Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе государства. Предметом - финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе государства;
2) Рассмотреть виды государственного регулирования финансов организаций;
3) Выявить формы доступа предприятий к финансовым рынкам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Оценка этапов развития межбюджетных отношений
1.2 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма
1.3 Зарубежная практика регулирования межбюджетных отношений
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
2.2 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам
2.3 Анализ форм межбюджетного регулирования
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2013 ГОДА
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 136.38 Кб (Скачать)

     - ограничения;

     - запреты;

     - лимиты;

     - квотирование и др.

     Их  целесообразно использовать в следующих  областях:

     - охране окружающей среды;

     - сертификации, стандартизации, метрологии;

     - социальной политике;

     - внешнеэкономической деятельности;

     - деятельности естественных государственных  монополий.

     Экономические и административные методы оказывают влияние на финансовую деятельность предприятий.

     Финансы предприятий служат главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование  воспроизводства производимого  продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства  на основе оптимального соотношения  между средствами, направляемыми  на потребление и на накопление. Финансы предприятий могут использоваться для регулирования отраслевых пропорций  в рыночной экономике, способствовать ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств  и современных технологий, ускорению  научно-технического прогресса.

     Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных  ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается.

     Государство должно постепенно отойти от избыточного  вмешательства в дела бизнеса, что  позволит четко очертить сферу государственного регулирования и повысить его  эффективность.

     Для решения этих задач необходимо будет  внести изменения в нормативно-правовые акты по регулированию предпринимательской  деятельности. Правительство РК намерено радикально изменить процедуру регистрации  юридических лиц, перейдя к уведомительному  порядку с одновременным установлением  правил надзора и введением соответствующей  ответственности учредителей за соответствие заявленных сведений их фактическому состоянию.

     В целях создания режима максимального  благоприятствования для развития бизнеса предполагается ограничить полномочия и функции контролирующих органов, упорядочить и упростить  порядок лицензирования видов деятельности, разработать закон о реорганизации  и ликвидации юридических лиц, обеспечивающего защиту прав кредиторов и собственников предприятий и организаций.

                Предварительный финансовый контроль проводиться до совершения операций по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

     Текущий – финансовый контроль, осуществляемый в ходе финансовой операции (в ходе выполнения финансовых обязательств перед  государством, получения и использования  денежных средств для административно – хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.) 7

     Последующий финансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной части бюджета; использования  предприятием или учреждением денежных средств, уплаты налогов и т.п.) В  этом случае определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются её нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

     Наиболее  типичными предметами последующего финансового контроля выступает  следующее:

     -законность  и качественность выполнения  органом управления финансами  своих функций;

     -точность  и объемы выполнения финансовых  планов;

     -полнота  и своевременность выполнения  финансовых обязательств, вытекающих  как из односторонних установлений  государства, так и из финансовых  договоров;

     -соблюдение  правил денежного обращения, включая  валютные операции;

     -законность  и целесообразность использования  государственных денежных средств.

     Задачей последующего финансового контроля является выявление фактов некачественного  исполнения своих финансовых обязанностей и совершения финансовых правонарушений.

     1)        от формы - непосредственный и опосредованный.

     Непосредственный  – финансовый контроль, осуществляемый непосредственно на объекте контроля посредством проведения проверки первичной  бухгалтерской документации, инвентаризации товарно-материальных ценностей.

     Опосредованный  – финансовый контроль, осуществляемый вне объекта посредством проведения проверки отчетной документации.

     2)       от соотношения субъекта и объекта – внешний и внутренний.

     Внешний – финансовый контроль, осуществляемый субъектом контроля в отношении  организационно неподчиненного объекта. Внешний контроль осуществляется в  отношении организационно неподчиненных  объектов. Например, Министерство финансов проверяет предприятие, находящееся  в ведении Министерства промышленности.

     Внутренний  – финансовый контроль, осуществляемый в рамках одной организационной  системы. Например, министерство проверяет  финансовые операции подчиненного ему  предприятия.

     3)     от субъектов контроля – государственный, общественный, независимый.

     Государственный - финансовый контроль, осуществляемый уполномоченным на то государственным  органом.

     Общественный - финансовый контроль, осуществляемый непосредственно населением или  чрез общественные организации.

     Независимый – финансовый контроль, осуществляемый специализированным хозяйствующим  субъектом.

     Завершая  рассмотрение вопроса о классификации  финансового контроля, следует отметить, что данная классификация, как и  любая другая, носит относительный характер. Финансовая деятельность - всегда сложнее всяких схем, в которые ее пытаются втиснуть: виды финансового контроля не отграничены друг от друга китайской стеной, органы контроля не столь строго заспециализированы, чтобы заниматься только одним видом контроля, и т.д.

     При централизации учета за руководителями обслуживаемых учреждений сохраняются  права распорядителей ассигнованиями, в частности: право заключать  договоры на поставку товаров и оказание услуг и трудовые соглашения на выполнение работ; получать в установленном  порядке авансы на хозяйственные  и другие нужды и разрешать  выдачу авансов своим сотрудникам; разрешать оплату расходов за счет ассигнований, предусмотренных сметой; расходовать в соответствии с установленными нормами материалы, продукты питания и другие материальные ценности на нужды учреждения; утверждать авансовые отчеты подотчетных лиц, документы по инвентаризации, акты на списание пришедших в ветхость и негодность основных средств и других материальных ценностей в соответствии с действующими положениями; разрешать другие вопросы, относящиеся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

     Централизованная  бухгалтерия представляет руководителям  обслуживаемых учреждений необходимые  сведения об исполнении смет расходов в сроки, установленные главным  бухгалтером централизованной бухгалтерии  по согласованию с руководителями этих учреждений.

     Учреждения  расходуют государственные средства в соответствии с целевым назначением, согласно утвержденным сметам, строго соблюдая финансово-бюджетную дисциплину и максимальную экономию материальных ценностей и денежных средств. Бухгалтерский  учет должен обеспечить систематический  контроль за ходом исполнения смет расходов, состоянием расчетов с предприятиями, организациями, учреждениями и лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.

     В случаях, когда министерствам, ведомствам, управлениям (отделам) администрации  разрешено в установленном порядке  централизовать в своих сметах средства по входящим в их систему учреждениям для снабжения их материальными ценностями, учет расчетов по этим операциям осуществляется в порядке, изложенном в приложении к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях. Руководители министерств, ведомств, учреждений и их бухгалтерских служб, главные бухгалтеры централизованных бухгалтерий осуществляют руководство организацией бухгалтерского учета и отчетности, контроль за исполнением смет расходов учреждениями своей системы.

     Таким образом, бухгалтерский учет в бюджетных  организациях имеет свои специфические  особенности, обусловленные законодательством  о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:

     -организацию  учета в разрезе статей бюджетной  классификации;

     -контроль  исполнения сметы расходов;

     -выделение  в учете кассовых и фактических  расходов;

     -отраслевые  особенности учета в учреждениях  бюджетной сферы (здравоохранения,  образования, науки).

     Специфические особенности учета в бюджетных  организациях вызывают необходимость  дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово – бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных расходов.

         Эффективность финансового контроля во многом определяется его рациональной организацией: четкого определения субъектов контроля, их прав и обязанностей, сочетания форм и методов проведения финансового контроля. 
 
 
 
 

             1.3.  Формы доступа предприятий к финансовым рынкам 

     Организация финансов предприятий базируется на принципах рыночной экономики.

     К основным принципам рыночной экономики относятся:

     -экономическая  и юридическая самостоятельность предприятия

     -экономическая  эффективность деятельности

     -финансовый  контроль

     -финансовое  стимулирование

     -материальная  ответственность

     На  основе этих принципов каждое предприятие строит свой финансовый механизм:

     -экономическая, юридическая деятельность осуществляет самостоятельно

     -расходы  осуществляет за счет доходов  и, как правило, обеспечивает  не только самоокупаемость, но  и прибыльность.

     -гарантирует  материальную ответственность своим  обособленным имуществом

     -обеспечивает  материальную заинтересованность  работников в результатах труда.

              В целом финансовые рынки (рынки капиталов) - это рынки, которые выполняют роль посредников между владельцами денежных средств и их конечными пользователями.

     Классификация финансовых рынков с выделением структурных составляющих представлена на рисунке 1.3.1

                                                  
 
 
 
 
 

     

     

       

     

       

     

       

     

     

     

<

Информация о работе Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике