынка происходит, в том числе, при участии государственных  органов. Очевидность влияния характера  воздействия государственных органов  на рыночные процессы приводит к необходимости  выявления условий, образующих различные  модификации этих отношений. Условием обнаружения отклонений от устоявшейся  формы взаимодействия государственных  органов является различение в структуре  государства уровней государственного управления.

  Большое значение в государственном регулировании имеют экономические нормативы и показатели. Экономические нормативы определяют общие для всех хозяйственных агентов или дифференцированные для их групп «правила игры» — ставки налогов, таможенных пошлин, валютных курсов и т.п. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов. Показатели характеризуют в количественном выражении изменения темпов и пропорций воспроизводства на всех его уровнях, затраты ресурсов и эффективность их использования. Они могут выражаться в натуральном, стоимостном виде и в относительных величинах. На уровне основного производственного звена преобладают натуральные показатели, на отраслевом, региональном и международном — стоимостные.

Информация о работе Роль государства в условиях перехода к рынку