Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 15:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности финансов хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе государства. Предметом - финансы хозяйствующих субъектов.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
1) Определить сущность финансов хозяйствующих субъектов и их место в финансовой системе государства;
2) Рассмотреть виды государственного регулирования финансов организаций;
3) Выявить формы доступа предприятий к финансовым рынкам.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Оценка этапов развития межбюджетных отношений
1.2 Проблемы организации межбюджетных отношений на принципах межбюджетного федерализма
1.3 Зарубежная практика регулирования межбюджетных отношений
ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
2.1 Формы финансовой поддержки из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
2.2 Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам
2.3 Анализ форм межбюджетного регулирования
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2013 ГОДА
Заключение
Список литературы
4.
по одностороннему движению
Таким образом финансы - это экономическая категория по поводу распределения стоимости общественного продукта и части стоимости национального богатства путем формирования и использования финансовых ресурсов на цели расширенного воспроизводства и удовлетворение социальных потребностей.
Финансовая
система - совокупность финансовых отношений.
По своей природе финансовые отношения
являются распределительными, причем
распределение стоимости
Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним, в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы:
- финансы предприятий, учреждений и организаций;
- страхование;
- государственные финансы.
Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерии позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как: финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений.
В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.
В
сфере государственных
Сферы
и звенья финансовых отношений взаимосвязаны,
образуя в совокупности единую финансовую
систему. Разные звенья финансовой системы
обслуживают разные виды финансового
распределения: внутрихозяйственное -
финансами предприятий, внутриотраслевое
- финансами предприятий, комплексов,
ассоциаций, межотраслевое и
Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:
• между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
• между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
• между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
• внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
• между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
• между гражданами и государством, органами местного, самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.
Финансовая
система как форма организации
денежных отношений может быть подразделена
на три взаимосвязанные
В
каждой из выделенных подсистем используются
специфические формы и методы
образования и использования
финансовых ресурсов; каждая из них
имеет собственное
Основой
финансовой системы являются децентрализованные
финансы, поскольку именно в этой
сфере формируется
Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества4.
Особое значение в системе децентрализованных финансов и во всей финансовой системе развитых стран мира имеют финансы финансовых посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах. В этом звене финансовой системы в развитых странах мира сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые, прежде всего на инвестиционные цели.
Таким
образом, финансы предприятий
В финансовой системе принято выделять следующие подсистемы - централизованных и децентрализованных финансов.
Централизованные
финансы - экономические отношения,
связанные с формированием и
использованием фондов денежных средств
государства, аккумулируемых в государственной
бюджетной системе и
Децентрализованные финансы - денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Кроме того, к децентрализованным финансам причисляют и финансы домашних хозяйств (граждан).
Таким образом, финансовая система страны включает в себя три основные подсистемы:
· государственные финансы;
· финансы предприятий;
· финансы домашних хозяйств.
Финансы
предприятий - это исходное звено
финансовой системы государства. Основу
сферы финансов предприятий составляют
финансы отдельных
Важная роль финансов предприятий проявляется в следующем:
· финансовые ресурсы, концентрируемые государством в значительной степени формируются за счет финансов предприятий;
· финансы предприятий способствуют непрерывности производственного процесса, нацеленного на удовлетворение спроса на товары и услуги;
· финансовые ресурсы предприятий направляются и на потребление, таким образом, с помощью финансов предприятий опосредованно реализуются социальные задачи развития общества;
· осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и на накопление;
· происходит изменение отраслевых пропорций в рыночной экономике, ускоренное развитие отдельных отраслей экономики, создание новых производств и современных технологий;
· финансы предприятий позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств (граждан) путем инвестирования их в доходные финансовые инструменты, эмитируемые предприятиями.
Все три подсистемы финансов страны тесно взаимосвязаны.
Действующее законодательство предполагает разделение предприятий (организаций) - юридических лиц на коммерческие и некоммерческие.
Коммерческие
предприятия преследуют извлечение
прибыли в качестве основной цели
своей деятельности. Юридические
лица, являющиеся коммерческими организациями,
могут создаваться в форме
хозяйственных товариществ и
обществ, производственных кооперативов,
государственных и
Некоммерческие
организации - не имеющие извлечение
прибыли в качестве такой цели
и не распределяющие полученную прибыль
между участниками. Финансирование
некоммерческих организаций осуществляется
собственником учреждений, благотворительных
и иных фондов, а также в других
формах, предусмотренных законом. Некоммерческие
организации могут осуществлять
предпринимательскую
Финансы предприятий представляют собой финансовые или денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов предприятий. Они формируются за счет таких источников, как собственные и приравненные к ним средства; средства, мобилизуемые на финансовом рынке; и средства, поступающие в порядке перераспределения (страховые возмещения и т.п.).
К
внебюджетным фондам производственного
назначения относятся фонды финансирования
отраслевых и межотраслевых научно-
Значительная часть финансовых ресурсов аккумулируется в фондах социального назначения. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования. Одним из источников образования этих фондов являются обязательные платежи предприятий, включаемые в себестоимость продукции.
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом5.
Внебюджетные фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
Внебюджетные фонды создаются двумя путями:
- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
- формирование внебюджетного фонда собственными источниками доходов для определенных целей.
Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
- обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;
- добровольные взносы физических и юридических лиц;
- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;
- другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.
Информация о работе Роль финансов организаций в финансовой системе современной российской экономике